Саврасов «пейзаж с рекой и рыбаком» описание картины, анализ,

Сочинение

Детство и юность

О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.

Портрет Алексея Саврасова

Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку.

Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело.

Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности.

Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало.

Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).

Алексей Саврасов

Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.

Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.

8 стр., 3704 слов

Какие уроки получил главный герой повести Толстого «Детство»?

... 5, 6-й абз.) О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. « ... Непонятная, но милая дичь Рукопись «Детства» Толстой отправил Некрасову, в самый ... этой повести показывают смерть, показывают, какого это, потерять близкого человека, который ... на вопросы, память, внимание. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка ... и отзывчивым человеком. При этом отец мальчика изображается в образе строгого ...

Карл Рабус

Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

«Пейзажи г. Саврасова … дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

2 стр., 686 слов

Описание картины Алексея Саврасова «Волга в окрестностях Юрьевца»

... часть этого пейзажа открывают цикл работ Саврасова, посвященных Волге. В начале 1870 года художник вместе с женой Софией и их ... в 1873 году. Саврасов тоже работал над картиной после первой выставки. По некоторым сведениями, он вносил правки до 1871 ... «Волга в окрестностях Юрьевца» вообще исчезала. О ней знали, фотографии ее встречались в монографиях художника, ее даже школьники в сочинениях иногда ...

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».

Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции.

Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге».

Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Общее впечатление от картины, настроение и оценка

Если попробовать в общих чертах набросать план сочинения по картине Рылова «В голубом просторе», то он, как и план для любого другого произведения живописи, будет содержать три пункта:

  1. Введение – это первая часть, она не особо большая. Во вступлении содержится слово об авторе и история создания картины. При разговоре о Рылове можно упомянуть, что полотно «В голубом просторе» признано одним из первых образцов советского искусства. Однако не стоит связывать содержание полотна исключительно с идеологией социализма: охватившее многих воодушевление после революции явилось следствием перенесенных потрясений.
  2. Основная часть сочинения. В данном отрывке приводится описание картины: что изображено, какие детали присутствуют, какова их роль. Каким образом построена композиция и в чем смысл цветового решения художника – элементы главной части сочинения.
  3. Заключение. Последние строки сочинения обычно посвящены выводам и обобщениям, формулировке собственного отношения к картине. Главное, что позиция «нравится — не нравится» должна быть подкреплена рассуждением и доказательствами.

Алексей Саврасов — биография, картины и произведения художника

02 ноября 2019

4 стр., 1635 слов

Алексей кондратьевич саврасов писал картины природы и преподавал

... «знать природу как свои пять пальцев», но и чувствовать ее, уметь показать «в движении», чтобы картина взволновала не только художника, но и зрителя. О.М. Туберовская уверена, что, как и Саврасову, нам ...

Алексей Кондратьевич Саврасов принадлежит к художникам, роль которых в истории русского искусства неоспоримо значительна. Наряду с Шишкиным, Васильевым, Куинжди, Поленовым, он был создателем школы национальной пейзажной живописи второй половины XIX века.

Каждый из этих художников имел свои излюбленные мотивы, свой неповторимый творческий почерк, но их всех объединяла любовь к России. Они отличались от своих предшественников найти красоту в самом скромном и, казалось бы, обыденном.

Лесные дали, озера, разливы рек, деревенские околицы, покосившиеся сараи и избы, дворики, просеки – вся эта «проза», взволнованно прочувствованная художниками, открывала подлинную поэзию, разлитую в русской природе, учила находить прекрасное в простом, в самой жизни.

Искусство передвижников противостояло условно-романтической и слащаво-салонной пейзажной живописи академического толка. Передвижники как бы взглянули на природу глазами самого народа.

Саврасов – один из самых глубоких русских пейзажистов. Расцвет его деятельности падает на 1870-е годы.

Он был типичным живописцем своего времени с его болью за окружающее, стремлением к правде в искусстве и беспощадной требовательностью к себе.

Как художник и педагог, а преподавание было для него частью творчества, Саврасов подготовил высокий расцвет русской пейзажной живописи на рубеже двух веков. Ему обязан развитием своего таланта Левитан.

Саврасов Алексей Кондратьевич родился 12 мая 1830 года в Москве, в купеческой семье. Вопреки планам отца в 18-летнем возрасте Алексей поступил в Московское училище живописи и ваяния в класс К.И.Рабуса – последователя романтической пейзажной школы.

Саврасов окончил три класса начальной школы и имел опыт писания акварелей по мотивам модных тогда пейзажистов. Он успешно проходит курс обучения.

В 1849 году его посылают для «снятия видов с натуры в Малороссии и Одессе», а в следующем 1850 году за картину «Вид Московского Кремля при луне» и два натурных этюда удостаивают звания неклассного художника.

Одна из наиболее ранних известных нам работ Саврасова – «Вид на Кремль в ненастную погоду» (Государственная Третьяковская галерея, 1851) написана в традициях романтического пейзажа, господствовавшего тогда в академических кругах.

4 стр., 1913 слов

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая ...

... Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана “Золотая осень” Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине? ... года многих поэтов, музыкантов, художников. И.И.Левитан – певец красоты русской природы. Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение. Основная часть. Картина И.Левитана “Золотая осень”. Общий план картины. Деревья на картине Левитана. ... А. Саврасов, И.Шишкин, ...

  • Алексей Саврасов
  • «Вид на Кремль в ненастную погоду»
  • Государственная Третьяковская галерея
  • 1851

В 1862 году Саврасов совершает вторую поездку на Украину и привозит ряд этюдов и картин («Степь», «Вид Киева с Днепра»), заставивших признать в нем незаурядного живописца. Его приглашают в Петербург.

Исполненные по заказу пейзажи окрестностей Петергофа и Ораниенбаума Саврасов представил в Совет Академии художеств и в 1854 году получил за них звание академика.

Слово об авторе. История создания картины

Подготовительный этап перед началом работы над сочинением по картине — знакомство с личностью художника, его творческой позицией и особенностями.

Сочинение по картине Рылова в “Голубом просторе” стоит начать с информации об авторе. Аркадий Александрович — художник, пейзажист начала XX века, писавший в стиле символизма. Предлагаемая к рассмотрению картина — одна из двух наиболее известных, вышедших из-под его кисти.

“В голубом просторе” была создана в переломное для сознания русского народа время — в 1918 году. После переживаний и тревог 1917 года не могло не произойти своеобразного вздоха облегчения, о чем свидетельствует умиротворенная атмосфера светлой по своему настроению картины.

Излюбленным жанром Рылова является пейзаж, а изображает он в основном свою родную природу – север России, реку Вятку, на которой вырос. Излюбленные цвета художника – зеленый и синий – передают колорит знакомой и понятной автору природы вокруг.

Алексей Саврасов – мастер лирического пейзажа

Русские победы

Публике Саврасов известен картинами «Грачи прилетели», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

А. Саврасов «Весна. Грачи прилетели», 1872

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве. В тот год в древнюю столицу пришла страшная эпидемия холеры, но семейство Саврасовых беда миновала.

10 стр., 4533 слов

Сочинения по картинам аркадия рылова

... Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе» Сочинения По картинам Рылов В голубом просторе Большинство зрителей картин известного русского художника Рылова Аркадия Александровича, привыкли видеть пейзажи Российских широт, это степи, леса, ...

Отец мелкий торговец, мечтал войти в купеческое сословие и стать купцом хотя бы третьей гильдии. Сына, естественно, представлял только в этом качестве.

Однако у Алеши были другие интересы, его увлекло рисование, в детстве, будучи учеником городского трехклассного училища, он начал писать картинки гуашью и акварелью. Его рисунками заинтересовались торговцы на Ильинке и Никольской улице. Там бойко торговали лубочными изделиями, книгами и гравюрами.

Сочинение «Пейзаж с рекой»

«Пейзаж с рекой и рыбаком» написан известным русским пейзажистом А. Саврасовым в 1859 году. Эта картина является значимым этапом в его творчестве и саморазвитии. Глазам зрителя предстает берег Москвы-реки. Саврасов пишет пейзаж с натуры, находясь в Подмосковье, рядом с селом Архангельское.

На полотне изображено тихое летнее утро. Прохлада утра, свежесть пока еще противостоят надвигающемуся зною. Передний план картины находится в глубокой темной тени, солнце еще встает.

Далее в первых солнечных лучах виден берег и его желтый песок. Слева написан круто поднимающийся берег реки, он густо порос различными деревьями. Изображен изгиб реки — широкий, спокойный и чистый.

Похоже, что течение остановилось, будто еще не проснувшись.

Деревья, растущие на берегу, видны в отражении зеркальной глади воды. На дальнем плане картины предстает противоположный берег Москвы-реки. Берег холмист. Еще дальше чуть виднеется лес.

Небо прозрачно-голубое, с застывшими в нем густыми облаками. Картина словно пронизана светом, в ней много воздуха и он почти ощутим. Сам Саврасов говорил о том, что в пейзаже важно прописать именно воздух.

И как не великолепно не прописывай пейзаж и деревья, без воздуха получится плохой пейзаж.

На переднем плане полотно одиноко бредет рыбак с уловом и снастями. Он кажется ничтожно маленьким в сравнении с бескрайней природой и рекой. Картина демонстрирует важность природы, ее преобладание над людским миром. Рыбак идет спокойно и медленно, он не нарушает покой природы, реки и отражающихся в ней деревьев. На картине спокойное раннее утро.

Цветовые оттенки, использованные художником в этой картине, в основном светлы и нежны (не считая тени).

Контраст красок хоть и присутствует, но является гармоничным. Сам художник являлся чутким и лиричным человеком, что с успехом переносил на полотно.

Сочинение «Пейзаж с рекой»

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-pejzazh-s-rekoj/

Сочинение и сочинение-описание

Стоит различать между собой два различных вида письменных работ: сочинение-описание картины Рылова «В голубом просторе» будет отличаться от простого сочинения по произведению того же Рылова.

Сочинение-описание акцентирует внимание на сюжете картины, его цели. В первую очередь нужно грамотно описать содержание полотна средствами литературного языка. Немного другая задача у сочинения по картине: тут уже в первую очередь важно сформулировать свое видение предмета. Сочинение по картине Рылова «В голубом просторе» отразит светлый порыв вперед, выраженный посредством ясного утреннего неба с косяком величественных белых птиц.

Поскольку пишут подобные сочинения на уроках развития речи, то такая работа преимущественно будет походить на описание, однако с элементами субъективной оценки, что отмечено в общем плане для подобных работ.

16 стр., 7782 слов

Саврасов алексей «плоты» описание картины, анализ,

... Волге. 1873Летний день. Ивы на берегу реки. 1856ЛетоЛунная ночь. Болото. 1870Повеяло весной. 1890-еПроселок. 1873Ранняя весна. Дали. 1870-еШвейцарский пейзаж с лошадьми. Не позже 1867Вечер. ... Саврасова все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные – ещё два – три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок», «Радуга», а также расхожие штампы – художник одной картины, ...

Как же написать сочинение по картине Рылова «В голубом просторе»? Вначале предстоит подготовительная работа: знакомство с автором и его судьбой, внимательное изучение полотна и выявление перво- и второстепенных элементов. Ещё одно правило – перед написанием сочинения стоит проговорить основные мысли и положения. Также можно составить план: из основных пунктов и некоторого количества подпунктов. Грамотно составленный тезисный план очень часто становится залогом успешно написанной работы.