Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создает живые и достоверные образы крестьян, которые отражают все его знания и наблюдения за их жизнью. Он начал работу над этим произведением, чтобы передать всю тяжесть и трудности, с которыми сталкиваются крестьяне, а также их огромную духовную силу. С детства Некрасов наблюдал бедствия народа и это влияло на его желание изучать уклад крестьянской жизни.

Главными героями-странниками в поэме являются крестьяне-правдоискатели, которые спорят о том, кому хорошо живется на Руси. Некрасов не только наделяет каждого из них именем и родной деревней, но и описывает их черты характера и внешности. Например, Лука — завзятый спорщик, а Пахом — старик. У каждого из них свои взгляды и они не отступают от них даже до драки. Образ этих крестьян является групповым и отражает основные черты крестьянского образа жизни: бедность, упрямство и любознательность.

В поэме также присутствуют и другие образы — помещик, поп, представители купечества, дворянства и духовенства. Однако все они служат для более полного раскрытия основной темы поэмы — жизни крестьян после реформы.

Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Крестьянство является одной из центральных тем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Изображению крестьян в литературе 19 века свойственна противоречивость. Некоторые писатели изображали крестьян как людей, которые сможет сбросить цепи крепостной зависимости и стать свободными, достойными и уважаемыми гражданами. Другие же отождествляли крестьян с их статусом, и образы затвердели в характерах, лишенных свободы выбора и возможности изменения.

Положительные образы крестьян

Некрасов в своей поэме изображает борьбу крестьян за свободу, и он находит в этой теме окончательное выражение. Все его образы крестьян стали символами русского труда и любви к родной земле.

Яким Нагой

Яким Нагой — образ типичного представителя беднейшего крестьянства, угнетаемого и недооцененного обществом. Он беден и увечен жизнью; трудится день и ночь, но остается бедняком. Однако у Якима есть великое желание изменить свою жизнь. Он готов защищать правду и бороться за своих соседей. В его образе Некрасов показывает силу духа и бескорыстную любовь к своей земле.

Трофим и Агап

Трофим и Агап — еще два положительных образа крестьян, каждый из которых обладает своими уникальными чертами. Трофим изображается как сильный, терпеливый и устойчивый против многих жизненных трудностей. Эти черты характера, которыми наделен Трофим, символизируют бесконечную силу и волю русского трудового народа, который действительно умел выдерживать самые тяжелые испытания жизни. Агап — борец за правду и честность. Он готов отстаивать свои права и права своих соседей. Абсолютная правдивость и честность, черты характера, которые присущи Агапу, являются главными качествами, приносящими крестьянам настоящую свободу.

2 стр., 648 слов

Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

... верой представители крестьян могли идти вперед, к счастливой жизни. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич раскрыл образы типичных представителей класса крестьян. Писатель пытается сказать, что крестьяне – это ... сторону крестьян и поддерживает их бунт. Неоднократно, при описании образа настоящего крестьянина, Некрасов упоминает о богатырях, на которых походили многие из них. Образ ...

Отрицательные образы крестьян

Кроме положительных, Некрасов также рисует в своей поэме отрицательные образы крестьян: крестьяне-холопы, согнанные под ярмо абсолютного господства и неспособные мыслить самоиспытаний. Некрасов прекрасно считал, как крестьянство сильно разделено и каково было государственное и экономическое положение крестьянства. Для Некрасова отрицательные образы крестьян были привязанности к государственной власти.

Следует отметить, что взгляд Некрасова на крестьян сильно влиял на других русских писателей, которые последовали его примеру и стали изображать крестьян с другой, более благоприятной стороны. Через работы таких авторов, как Иван Тургенев и Лев Толстой, крестьянство стало символом русского труда и борьбы за свободу.

Образы Матрены и Савелия в поэме Некрасова

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны.

«Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца.

Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине.

Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат.

Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия.

Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге.

В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену).

2 стр., 998 слов

Типология крестьянского характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

... народе и для народа. На мой взгляд, самые сложные размышления о народной жизни у Некрасова изображены в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Человек, ничего не знающий о жизни крестьян, ... верит, что этот путь правильный. Некрасов дает понять, что у русского народа есть огромный потенциал. Он ... это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в ...

Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Роль образов крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» казалась замечательным описанием русской деревни и ее жителей. Одним из главных элементов описания были различные типы крестьянского населения. Поэт поэтапно описывает образы, создавая в конечном итоге полную картины русской деревни и ее жизни.

Патриотически-воинственный образ крестьянина

Первый образ крестьянского населения в поэме – это крепкий русский мужик, который может защитить свою родину в любой ситуации. Этот образ представлен в поэме персонажем Мартыновым, который спокойно отказывается от трудов надела своего хозяина, когда его отец вызывает на защиту родной земли. Молодой парень, несмотря на страх перед боем, является на станцию с другими крестьянами и готов идти на войну. Таким образом, в первой главе поэмы Некрасов представляет патриотически-воинственный образ крестьянина.

Образ крепостного крестьянина

Дальше по раскрывается типичный образ крепостного крестьянина, угнетенного нахальными помещиками. SMS поэме узнаваем по образу Семена: бедный крестьянин, который никак не может выдержать новые требования своего барина и оказывается на грани бедности и голода. Примеры его борьбы не приводят к облегчению жизни, и в конечном итоге его отдают в армию в конце главы.

Образ крестьян-холопов

Некрасов также описал и другой тип крестьян в поэме – это холопы. Крепостное право искалечило души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа, который все свое время тратил на выполнение прихотей своего барина. Однако множество подношений не гарантируют милости барина – он отдает племянника Якова на серой рекруты. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Скверный хозяин и ленивый работник, холоп Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина радуясь своей важности. Данные образы показывают сквернословие холопа и его беспомощное положение в обществе.

Таким образом, задача Некрасова была показать жизнь русской деревни и ее разнообразных жителей. Из различных образов крестьян складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу осознавать свое могущество.