МБОУ КСОШ
ЗАТО п. КОМАРОВСКИЙ
Г. ЯСНЫЙ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ
УЧИТЕЛЬ КАЛАБАЕВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА
КЛАСС 5 РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Урок 43.
Р\Р. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.М. ВАСНЕЦОВА «РОДИНА» \1886\
АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ. 1856-1933г.г.
ЦЕЛЬ: продолжить работу по развитию навыков описания по картине;
- развивать культуру речи;
- уметь в письменной форме создать текст на заданную тему по картине;
- расширять кругозор о творчестве русского художника А.М. Васнецова;
- познакомить с понятием «пейзаж»;
- сформировать умение дать собственную оценку произведению искусства.
ОБОРУДОВАНИЕ
1.Портрет художника. Автор В.М. Васнецов
2. А.М. Васнецов. «Родина».
3. А.М.Васнецов. Урал. 1897г.
4. А.М. Васнецов. Тайга на Урале. Синяя гора. 1891г.
5. А.М. Васнецов. Баллада. Урал.1897г.
6. А.М. Васнецов. Оренбургские степи. 1893г.
7. А.М. Васнецов. Уральский пейзаж. 1891-1893г.
8. А.М Васнецов. Ночь. Урал.
9. А.М. Васнецов. Утро. 1892г.
10. А. М. Васнецов. Уральский пейзаж. 1930г.
1.ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ.
Аполлинарий Васнецов. Портрет работы В. Васнецова
Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 — 23 января 1933) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.
Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BB_%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%BE» \o «Андриолли, Михал Эльвиро» Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0» \o «Вятка»Вятку.
Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А. Калама.[1]В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.
Описание картины Васнецова «Новгородский торг. Васнецов аполлинарий ...
... былины служит, вероятно, реальное историческое ли цо - богатый новгородский гость, которого звали Сотко Сытинич. И это было распространенным ... в страны дикарей,- все эти обстоятельства заставляли новгородских купцов вести свою торгово-промыс-ловую деятельность артелями ... для конвоя их торговых экспедиций, отправляющихся, например, на Урал; в минуты торговых затруднений, грозивших ивановскому купцу ...
В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
Мемориальная доска в HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BA» \o «Фурманный переулок» Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года
Могила А.М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия»[2].
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок)[3].
В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Известные работы
«Северный край. Сибирская река» (1899).
«Родина» (1886, ГТГ).
«Тайга на Урале. Синяя гора» (1891).
«Кама» (1895, ГТГ).
«Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900, Русский музей).
«Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925, Музей истории и реконструкции Москвы).
Эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).
Книжные иллюстрации: «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», «Картины по русской истории»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Аполлинарий_Михайлович#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F)
МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА
Услышав фамилию Васнецова, все, как правило, вспоминают только одного, старшего из двух братьев-художников – Виктора Михайловича. Слава его картин на былинные и сказочные темы словно затмила работы его младшего брата – Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933).
Сочинение по картине васнецова новгородское вече
... роде артель купцов, соединившихся около храма св. Иоанна Предтечи, или, по-новгородски, у Ивана Великого в Опоках. Всякий купец, пожелав ... широкий довольно вид-панорама на центральную часть старого вечевого города. Картина воссоздает эту панораму. Вдали, на заднем плане возвышаются ... страшных голодовок в Новгородской земле. Так, в 1187 году цены на хлеб в Новгороде поднялись так, что родители ...
Современники в этом отношении были более справедливы: отдавая должное заслугам и вкладу в русское искусство Виктора Васнецова, они никогда не умаляли заслуг и талантов Аполлинария.
С. Малютин. Портрет Аполлинария Васнецова, 1914 (Третьяковская галерея, Москва)
Знаменитый оперный певец Ф. Шаляпин написал о них замечательные слова:«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такие именно были братья Васнецовы… Сухая сила древней закваски жила в обоих Васнецовых». Аполлинарий вошёл в художественную жизнь России несколько позже Виктора, но вырос в самостоятельного крупного художника, стал автором многих значительных и интересных произведений.
Постепенно в его работах всё яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах.
Этот художник хочет знать о природе всё, изучает её как учёный. В то время в России бурно развивались науки. А. Васнецов тоже стремился постичь законы природы. Его интересует жизнь неба, земли, воды.
Взглянет на небо и остаётся в восхищении. Закатное облако и окрашенное им в розовато жемчужные или золотые тона небо восхитительно, изумительно.
Художник любил в природе всё. Пейзаж всецело завладел им. Ему удаётся многое: поля, луга, долины. настроение в них тихое, ясное. Свою картину он назвал «Родина».
3. ГАЛЕРЕЯ ХУДОЖНИКА
Последующим шагом в творческом развитии Васнецова–пейзажиста были картины «Родина» и «После дождя», очень схожие по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере.
Эти произведения интересны тем, что они стоят как бы на пороге, отделяющем пейзажи художника предыдущих лет, носящих зачастую характер увеличенных этюдов, от его пейзажей 1890-1900-х годов, всегда насыщенных глубоким идейным, философским смыслом.
В «Родине» намечаются черты монументальности, получившие в дальнейшие годы развитие. В бескрайних полях, перелесках и пашнях небольшого полотна показана родина художника – огромная и печальная, со звоном бубенцов ипеснями ямщика, с убогими деревушками, далёким церковным благовестом и одинокой фигурой пахаря, идущего за плугом. Пейзажный образ Родины художника содержателен. Это обобщённый показ величия и красоты русской природы средней полосы России.
(http://www.rodon.org/art-071024130721)
Перед вами художник открыл окно в мир прошлого. Мы можем там побывать только благодаря его мастерству и таланту. Нет художника, остались его творения, запечатлевшие время на полотнах. Пейзажи для каждого из нас родные и понятные, немотря на такой большой «разрыв» во времени.
- Какое впечатление у вас от работ художника?
- Какие чувства пробуждаются в душе?
- Хотели вы побывать в тех местах, которые изобразил художник?
- А. Васнецов бывал наУрале и создал притягательные пейзажи, на который представлен наш суровый и красивый край.
- Знакомы ли вам места, которые воссоздал в картинах А. Васнецов?
РОДИНА 1886г. А.М. ВАСНЕЦОВ
Творческий путь В.М. Васнецова
... атмосфере, раскрыты интересные подробности из жизни художника, описаны отзывы и отношение публики к творчеству Васнецова. В.С. Мамонтов так же строит свою работу на воспоминаниях, описывая события, происходившие ... в своих воспоминаниях В.М. Лобанов («В. Васнецов» ; «В. Васнецов в Москве» [7] ) и В.С. Мамонтов («Воспоминания о русских художниках»), кроме того, сохранились дневники и письма самого ...
УРАЛ 1897 г. А.М.ВАСНЕЦОВ
ТАЙГА НА УРАЛЕ. СИНЯЯ ГОРА 1891 г. А. М. ВАСНЕЦОВ
БАЛЛАДА. УРАЛ.1897г. А.М. ВАСНЕЦОВ
ОРЕНБУРГСКИЕ СТЕПИ 1893г. А.М. ВАСНЕЦОВ
УРАЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1891-1893 А.М. ВАСНЕЦОВ
НОЧЬ. УРАЛ А.В. ВАСНЕЦОВ
УТРО 1892 А.М. ВАСНЕЦ
УТРО. 1892. А.М. ВАСНЕЦОВ
УРАЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ 1930 А.М. ВАСНЕЦОВ
2.ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕРМИНОМ.
ПЕЙЗАЖ, -а, м.1.Общий вид какой-нибудь местности. Волжский пейзаж.
2.Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также
описание природы в литературном произведении. Пейзаж
художников. Пейзажный,- ая, -ое.
ПЕЙЗАЖИСТ, -а, м. Художник, рисующий пейзажи. Пейзажистка,-и.
- Каким способом образовалось слово «пейзажист»?
3.БЕСЕДА.
Небольшая картина Аполлинария Васнецова «Родина» (1886), которая сейчас находится в Третьяковской галерее, интересна тем, что является одной из первых попыток в российской живописи создать обобщённый образ Родины.
Скорее всего, художник изобразил природу Вятского края, одного из тех уголков страны, который и поныне остаётся нетронутый цивилизацией. На картине обычный неброский русский пейзаж. Невысокие холмы, заросшие кустарником, приглушённый солнечный свет, бегущие по небу облака, бедные крестьянские домики, обработанные участки земли, в одном из которых узнаются редки с картошкой, чуть дальше – роща и белеющая колокольня церкви. И тишина. Даже пахарь с сохой в правом углу картины кажется не человеком, а всего лишь частью безмолвного пейзажа.
Первоначальное чувство обыденности сменяется ощущением восторженного любования природой. Вся простота бескрайней России – это и есть её сила и гордость. Несмотря на небольшой размер полотна, мы чувствуем дыхание земли и приобщаемся к её величию и силе.
В процессе работы над картиной художник использовал ряд приёмов. Весь пейзаж выполнен в единой серо-зелёной гамме – это усиливает эффект однообразия. Чтобы избежать двухмерности изображения, мастер «подсвечивает» средний план при помощи прорвавшего между облаками солнечного луча. Этот живительный луч освещает картину новыми цветовыми и световыми оттенками, пейзаж становится объёмным и глубоким.
Уникальность картины в том, что она вызывает чувство «дежавю», то есть ощущение того, что мы это видели и там были. Летом вы совершаете путешествия по стране, много видите разных пейзажей за окном вагона, думаю, что что-то подобное мелькало перед вашим взором.
ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В «МИР» КАРТИНЫ
- Какое настроение вызывает у вас пейзаж?
- Запишите прилагательные, выражающие ваше настроение.
(Грустное, светлое, щемящее, умиротворённое, нежное, радостное).
- Какие чувства рождаются в душе? Какие ассоциации пробуждаются в вашем внутреннем мире?
- Почему картина создаёт грустное, лирическое настроение?
- Какие художественные средства использует художник? (Композиция, мягкая гамма красок).
- Присутствует ли в пейзаже сюжет?
- Почему выбрано именно такое название?
- Как бы вы назвали такой пейзаж?
4.РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. ЗАПИСЬ ОПОРНЫХ СЛОВ, КОММЕНТИРОВАНИЕ ОРФОГРАММ
Первые художники Земли
... группе №Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора? Сопоставьте ϶ᴛᴏ произведение с картиной «Лаокоон» испанскᴏᴦᴏ художника Эль Греко. Что объединяет и что отличает эти произведения? Какое влияние ... свои мысли и впечатления в виде сочинения-эссе. Творческие задания к теме: «Искусство эпохи Возрождения» Какие черты объединяют художников раннего возрождения? В чем своеобразие некоторых из ...
КОМПОЗИЦИЯ
- Какова композиция пейзажа? Опишите.
НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ –крестьянские огороды, скудная земля, скромные
полевые цветы.
НА ВТОРОМ ПЛАНЕ- деревня в ложбине, крыши бедных изб, фигура крестьянина,
идущего за сохой, понурая лошадёнка, полоска реки за
избами, обрывистый глинистый берег.
ЧУВСТВА: тоскливые, печальные, щемящие, грустные.
НА ТРЕТЬЕМ ПЛАНЕ- простор, зелёные поля, церковь выделяется белым пятном
на серо-зелёном фоне. Золотые купола её устремляются
ввысь. Это своеобразный символ-островок надежды для
русской души. Далее виднеется полоска горизонта, светлая
верхняя часть неба заполнена жемчужно-розовыми и золо-
тисто-перламутровыми облаками.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ- русская природа необыкновенно привлекательна своей
неброской и мягкой красотой. Этот край дорог художнику
именно этим.
- Выделите изученные орфограммы, выпишите ещё раз словарные слова, подчеркните орфограммы, Дайте лексическое толкование словам «горизонт», «символ», «перламутровый», «купол».
РАБОТА С ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРОЙ
- Подберите синонимы к слову «зелёный».
ЗЕЛЁНЫЙ- имеющий цвет зелени, травы, изумруда, малахита.
ТРАВЯНОЙ, ИЗУМРУДНЫЙ, МАЛАХИТОВЫЙ, СВЕТЛО-ЗЕЛЁНЫЙ, ТЁМНО-ЗЕЛЁНЫЙ.
ЖЁЛТЫЙ- имеющий окраску желтка, золота, лимона.
ЖЁЛТЫЙ- ЛИМОННЫЙ, КАНАРЕЕЧНЫЙ, ЯНТАРНЫЙ, СОЛОМЕННЫЙ,
ШАФРАННЫЙ,ШАФРАНОВЫЙ, ЯИЧНЫЙ.
КОРИЧНЕВЫЙ- имеющий цвет шоколада, кофе.
КОРИЧНЕВЫЙ, КОФЕЙНЫЙ, КАШТАНОВЫЙ, КАРИЙ.
- Какие из прилагательных уместно использовать при описании пейзажа?
РАБОТА С УСТАРЕВШИМ СЛОВОМ
- Какое орудие труда крестьянина изобразил художник?
- Посмотрите по толковому словарю слово «соха». Запишите его лексическое
толкование.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
СОХА,-и, мн. сохи, сох, сохами,ж.
1.Примитивное сельскохозяйственное орудия труда для вспашки земли.
2.В старину на Руси: мера земли, являвшаяся (для вспашки) единицей
налогового обложения.
От сохи (разг.) -о том, кто вошёл в круг интеллигенции непосредственно из
крестьян, простых мужиков.
СОШКА (уменьшит.), -и,ж. (к 1 знач.).
ПОСЛОВИЦА. Один с сошкой, семеро с ложкой.
- Как вы понимаете смысл пословицы? (О тех, кто пользуется результатами чужого труда).
- Почему художник изобразил соху и крестьянина? Какой смысл заложен в такой композиции?
Соха- символ тяжёлого крестьянского труда. Крестьянин- главный кормилец земли.
ЗАДАНИЕ. Подготовьте устный рассказ, пользуясь заготовками. Дайте свою
оценку увиденного пейзажа.
5. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ
На картине изображён пейзаж средней полосы России. Перед нами скудная земля, возделанная крестьянскими руками. Художник хорошо знает эту жизнь и полон к ней сострадания. Кто-то недопахал и бросил усталую соху- она на переднем плане картины.
Слабый луч солнца скользит по густой зелени огородов, задерживается на соломенных крышах бедных изб, спрятанных в ложбине. Виднеется в огородах фигура крестьянина, идущего за сохой, которую тянет понурая лошадёнка. За избами едва заметны полоска реки и обрывистый глинистый берег. Печальная русская деревня!
По искусству «Пейзаж в творчестве русских художников»
... все эти бесконечно знакомые, близкие мотивы найдены художником в родной природе. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл ... в современном искусстве, в частности, в живописи, все больше понимаешь, как глубока и морально «воспитана» живопись прошлых столетий. Только там, в «той живописи» ... Но я люблю её эту, однообразную природу русской земли, я люблю ее не для неё самой, а ...
Но там, дальше, за речкой,- простор. Он манит, зовёт идти вперёд по зелёному полю. Белое пятно у горизонта резко выделяется на серо-зелёном фоне. В светлом, вытянутом вверх силуэте церкви есть что-то праздничное, подающее человеку надежду. А сколько силы накопилось на небе, в его плотных жемчужно-розовых облаках, слегка отливающих перламутром!
Холст, на котором написана картина, невелик, несколько однообразна по колориту живопись. Но простор земли, её манящая даль переданы превосходно. Это «врачующий простор»- хочется сказать словами Некрасова.
Пейзаж. всецело завладел Аполлинарием.
(Из книги Л.Кудрявцевой «Художники В. и А. Васнецовы»)
- Что подметила в пейзаже искусствовед и на что вы не обратили внимания?
- Понравилось ли вам такое видение и понимание пейзажа? Какова ваша точка зрения?
6.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ
колорит, -а, м.1.Соотношение красок в картине по тону, насыщенности света.
Тёплый, холодный, яркий колорит.
2.Перен.Отпечаток чего-нибудь, совокупность особенностей
(времени, местности, характера.)
ПОНУРЫЙ,- ая, -ое, -ую. Понурившийся, унылый. Понурые всходы (перен.:
слабые, поникшие.) Сидеть понуро. Понурость,-и,ж.
ЗАДАНИЕ. Написать сочинение-описание, выразив своё отношение к пейзажу
и манере художника, используя заготовки.
АНАЛИЗ РАБОТ
Перед вами описание картины А.Васнецова« Родина». Давайте познакомимся с текстами, взятыми из интернета. Наша задача проанализировать текст и выявить, на что обращает внимание автор при описании картины, как он воспринимает замывсел, композицию, имеет ли своё собственное мнение. Учиться описывать картину – это серьёзный труд, требующий эрудиции, понимания замысла художника.
ОБРАЗЕЦ №1
1.1886 г. Холст, масло. 49 х 73 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Васнецова А.М. «Родина»
Ничем не примечательный пейзаж, изображённый А. М. Васнецовым, стал, своего рода, заявкой на изображение обобщённого, эпического образа Родины. А. Васнецов изобразил единичный деревенский пейзаж. Но изобразил настолько правдиво, искренне, с такой любовью, что в картине воплотилась вся Русь. Русская природа героизирована, наделена чертами живых существ. Это делает полотно реалистичным, актуальным как во время создания, так и в нынешние дни.
Обычный, совершенно невыдающийся уголок. Пологие холмы, что заросли кустарником, освещаются скупыми лучами солнца, робко пробивающимися сквозь плывущие облака. Картину дополняют бедные крестьянские дома с соломой на крыше, участки земли, на одном из которых забыт рабочий инструмент. Колодец — журавль и сельская церковь – тихо и безлюдно кругом.
Однако, несмотря на обыденность изображённого, в картине есть особая атмосфера приподнятости, любования природой. Вся простота многострадальной России – это в то же время, её сила, гордость. Зритель словно чувствует дыхание земли и становится приобщён к особому величию, силе Руси.
Урок в 9 классе сочинение по картине васнецова баян
... полотна. В левой части картины "Баян" мы видим фрагмент ускользающего за горизонт исконно русского пейзажа. Васнецов умело изображает широту и размах родных просторов. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком ...
Картина выполнена в серо-зелёной гамме, что позволяет усилить атмосферу однообразия. Чтобы избежать плоскости, что не редкость при изображении равнинной местности, Васнецов высвечивает средний план. Между двумя холмами силою таланта художника скользит солнечный луч. Скучные краски вдруг вспыхивают, становятся богатыми. А сам пейзаж – глубоким, объёмным.
Лучшие картины Васнецова А.М.
(http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-a-m/vasnecov-a-m-rodina/)
- Какое впечатление сложилось у вас от работы?
- Что в центре внимания автора?
- Как отмечает автор манеру художника?
- Раскрыт ли замысел художника?
- Представлено ли описание цветовой гаммы?
- Присутствует ли в тексте авторская оценка увиденного?
- Как построена композиция данного описания?
- Что бы вы дополнили?
ОБРАЗЕЦ №2
На первый взгляд, может показаться, что Васнецов изобразил совершенно непримечательную картину природы. Но именно эта картина стала серьезной заявкой на изображение образа всей родины в целом, мы видим обычный пейзаж русской деревни. Но он настолько правдив и искренен, что зритель понимает, что перед ним простирается вся Россия.
Природа родины становится настоящей героиней. Она, словно живое существо. Полотно кажется невероятно реалистичным. Оно актуально не только для времен Васнецова, но и для наших дней.
Перед нами абсолютно обычная картина, которая абсолютно ничем особым не привлекает. Тянутся холмы, которые заросли редкими кустами. Их освещают скупые лучи солнца, стремящиеся несмело пробиться сквозь плывущие по бескрайнему небу облака. Полотно дополнено бедными домами крестьян с характерными соломенными крышами. Зритель видит одинокий колодец, небольшую сельскую церковь. Все совершенно тихо, невидно ни души. Царит полное безмолвие, которое впечатляет своей широтой.
Изображение обыденно. Но в этой картине можно почувствовать, как художник любуется этой природой. Многострадальная Россия очень проста. Но именно в этом и скрыта ее гордость и мощь. Мы ощущаем, как дышит земля, и невольно приобщаемся к этому величию родины.
Впечатляет гамма картины в серо-зеленых тонах. Она необходима для того, чтобы максимально усилить ощущение однообразия. Очень часто изображенная равнина создавала ощущение плоскости. Васнецов стремится этого избежать. Используя для этого совершенно простые приемы. Именно поэтому он высвечивает план в самом центре картины.
Между холмами скользит робкий луч солнца. Однообразие скучных красок вдруг чудесным образом вспыхивает и существенно обогащается. Пейзаж обретает истинную глубину и становится действительно объемным.
- Прочитайте второй образец и выскажите своё мнение.