герои своего времени». Сочинение. Р.р. 2 часа.
Цели и задачи:
Разобраться в их характерах и взглядах на мир, общество, дружбу и любовь., Сопоставить героев, выявив особенности их характеров., Определить причины, обусловившие появление подобных героев в р. лит-ре п. пол. XIX в., Развивать связную речь уч-ся., Совершенствовать умение строить рассуждение на материале худ. произведений., Тренировать навык самостоятельной работы.
I
II
Герой в литературе — художественный образ, действующее лицо в художественном произведении. Великие русские писатели XIX века изображали своих, ставших не менее знаменитыми героев, отображающими свою эпоху, нравы, обычаи, проблемы, традиции. У героев есть свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны, как у всех людей. Но именно в произведениях русской классики XIX века мы видим новых, непохожих, абсолютно разных, но в тоже время иногда удивительно схожих героев. Кто они? Каковы они? Почему они такие, какими их увидели писатели?
Почему эти герои интересны читателю и сейчас?
2. Работа над примерным планом сочинения.
I . Характеристика историко-литературного процесса первой половины XIX века в России.
Начало 19 века принесло с собою поистине революционную ломку всех прежних представлений о ходе развития человеческого общества. Именно тогда и стал складываться взгляд на общество как на организм непрерывно изменяющийся, развивающийся, прогрессирующий по определенным общим законам, то есть взгляд исторический. Сам XIX век получает общественное название «исторического» в отличие от «просветительского» XVIII века.
XIX век – расцвет русской литературы “золотой век”, именно тогда вершины славы достигли Лермонтов, Пушкин, Гоголь и проч.
Но начало века не было мирным временем. 1806-1807 – заграничные походы русской армии, 1812- война с Наполеоном. На литературе эти события естественно отразились, поднятие патриотизма (“Гусар Денис Давыдов”).
Далее, в декабре 1825 года русские революционеры подняли восстание против самодержавия и крепостничества. Декабристы (название получили по месяцу восстания) были дворянскими революционерами, их классовая ограниченность наложила печать на движение, которое по лозунгам было антифеодальным и связано с назреванием предпосылок буржуазной революции в России. Целью восставших было уничтожение самодержавия, введение Конституции и ликвидация крепостного права.
Серебряный век в русской литературе
... опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками. Однако, иногда говорят, что “серебряный век” – явление западническое. Действительно, ... Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы нынешнего столетия. Поэзия этого века характеризовалась в ...
Декабристское восстание взбудоражило не только страну, но и литературный мир, где незамедлительно писатели стали чаще намеками, выражать свое отношение по этому поводу (“Горе от ума”, А. С. Грибоедов).
Далее последовал период реакции (ссылка А. С. Пушкина).
И наконец, 30-е годы – период кризиса одаренных, нужных стране, но не обществу людей (“Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов).
Закат классицизма. Зарождение романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки.
1816-1825 гг.
Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821-1822 гг. ).
Восстание декабристов (1825).
Господствующее направление романтизм. Литература декабристов. Издание альманахов. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812-1824 гг.
1826 — первая половина 50-х гг.
Поражение восстания декабристов. «Новый цензурный устав». Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма.
Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826-1837 гг. ).
Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы — расцвет повести. Выход в свет первого тома «Мертвых душ» (1842).
II . Герой своего времени в русской литературе первой половины XIX века.
В литературе, как и в жизни, всегда есть место геройству, героям. Только в отличие от реальности в увлекательном многообразии вымышленного, но поучительного мира книги герой — это главный персонаж, действующее лицо, а не герой как деятель, совершающий подвиги, хотя и подвиг вполне имеет право на жизнь. Герой в литературе — художественный образ; действующее лицо в произведении.
Сегодня мы поговорим о литературных героях первой половины XIX века. У наших героев есть свои слабости, недостатки, тянущие их вниз, а есть и положительные качества, помогающие героям в жизни.
А) Александр Андреевич Чацкий.
Как сказал наш прославленный писатель И. А. Гончаров: « На фоне сотен Молчалиных находится пара Чацких, и пока они будут, будем и мы.». « Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Б) Евгений Онегин.
Безнадежная любовь к Татьяне приводит Онегина на край гибели. Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Онегина, ибо подлинным героем романа является не он, а некий “сверхгерой”- современный человек вообще.
Декабристы: герои или предатели
... перемен, крепостничество в России было оскорблением национального достоинства просвещенного человека. На взгляды декабристов оказали влияние ... революционности: отвага, смелость, самопожертвование декабристов, но вместе с тем свойственные дворянскому революционеру колебания, ... были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение. Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность ...
В) Григорий Александрович Печорин.
Лермонтов помогает в “Герое нашего времени” нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х годов XIX века. Безвыходность героя напрямую связана с общественно политической ситуацией в России того периода. Провал восстания декабристов, неоправдавшиеся надежды лучшей части общества на освобождение России. Поколение Печорина не знало, как можно реализовать свои замыслы по преобразованию России. Трагедия Печорина — это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе.
Г) Павел Петрович Чичиков.
Павел Иванович деятелен, но свой ум и хитрость он направляет в неправильное русло, не на пользу обществу, а для собственной наживы. Чичиков — замечательный психолог. Умение правильно подойти к людям и помогает Чичикову в его гениальной афере с “мертвыми” душами. Располагающий, вежливый снаружи, внутри гнилой: вот образ нового человека России.
1. Отношение героев к дружбе. Итак, герои в основном проваливают испытание дружбой.
У Чацкого Грибоедов друзей не показывает вообще. Печорин не имеет друзей по собственному убеждению, что “в дружбе один неизменно раб другого”.
Чичиков не видит для себя полезным иметь друзей. У Павла Ивановича существуют лишь полезные знакомые, через которых можно получить выгоду. И Печорин, и Чичиков эгоисты. Они только берут, но не отдают.
В дружбе с поэтом В. Ленским Онегин относится покровительственно, со снисхождением к “юному жару”. Но вскоре в результате ссоры происходит дуэль между приятелями. Евгений страшится общественного мнения и принимает вызов на дуэль, затем убивает Ленского. В дружбе пушкинский герой не преуспел.
2. Испытание любовью. И опять наши герои несчастны.
Избранница Чацкого Софья закрыта с героем, распускает сплетню о его сумасшествии и, по-моему, не достойна честного и открытого грибоедовского героя.
Пушкинский Онегин терпит крах в любви. Судьба наказывает героя произведения за пренебрежение чувствами женщин ранее, за разгульную жизнь и за то, что не увидел в Татьяне-девушке ее потрясающий, ни с чем не сравнимый, чистый внутренний мир. Любовь упущена.
Печорин — эгоист (“я любил для себя, для собственного удовольствия, я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости, их страданья — и никогда не мог насытиться”).
Герой Гоголя не знает, что такое любовь, он о ней просто не задумывается. Чичиков не любит никого и ничего, кроме себя и денег, хотя был бы рад найти жену побогаче.
3. Отношение к Родине, политической ситуации в стране.
В отношении к политической ситуации и государственному строю мнения героев расходятся.
Чацкий видит цель жизни в служении народу, “делу, а не лицам”, в общественном благе, в “Горе от ума” есть намек на тайный кружок.
Так же близок к идеям декабризма и Евгений Онегин. Пушкин говорит о вольномыслии героя, о его причастии к околодекабристскому лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Облегчение участи крепостных (вполне “декабристский” по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, долгие беседы и споры с Ленским на самые животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Онегина с вольнодумцем, философом Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Онегина сопутствовать ему в побеге за границу.
МОУ СОШ № 1 пгт. Новокручининский имени Героя России В.И. Тюрикова
... автор, поэтому оставляет своих героев в реальном мире, утверждая, что жизнь не может быть только ... на озеро»: 2. Прочитайте рассказ. 3. Составьте 10 вопросов по рассказу. 24 НОЯБРЯ, Тема ... 22 февраля 1962 . Место рождения: Ленинград, Россия. Род деятельности: прозаик. Направление: модернизм. Жанр: ... сюжет, повесть Мурашовой — не фэнтези, а честная, даже жестковатая реалистическая проза, напоминающая ...
Печорин — эгоист, ищет счастья личного, а не общественного.
Чичиков направляет свои силы не на государственное процветание, а в собственных нуждах (афера с “мёртвыми” душами).
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение образов литературных героев первой половины XIX века. Определимся в понятиях.
«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» — термин, употребляемый для обозначения литературных героев, находящихся в оппозиции по отношению к общественному строю, наделенных со знанием своей бесполезности, страдающих от отсутствия ясно осознанной цели в жизни. Считается, что понятие «лишние люди» предполагает невозможность «включения » героев данного типа в реальную общественную практику, их «социальную ненужность».
Под «ГЕРОЕМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ» будем понимать героя художественного произведения, отражающего основной конфликт общества в определенный период времени (в момент создания произведения или «жизни» данного персонажа).
Заслугой Грибоедова является то, что герой, противостоящее ему общество, конфликтные отношения между ними получают в комедии «Горе от ума » реалистическое воплощение.
Пушкинский Онегин в романе представлен как явление прогрессивное, национально-своеобразное, большой социальной значимости. Пушкин дал многостороннюю характеристику Онегину, вскрыл его противоречивую сущность, указал на позитивное и негативное значение данного общественного явления. Образом Онегина Пушкин побудил высказать свое слово о «героях своего времени» других писателей XIX века.
Широко используя традиции предшествующей литературы, М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создает свой, особый, тип героя. Писатель приступает к решению труднейшей задачи — показать принципиально новый тип личности, создать образ человека одаренного и мыслящего, но искалеченного светским воспитанием и оторванного от жизни народа. Печорин явился своеобразным «итогом» размышлений автора о сущности «герое своего времени» — явления огромного общественного значения.
Трагизм судьбы героя неизбежен. Беда Печорина не в неспособности, а в невозможности исполнить свое «предназначение высокое», ибо «не обозначился » еще тот путь, по которому мог бы пойти Печорин.
Большинство исследователей считает, что смысл и содержание образа Героя времени 20-30-х годов состоит в вынужденном, исторически обусловленном отказе от деятельности. Персонажи этого периода, обладая незаурядным умом, энергией, не могут действовать в силу объективных причин: условия жизни в крепостнической России, притеснения со стороны правительства, неразвитость общественных отношений — все это не давало возможности для плодотворной деятельности. Поэтому энергия героев тратилась впустую, на удовлетворение индивидуалистических желаний.
«Внеурочная деятельность и ее особенности в учебно-воспитательном ...
... психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; - классификация; - обобщение материалов исследования; Глава I. Внеурочная деятельность и ее особенности 1.1. Сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ Воспитание в школе должно осуществляться ...
Однако передовое общественное значение их не в реальной деятельности, но в уровне и качестве их сознания по сравнению со средой. Неприятие существующих условий жизни, протест в форме неучастия в общественной деятельности обуславливают в эпоху дворянской революционности и последующей за ней реакции «передовую» позицию героев. Вероятно, поэтому некоторые ученые склонны причислять Онегина и Печорина к авангарду общественного движения, видеть в них героев декабристского толка.
К сожалению, в России, в русском обществе они оказываются невостребованными, в то время как отрицательный герой (Чичиков) чувствует себя в обществе XIX века как рыба в воде. Алчность и корысть царят в России. Он деятелен, и его деятельность успешна, но она направлена на обман. Чичиков использует несовершенство политической системы исключительно во благо себе. Гоголь хотел создать положительного героя в третьем томе “Мертвых душ”, но не смог сделать этого, ведь, к сожалению, Русь и положительный герой — вещи несовместимые. Россия устремилась навстречу пропасти, напустив себе туман в очи, пустилась по ложному пути.
Вывод. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: проблема общества первой половины XIX века в России заключается в неприятии умных, одаренных, положительных героев, пусть и бездеятельных; а путь преодоления этой трагедии в том, что смысл жизни героя (и самого человека) состоит в способности служения на благо общества и народа, а не удовлетворению эгоистических интересов личности.
Важно отметить, что все писатели верили в возможность духовного, морального возрождения русской нации. И долг человека — любить Россию (деятельно), начать преобразование общества с изменения самого себя, очиститься от грехов, поверить в силу нашего народа. Ведь душа бессмертна. Надо лишь суметь воскресить ее, а вместе с ней и общество, где мыслители лишние, а авантюристы свои. Лучшее будущее Родины — это не только наша главная обязанность, но и наш священнейший долг.
III
-
Написание черновика. Проверка. Правка
-
Переписывание работы в тетрадь. Проверка.
IV
-
программа либералов,
-
программа рев.-демократов,
-
программа нигилистов,
-
программа славянофилов,
-
программа почвенников.
-
Личность и судьба И.С. Тургенева.
-
Читать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
5 стр., 2418 словСочинения по русскому языку учащихся 3-х классов программа «Школа России»
... изображена тоска. Сочинение по иллюстрации «Иван царевич и лягушка квакушка» — работа русского художника Ивана ... мастер видел образ «чистой заснеженной России». Эта работа стала одной из самых ... и тайну героев. Мне понравилась картина. Она передает всю правду о героях. Анастасия ... Пушкина). Государственная Третьяковская галерея. Русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех ...