«Урок развития речи по русскому языку «Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»»
Урок развития речи в 8 классе.
Тема. Сочинение-описание по картине, К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
Задачи урока:
обучающие:
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- систематизировать собранный материал;
- формировать навыки самоконтроля;
- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
воспитывающие:
- воспитать самостоятельность;
- творческую активность;
- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
развивающие:
- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
- развивать чувство прекрасного.
Оборудование урока: репродукция картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце», подготовленный материал для словарной работы.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока).
- Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
(необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение)
-
Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?
(сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры)
2.Слово об авторе картины., Доклад подготовленного ученика.
3. Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце»
Беседа по картине:
- Какие чувства, желания рождает пейзаж?
/радости, торжественного предчувствия нового, желание подставить лицо тёплым весенним лучам солнца/
- Что больше всего привлекает ваше внимание?
/жанровая сценка: дети, лошади, собачка/
Давайте мысленно уберём их из картины. Что изменилось?
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию ...
... нного для этой цели (2 урока). - Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». Художник изобразил самое начало весны ... включения в пейзаж жанровой сцены. III. Настроение, вызванное картиной 8. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.) ...
4. Анализ картины.
Каков, по-вашему, замысел картины?
— Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.
- По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?
- Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к тёплым лучам солнышка.
- Какие цвета использует художник? (голубой, желтый, розовый, синий).
- Какие тона преобладают – тёплые или холодные?
Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются тёплые жёлтые тона.
Рассказ учителя по содержанию картины.
На картине «Мартовское солнце» К.Ф. Юон изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег ещё повсюду. Он звонко хрустит под копытом весело трусящих по деревенской улице лошадок, ещё глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается лёгкое дуновение весеннего ветерка. Лучи солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, стройные берёзы, домики на косогоре, повсюду зажигая яркие, золотистые и красноватые праздничные сочетания красок.
Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить уютную природу Подмосковья, так любимую художником Юоном.
5. Составление плана сочинения.
Обсуждение возможных вариантов вступления.
Признаки ранней весны.
Примерный вариант плана:
-
К.Ф. Юон – мастер пейзажа.
-
Сюжет картины «Мартовское солнце».
-
Настроение, вызванное картиной.
6. Словарная работа.
Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.
Изображение на картине |
|
Жанровая сценка |
Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка |
Снег в марте |
Подтаял, потемнел, осел |
Небо |
Голубое, ясное, высокое |
Солнце |
Льёт свое тепло, играет на снегу |
Воздух |
прозрачный |
Деревья |
Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви |
7. Устное рассказывание по плану.
8. Речевая подготовка.
Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов.
Задание № 1., Подберите синонимы к словам.
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
Задание № 2., Найдите неточно употреблённое слово и замените его.
Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, фиолетового.
Полотно оставляет (создает) радостное настроение.
Задание № 3., Определите, в чём ошибка и исправьте её.
Солнечный свет отражается на снег. (на чём? На снегу.)
Картина полна светом. (чего? Света.)
Радоваться теплом. (чему? Теплу.)
Полотно показывает о прелести этой поры. (что? Прелесть)
- Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями?
Но всмотритесь в неё!
9. Орфографическая подготовка.
Упражнение в учебнике 239 на странице 106.
10. Домашнее задание.