История одного шедевра
«Новгородский торг» А. М. Васнецов
Это восьмая из серии «Картин по русской истории» — «Новгородский торг» А. М. Васнецова. Как и все его произведения на историческую тему, она наполнена жизнью, движением, множеством деталей. Мы как бы окунаемся в повседневный размеренный и разумный быт далеких времен. Основная мысль картины — пока зать значение торговли в жизни Новгорода Великого. Это наглядная иллюстрация (не только применительно к данному тексту, но и другой научной литературе) того, что Новгород был не только феодальной и боярской республикой, но и важным торговым центром, тесно связанным с русскими землями и многими западными странами — прежде всего с Ганзейским союзом, игравшим большую роль в средневековой Ев ропе.
В очерке С. А. Князькова делает ся упор на то, что торговля была главным делом Новгородской республики и в первую очередь самого господина Великого Новгорода. О прочих занятиях он упоминает вскользь, как о неосновных. Однако нужно отметить, что земледелие, осо бенно животноводство, играло существенную роль в жизни новгородских земель, где существовали обширные боярские вотчины, производившие немало сельскохозяйственной продукции. Да и охота, рыболовство, прочие промыслы давали ощутимую прибавку к столу новгородцев. Хотя автор прав, конечно, в том, что Новгороду постоянно не хватало хлеба — его ввозили, как го ворили тогда — «снизу», из По волжья, Рязанской земли.
Больше и подробнее можно было бы рассказать не только о купеческих артелях — таких, как «Ивано во сто», но и о существовании профессиональных ремесленных и цеховых объединений, о чем довольно много говорится в трудах наших историков Б. А. Рыбакова и М. Н. Тихомирова. Хотя это были и менее развитые организации по сравнению с западноевропейскими купеческими гильдиями и ремесленными цехами, но они все же существовали.
Наконец, помимо явлений, связан ных с хозяйственной жизнью, С. А. Князьков говорит о том, как активная торговая деятельность го рода отразилась в новгородской культуре — былинном эпосе. К по вествованиям о Ваське Буслаеве и знаменитом Садко надо добавить (в литературе об этом говорилось не раз), что главным действующим лицом последней былины служит, вероятно, реальное историческое ли цо — богатый новгородский гость, которого звали Сотко Сытинич. И это было распространенным в устном народном творчестве, когда за фан тастическими подчас персонажа ми стояли реальные прототипы — в некоторых случаях один чело век, в других — несколько, кото рые затем обобщались в былинный образ.
9 стр., 4428 словОписание картины Васнецова «Новгородский торг. Васнецов аполлинарий ...
... Великого Новгорода. О прочих занятиях он упоминает вскользь, как о неосновных. Однако нужно отметить, что земледелие, осо бенно животноводство, играло существенную роль в жизни новгородских земель, где существовали ... лицом последней былины служит, вероятно, реальное историческое ли цо - богатый новгородский гость, которого звали Сотко Сытинич. И это было распространенным в устном народном ...
В. БУГАНОВ,
доктор исторических наук
Картина изображает торговую площадь в Новгороде Великом времен расцвета его политического и торгового могущества. Перед нами площадь около наиболее чтившейся в торговом мире древнего Новгорода церкви святого Иоанна, что на Опоках. Эта церковь существует и до сих пор в Новгороде, но новгородец XII или XIII веков, если бы он чудом встал из вековой могилы, не узнал бы теперь своего святого великого Ивана, что на Петрятином дворище,- так сильно пострадала и изменилась церковь от многочисленных грубых и неумелых пристроек, поправок, «реставраций». Площадь у храма святого великого Ивана, что на Опоках, была средоточием и торговой, и политической жизни Великого Новгорода. С берега, на котором она стоит, отступая несколько десятков сажен от реки, открывался широкий довольно вид-панорама на центральную часть старого вечевого города. Картина воссоздает эту панораму. Вдали, на заднем плане возвышаются стены «детинца» — Новгородского кремля, за которыми виднеются главы Софийского собора, Евфимьева башня и звонница собора. Проезжие, или Водяные, ворота детинца выходят к мосту через Волхов, поставленному на «клетях» — опущенных в воду срубах, наполненных камнем. Мост соединяет детинец и всю Софийскую сторону с Торговой, на которой во главе моста стоит каменная башня с воротами. На водяной башне детинца видны часы немецкой работы, составлявшие гордость Новгорода. От моста к воротам детинца идут низкие деревянные ряды-балаганы, где сидели торговцы всякой мелочью. На время осады и мост и эти ряды, конечно, уничтожали. На Волхове, который, судя по снегу, должен скоро покрыться льдом, видны последние суда торговых людей, спешащих грузить их, чтобы до мороза уйти на Ладогу, где стоят, дожидаясь их, немецкие корабли.
Первый план картины изображает «Великий ряд» — постоянные лавки и торговые амбары, с «торгом» перед ними, где продавался товар с возов «возниками», прибывшими со всех концов обширных новгородских владений. У самого храма видны городские весы, где особый городской чиновник собирал «весчее» — сбор за взвешивание товара: городские весы гарантировали правильность взвешивания и доставляли доход святому Ивану. Направо в самом углу картины изображен меняла с кожаной сумой для денег через плечо, стоящий за своим столом-прилавком, на котором стоят маленькие весы для взвешивания рублей. Рубля в качестве целой отчеканенной монетной единицы тогда еще не существовало, и рублем называли счетную меру. Налево стоит воз с укругами воска, которые привезший также во избежание промедления в доставке товара, новгородское правительство установило постоянную таксу за провоз товара от берега до немецкого двора. До двора немецкого полагалось 10 кун с воза, а до готского — 15 кун.
Кроме этого пути, немцы могли возить свои товары через Псков и через Нарву по сухому пути; это был преимущественно зимний путь. Возить иноземный товар другими дорогами в Новгород запрещалось, и товары, привезенные не указанными путями, отбирались в казну.
Нижний Новгород — мой любимый город
... Петербурга также можно добраться до Нижнего Новгорода на поезде, причем по времени это займет около 9,5 часов. Если рассматривать ... периода начинается современная история Нижнего Новгорода. Сейчас в двадцать первом веке, город является архитектурным памятником древней Руси. Там ... которые перевозили свои товары по Волге и Оке. Они останавливались в Нижнем Новгороде для закупки одних товаров и продажи ...
Немецкий двор был обнесен высокой стеной, и его охраняла масса цепных собак и немецкая стража. По договорам новгородцы не могли строить здания около этого двора и держать здесь товар, не могли даже собираться возле и играть в свайку. Во дворе стояла церковь и большое здание с обширной палатой — «гридницей», где собирались иностранные купцы; около этой комнаты была меньшая для слуг, тут же помещались и отдельные спальни. Кругом всего здания были выстроены клети или амбары для склада товара; но товаров привозили такое множество, что они не помещались в амбарах и сваливались в общей комнате и даже в церкви.
Благодаря тем привилегиям, какими немцы сумели обставить себя в Новгороде, и тяжелому кулаку Ганзы, которая не скупилась показывать его слабейшим друзьям и союзникам новгородская торговля с заграницей скоро совершенно очутилась в немецких руках, и роль новгородских купцов свелась к покупке того, что привозили немцы, и перепродаже внутрь страны. Немецкие купцы заранее уговаривались между собой и покупали товар у новгородцев по тем ценам, по каким хотели, и новгородцы ничего не могли с этим поделать, несмотря на то, что некоторые товары, например, восточные, немцы только от новгородцев и могли получить. Лучшая организация, как всегда, побеждала. Иностранные товары Новгород покупал, конечно, не только для себя, но и для перепродажи в другие русские области. Новгородские купцы постоянно ездили в Суздаль, Владимир, Киев, Чернигов, Галич, даже в Литву. Являясь продавцами иноземных товаров, новгородцы были в то же время и покупателями туземных для заграничного рынка.
Самым важным предметом торговли Новгорода с другими русскими кня жествами был хлеб, в котором Новгород нуждался не только для перепродажи иноземцам, но и для себя, так как болотистая новгородская почва родила хлеба мало. Хлеб шел в Новгород из Рязани, по Оке и Москве-реке на Волоколамск, а с верхнего Поволжья на Тверь и Торжок. Неурожаи и войны, стеснявшие доставку хлеба в Новгород, бывали иногда причиной страшных голодовок в Новгородской земле. Так, в 1187 году цены на хлеб в Новгороде поднялись так, что родители продавали немцам своих детей, только бы спасти их от ужаса голодной смерти. Такая зависимость Новгорода в столь существенном вопросе, как хлеб насущный, от других русских земель была причиной того, что сильные князья, как Андрей Бого-любский, а впоследствии и московские, могли держать Новгород в повиновении, не прибегая к оружию: стоило им только прекратить доставку хлеба на новгородские рынки, и смиренный ожиданием голода Господин Великий Новгород шел на уступки даже перед побежденным в открытом бою противником, державшим в своих руках ключи от житниц Поволжья и Рязани.
Крайняя небезопасность тогдашней торговли, отдаленность рынков, трудность дороги к ним, необходимость быть сильными и вооруженными при торгово-промысловых экспедициях в страны дикарей,- все эти обстоятельства заставляли новгородских купцов вести свою торгово-промыс-ловую деятельность артелями или компаниями. Купеческих артелей было в Новгороде много; разделялись они или по товару, которым участники их торговали, или по местности, куда они ходили; сообразно с этим в Новгороде были артели купцов низовских, то есть торговавших с Низовой землей, как тогда в Новгороде называли Суздальскую область; поморскими купцами звались те, которые ходили на Балтику или на Белое море; купцы, торговавшие солью, назывались прасолы.
Описание по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»
... сказки, помогает поверить в победу добра над злом. Как написать сочинение по картине: рекомендации Сочинение по картине “Иван царевич на Сером волке” следует начать с указания автора. Ее написал русский художник Виктор Васнецов ... и многие другие. Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно ...
Особенное значение имела в Новгороде артель купцов, соединившихся около храма св. Иоанна Предтечи, или, по-новгородски, у Ивана Великого в Опоках. Всякий купец, пожелавший вступить в «Иваново сто», должен был внести вклад -50 гривен и, кроме того, пожертвовать 29/2 гривны в пользу церкви св. Ивана на Опоках. Такой купец уже навсегда делался участником Ивановой сотни и передавал это право своим детям. В отличие от других купцов его называли «пошлым», то есть старинным купцом, и в этом заключалось много гордости и довольства для тогдашнего купца; принадлежность к Ивановой сотне сильно способствовала кредиту и положению купца в торговом мире. Купцы, записавшиеся в «Иваново сто», имели большие привилегии; так, они имели право получать от города военный отряд для конвоя их торговых экспедиций, отправляющихся, например, на Урал; в минуты торговых затруднений, грозивших ивановскому купцу «изгойством», то есть банкротством, он получал из общественной кассы подмогу, которая раскладывалась на всех участников сотни.
У Ивана Великого на Опоках находился общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары и где в особой «гриднице», то есть обширной палате, они собирались для рассуждений об общих делах. Для ведения текущих дел общества они выбирали из своей среды старосту, который сам выбирал себе помощников. Общественная касса помещалась в самой церкви. На хорах церкви св. Ивана находились лари — вделанные в стену шкапы, где хранились торговые книги, документы, все новгородские грамоты и договоры; церковь св. Ивана являлась, таким образом, государственным архивом для всего Новгорода вместе с храмом св. Софии, где хранились еще и духовные грамоты. В подвалах церкви св. Ивана складывались товары и находилась общественная касса. Около церкви помещался рынок, торг, и стояли весы, на которых вешали товары; при весах состояли особые выборные присяжные чины, которые производили взвешивание и наблюдали за правильностью веса и торговли; за взвешивание, как и при продаже товара, взималась с покупателя особая пошлина. Рядом с большими весами находились еще малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли тогда чеканную монету. При церкви св. Ивана состоял и торговый суд, председателем которого был тысяцкий. Таким образом, церковь св. Ивана на Опоках, возле которой объединились богатейшие купцы, являлась как бы центром всей новгородской торговли.
Успешная торговая деятельность подняла необыкновенно силу и значение Великого Новгорода; торговлей жило все новгородское население, и торговый человек в Новгороде — самая большая сила; никакой договор, никакое решение не проводится на вече без согласия купца; предприимчивая, полная опасностей, удачи и неудачи торговая жизнь вырабатывала из новгородцев и людей предприимчивых, упорных, настойчивых, дерзких и смелых. Новгородские былины о Ваське Буслаеве и о Садко рисуют яркими красками надменную и бесшабашную удаль новгородского купца-богача. Эта удаль и отвага, не находя себе исхода на родине, заставляла многих новгородцев уходить на сторону, на Волгу, главным образом в страну старинных врагов Новгорода — суздальцев, чтобы грабить здесь людей и торговые суда. Эти разбойни чьи походы новгородских удальцов-ушкуйников часто бывали причиной больших и опасных для Новгорода недоразумений с соседями. В 1375 году какой-то новгородец Прокоп собрал ватагу в 2000 человек и из Двинской земли прошел на Волгу. Здесь ушкуйники напали на Кострому. Великокняжеский воевода бежал, и Прокоп с товарищами разграбил город, набрал много всякого добра, пленил жителей, не щадя женщин и детей, и пошел вниз по Волге, где пограбил окрестности Нижнего Новгорода, разграбил множество купеческих судов, перебил бесерменских, то есть татарских, персидских и бухарских купцов. В г. Булгарах он продал татарам весь свой полон и добрался до Астрахани, где какой-то татарский князь перебил всю ватагу Прокопа. Новгородских ушкуйников знали и в Перми и в Заволочье, на своих лодках проникали они на Белое море и грабили северные берега Норвегии.
С . А . КНЯЗЬКОВ
Художник, археолог, академик. Известный русский живописец, автор пейзажей, видов древней Москвы, эскизов театральных декораций. Младший брат художника В.М. Васнецова.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых, ведущей свое начало из новгородских земель («Васнецы с новгородского подворья»).
Живописи учился у своего брата, Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Максимов. С 1883 года Аполлинарий Васнецов — в рядах художников-передвижников, активно участвует в работе Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-98 гг. художник путешествует по России, Украине, Крыму, Франции, Италии и Германии.
В 1900 году Васнецов становится академиком Петербургской Академии художеств. В 1903 г. участвует в организации Союза русских художников. В 1901-1918 гг. руководит пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В эти годы А.М. Васнецов много работает над выполнением ряда архитектурных проектов (склеп-часовня М.А. Морозова в Покровском монастыре, 1906; неосуществленный эскизный проект здания Государственной Думы, названный им «Вечевой колокол» и др.) и для театра, создавая декорации и костюмы к оперным и драматическим спектаклям, преимущественно на темы русской истории («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», «Иван Сусанин», «Опричник» и др.).
Художник с большим интересом работал над изучением материалов к этим спектаклям. При создании облика средневековой Москвы А.М. Васнецов сверялся со старинными планами города и гравюрами, широко использовал современные археологические данные (с 1906 г. он являлся действительным членом Археологического общества).
В период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра художник дважды побывал в Новгороде, сделал там множество зарисовок старинной архитектуры и деталей быта, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь передать своеобразный северный колорит Великого Новгорода (этюды: «Спас-Нередица в половодье», «Новгород Великий. Детинец», «Новгород», «Башня в Валдайском монастыре», «Валдайское озеро»).
Исторический Новгород запечатлен А. Васнецовым в картинах: «Варяжские корабли в Великом Новгороде», «Новгородский Торг», «Прошлое Великого Новгорода», «Пристань в Великом Новгороде. XV век», «Мост через реку Волхов и Святая София».
С 1918 г. возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 г. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Уступая в известности своему старшему брату, Аполлинарий Михайлович Васнецов, тем не менее, занимает в русском искусстве свое особое место, как национальный живописец, художник своих тем: русской природы и русской истории. Его пейзажи «дышат первобытной, таинственной свежестью… объяты широким эпическим духом» (А. Бенуа), а исторические полотна полны любования русской стариной и безукоризненно точны в деталях.
P.S. В 2005 г. на лондонском аукционе картина А.М. Васнецова «Пристань в Новгороде», изображающая средневековый Торг, была продана за 299 тыс. фунтов стерлингов (550 тыс. долларов).
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-kartine-vasnetsova-novgorodskoe-veche/
Васнецов Аполлинарий Михайлович // Художники и Новгородский край: биобиблиографический словарь / составитель Л.А. Вересова; Новгор. обл. б-ка. — Новгород, 1997. — С. 10-11.
- Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. — М.: Искусство, 1956. — 172 с.
- Беспалова Л.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. — М.: Искусство, 1983. — 229 с.
- Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. — М.: Директ-медиа, 2010. — 48 с. — (Великие художники. Вып. 61).
- Васнецов А.
Новгородский торг: автолитография // Васнецов А.М. Альбом. — М., 1980. — ил. № 48.
- Васнецов А.М. Валдайский монастырь: этюд // Воронежский областной музей изобразительных искусств. — М., 1984. — ил. № 51.
- Васнецов А.
Вече; Новгородский торг // Картины по русской истории из издания И.Н. Кнебеля. Москва 1908-1913. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — листы №№ 16, 8.
- Торчинская М. Картины по русской истории // Юный художник. — 1990. — № 1. — С. 10-15.
- «Пристань в Новгороде» продали // Новгородские ведомости.
— 2005. — 25 мая.
рЕТЕД ОБНЙ РМПЭБДШ ПЛПМП ОБЙВПМЕЕ ЮФЙЧЫЕКУС Ч ФПТЗПЧПН НЙТЕ ДТЕЧОЕЗП оПЧЗПТПДБ ГЕТЛЧЙ УЧ. йПБООБ, ЮФП ОБ пРПЛБИ
ьФБ ГЕТЛПЧШ УХЭЕУФЧХЕФ Й ДП УЙИ РПТ Ч оПЧЗПТПДЕ, ОП ОПЧЗПТПДЕГ XII ЙМЙ XIII ЧЕЛПЧ, ЕУМЙ ВЩ ПО ЮХДПН ЧУФБМ ЙЪ ЧЕЛПЧПК НПЗЙМЩ, ОЕ ХЪОБМ ВЩ ФЕРЕТШ УЧПЕЗП УЧ. ЧЕМЙЛПЗП йЧБОБ, ЮФП ОБ рЕФТСФЙОПН ДЧПТЙЭЕ,- ФБЛ УЙМШОП РПУФТБДБМБ Й ЙЪНЕОЙМБУШ ГЕТЛПЧШ ПФ НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ЗТХВЩИ Й ОЕХНЕМЩИ РТЙУФТПЕЛ, РПРТБЧПЛ, «ТЕУФБЧТБГЙК». рМПЭБДШ Х ИТБНБ УЧ. ЧЕМЙЛПЗП йЧБОБ, ЮФП ОБ пРПЛБИ, ВЩМБ УТЕДПФПЮЙЕН Й ФПТЗПЧПК, Й РПМЙФЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ чЕМЙЛПЗП оПЧЗПТПДБ. у ВЕТЕЗБ, ОБ ЛПФПТПН ПОБ УФПЙФ, ПФУФХРБС ОЕУЛПМШЛП ДЕУСФЛПЧ УБЦЕО ПФ ТЕЛЙ, ПФЛТЩЧБМУС ЫЙТПЛЙК ДПЧПМШОП ЧЙД -РБОПТБНБ ОБ ГЕОФТБМШОХА ЮБУФШ УФБТПЗП ЧЕЮЕЧПЗП ЗПТПДБ. лБТФЙОБ ЧПУУПЪДБЕФ ЬФХ РБОПТБНХ. чДБМЙ, ОБ ЪБДОЕН РМБОЕ ЧПЪЧЩЫБАФУС УФЕОЩ «ДЕФЙОГБ» — оПЧЗПТПДУЛПЗП ЛТЕНМС, ЪБ ЛПФПТЩНЙ ЧЙДОЕАФУС ЗМБЧЩ уПЖЙКУЛПЗП УПВПТБ, еЧЖЙНШЕЧБ ВБЫОС Й ЪЧПООЙГБ УПВПТБ. рТПЕЪЦЙЕ, ЙМЙ чПДСОЩЕ, ЧПТПФБ ДЕФЙОГБ ЧЩИПДСФ Л НПУФХ ЮЕТЕЪ чПМИПЧ, РПУФБЧМЕООПНХ ОБ «ЛМЕФСИ» — ПРХЭЕООЩИ Ч ЧПДХ УТХВБИ, ОБРПМОЕООЩИ ЛБНОЕН. нПУФ УПЕДЙОСЕФ ДЕФЙОЕГ Й ЧУА уПЖЙКУЛХА УФПТПОХ У фПТЗПЧПК, ОБ ЛПФПТПК ЧП ЗМБЧЕ НПУФБ УФПЙФ ЛБНЕООБС ВБЫОС У ЧПТПФБНЙ. оБ ЧПДСОПК ВБЫОЕ ДЕФЙОГБ ЧЙДОЩ ЮБУЩ ОЕНЕГЛПК ТБВПФЩ, УПУФБЧМСЧЫЙЕ ЗПТДПУФШ оПЧЗПТПДБ. пФ НПУФБ Л ЧПТПФБН ДЕФЙОГБ ЙДХФ ОЙЪЛЙЕ ДЕТЕЧСООЩЕ ТСДЩ-ВБМБЗБОЩ, ЗДЕ УЙДЕМЙ ФПТЗПЧГЩ ЧУСЛПК НЕМПЮША. оБ ЧТЕНС ПУБДЩ Й НПУФ Й ЬФЙ ТСДЩ, ЛПОЕЮОП, ХОЙЮФПЦБМЙ. оБ чПМИПЧЕ, ЛПФПТЩК, УХДС РП УОЕЗХ, ДПМЦЕО УЛПТП РПЛТЩФШУС МШДПН, ЧЙДОЩ РПУМЕДОЙЕ УХДБ ФПТЗПЧЩИ МАДЕК, УРЕЫБЭЙИ ЗТХЪЙФШ ЙИ, ЮФПВЩ ДП НПТПЪБ ХКФЙ ОБ мБДПЗХ, ЗДЕ УФПСФ, ДПЦЙДБСУШ ЙИ, ОЕНЕГЛЙЕ ЛПТБВМЙ.
лБТФЙОБ ЙЪПВТБЦБЕФ ФПТЗПЧХА РМПЭБДШ Ч оПЧЗП ТПДЕ чЕМЙЛПН ЧТЕНЕО ТБУГЧЕФБ ЕЗП РПМЙФЙЮЕ УЛПЗП Й ФПТЗПЧПЗП НПЗХЭЕУФЧБ.
РЕТЧЩК РМБО ЛБТФЙОЩ ЙЪПВТБЦБЕФ «чЕМЙЛЙК ТСД» — РПУФПСООЩЕ МБЧЛЙ Й ФПТЗПЧЩЕ БНВБТЩ, У «ФПТЗПН» РЕТЕД ОЙНЙ, ЗДЕ РТПДБЧБМУС ФПЧБТ У ЧПЪПЧ «ЧПЪОЙЛБНЙ», РТЙВЩЧЫЙНЙ УП ЧУЕИ ЛПОГПЧ ПВЫЙТОЩИ ОПЧЗПТПДУЛЙИ ЧМБДЕОЙК. х УБНПЗП ИТБНБ ЧЙДОЩ ЗПТПДУЛЙЕ ЧЕУЩ, ЗДЕ ПУПВЩК ЗПТПДУЛПК ЮЙОПЧОЙЛ УПВЙТБМ «ЧЕУЮЕЕ» — УВПТ ЪБ ЧЪЧЕЫЙЧБОЙЕ ФПЧБТБ: ЗПТПДУЛЙЕ ЧЕУЩ ЗБТБОФЙТПЧБМЙ РТБЧЙМШОПУФШ ЧЪЧЕЫЙЧБОЙС Й ДПУФБЧМСМЙ ДПИПД УЧ. йЧБОХ. оБРТБЧП Ч УБНПН ХЗМХ ЛБТФЙОЩ ЙЪПВТБЦЕО НЕОСМБ У ЛПЦБОПК УХНПК ДМС ДЕОЕЗ ЮЕТЕЪ РМЕЮП, УФПСЭЙК ЪБ УЧПЙН УФПМПН-РТЙМБЧЛПН, ОБ ЛПФПТПН УФПСФ НБМЕОШЛЙЕ ЧЕУЩ ДМС ЧЪЧЕЫЙЧБОЙС ТХВМЕК. тХВМС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ГЕМПК ПФЮЕЛБ-ОЕООПК НПОЕФОПК ЕДЙОЙГЩ ФПЗДБ ЕЭЕ ОЕ УХЭЕУФЧПЧБМП, Й ТХВМЕН ОБЪЩЧБМЙ УЮЕФОХА НЕТХ.
ОБМЕЧП УФПЙФ ЧПЪ У ХЛТХЗБНЙ ЧПУЛБ, ЛПФПТЩЕ РТЙЧЕЪЫЙК ЙИ УОПУЙФ Ч УЛМБД. фХФ ЦЕ ЙЪ МБЧЛЙ ФПТЗПЧЩК УМХЦБЭЙК ОЕУЕФ ЛБДШ НЕДХ. рПУТЕДЙОЕ, ОБ РЕТЧПН ЦЕ РМБОЕ, ЙОПЪЕНОЩЕ ЗПУФЙ — ЗБОЪЕКУЛЙЕ ОЕНГЩ ЙЪ чЙУВЙ, зБНВХТЗБ, вТЕНЕОБ ЙМЙ ЙЪ «УЧЕКУЛЙИ ОЕНЕГ» ФПТЗХАФ Х ТХУУЛПЗП РТПДБЧГБ, ВЩФШ НПЦЕФ, ПИПФОЙЛБ МЙУША ЫЛХТХ; ФПТЗ ЙДЕФ РТЙ РПНПЭЙ ПЦЙЧМЕООПК ЦЕУФЙЛХМСГЙЙ УП УФПТПОЩ РТПДБЧГБ, ОЕ РПОЙНБАЭЕЗП УЧПЙИ РПЛХРБФЕМЕК. тСДПН У НЕОСМПК ТХУУЛЙК ЛХРЕГ, УХДС РП ПДЕЦДЕ, ВПЗБФЩК ОПЧЗПТПДУЛЙК ЗПУФШ, ФПТЗХЕФУС П ЮЕН-ФП У ФПТЗПЧГЕН, ЧЩЗМСДЩЧБАЭЙН ЙЪ УЧПЕК ФЕУОПК МБЧЛЙ. йЪ ЧПТПФ У чПМИПЧБ ФСОХФУС ЧПЪЩ УП ЧУСЛЙН ЙОПЪЕНОЩН ФПЧБТПН, ЧЩЗТХЦЕООЩН ЙЪ УХДПЧ; ОБЧУФТЕЮХ ЙН ДЧЙЗБЕФУС ГЕРШ ЧПЪПЧ ТХУУЛПЗП ФПЧБТБ ДМС ОБЗТХЪЛЙ. чЕУШ ФПТЗ ЫХНЙФ Й ЗБМДЙФ, РПМОЩК ВПКЛПЗП ДЕМПЧПЗП ПЦЙЧМЕОЙС,ФХФ Й ФПТЗПЧГЩ ТБЪОПУЮЙЛЙ, Й РТБЪДОЩЕ ЗХМСАЭЙЕ МАДЙ, Й ДЕФЙ, У МАВПРЩФУФЧПН ТБУУНБФТЙЧБАЭЙЕ ЧБЦОЩИ ЪБЕЪЦЙИ «ЙЪ ОЕНЕГ» ЗПУФЕК.
б. чБУОЕГПЧ. оПЧЗПТПДУЛЙК ФПТЗ.
тЕЛБ чПМИПЧ, ЧЩФЕЛБАЭБС ЙЪ ОЕДБМЕЛПЗП ПФ ЗПТПДБ ПЪЕТБ йМШНЕОШ, ДЕМЙФ оПЧЗПТПД ОБ ДЧЕ ЮБУФЙ: РТБЧБС, РП ЧПУФПЮОПНХ ВЕТЕЗХ, ОБЪЩЧБМБУШ ФПТЗПЧПК, РПФПНХ ЮФП ЪДЕУШ ОБИПДЙМУС ЗМБЧОЩК ЗПТПДУЛПК ФПТЗ; МЕЧБС, РП ЪБРБДОПНХ ВЕТЕЗХ, ЪЧБМБУШ уПЖЙКУЛПК, У ФПК РПТЩ, ЛПОЕЮОП, ЛБЛ ЪДЕУШ ВЩМБ РПУФТПЕОБ УПВПТОБС ГЕТЛПЧШ оПЧЗПТПДБ — ИТБН УЧ. уПЖЙЙ. пВЕ УФПТПОЩ УПЕДЙОСМЙУШ ЧЕМЙЛЙН ЧПМИПЧУЛЙН НПУФПН. оБ ФПТЗПЧПК УФПТПОЕ, ЧПЪМЕ УБНПЗП ФПТЗБ, ОБИПДЙМБУШ РМПЭБДШ, ЛПФПТХА ОБЪЩЧБМЙ сТПУМБЧПЧЩН ЙМЙ лОСЦЙН ДЧПТПН, РПФПНХ ЮФП ЪДЕУШ УФПСМ ДЧПТ сТПУМБЧБ, ЛПЗДБ ПО ЛОСЦЙМ Ч оПЧЗПТПДЕ. ъДЕУШ ЧПЪЧЩЫБМБУШ «УФЕРЕОШ» — РПНПУФ, ЧПЛТХЗ ЛПФПТПЗП УПВЙТБМПУШ ЧЕЮЕ; У ЬФПЗП РПНПУФБ ОПЧЗПТПДУЛБС «УФБТЫЙОБ» ПВТБЭБМБУШ У ТЕЮБНЙ Л ОБТПДХ; ЧПЪМЕ УФЕРЕОЙ ОБИПДЙМБУШ ЧЕЮЕЧБС ВБЫОС, ОБ ЛПФПТПК ЧЙУЕМ ЛПМПЛПМ, ЪЧПО ЛПФПТПЗП УПЪЩЧБМ ОПЧЗПТПДГЕЧ ОБ ЧЕЮЕ; ЧОЙЪХ ВБЫОЙ РПНЕЭБМБУШ ЧЕЮЕЧБС ЛБОГЕМСТЙС, ЗДЕ УЙДЕМЙ ДШСЛЙ Й РПДШСЮЙЕ, ЪБРЙУЩЧБЧЫЙЕ РПУФБОПЧМЕОЙС ЧЕЮБ Й УПУФБЧМСЧЫЙЕ ЗТБНПФЩ РП РПТХЮЕОЙА ЧЕЮБ Й УФБТЕКЫЙО. фПТЗПЧБС УФПТПОБ ДЕМЙМБУШ ОБ ДЧБ ЛПОГБ — рМПФОЙГЛЙК Й уМПЧЕОУЛЙК. уМПЧЕОУЛЙК ЛПОЕГ УЮЙФБАФ НЕУФПН ДТЕЧОЕКЫЕЗП РПУЕМЕОЙС ЙЪ ФЕИ, ЛПФПТЩЕ УПУФБЧЙМЙ оПЧЗПТПД.
ЧУС фПТЗПЧБС УФПТПОБ ЙНЕОПЧБМБУШ ЙОПЗДБ РП ЬФПНХ ЛПОГХ — уМПЧЕОУЛПК, уПЖЙКУЛБС УФПТПОБ ДЕМЙМБУШ ОБ ФТЙ ЛПОГБ: оБТЕЧУЛЙК, ъБЗПТПДУЛЙК, зПОЮБТУЛЙК ЙМЙ мАДЙО. оБ уПЖЙКУЛПК УФПТПОЕ, ЧПЪМЕ ОБЮБМБ ЧЕМЙЛПЗП НПУФБ, ЧПЪЧЩЫБМЙУШ УФЕОЩ «ДЕФЙОГБ», ФП ЕУФШ ЗПТПДУЛПК ЛТЕРПУФЙ. чУЕ РСФШ ЛПОГПЧ оПЧЗПТПДБ ВЩМЙ ПВОЕУЕОЩ ЛТЕРЛЙН ЪЕНМСОЩН ЧБМПН У ВБЫОСНЙ Й ТЧПН. ъБ ЬФПК ПЗТБДПК ОБЮЙОБМЙУШ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ РПУБДЩ, НПОБУФЩТЙ, НПОБУФЩТУЛЙЕ УМПВПДЩ, ЫЙТПЛПК Й НОПЗПМАДОПК ГЕРША ПЛБКНМСЧЫЙЕ оПЧЗПТПД.
ЙУФПТЙЮЕУЛПЕ РТЕДБОЙЕ, МЕФПРЙУШ, ОБТПДОЩЕ УЛБЪБОЙС Й РЕУОЙ, ОБЛПОЕГ, ХЮЕОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС ТЙУХАФ оПЧЗПТПД чЕМЙЛЙК ЛБЛ ВПЗБФЩК ФПТЗПЧЩК ЗПТПД. фПТЗПЧМС ЛБЛ ЗМБЧОПЕ ЪБОСФЙЕ ЦЙФЕМЕК ПРТЕДЕМСМБУШ УБНЙН РПМПЦЕОЙЕН оПЧЗПТПДБ Й ХУМПЧЙСНЙ ФПЗП ЛТБС, ЗДЕ ПО ЧПЪОЙЛ. оПЧЗПТПД МЕЦЙФ ОБ ХДПВОПН РХФЙ Л ЗМБЧОЩН ТЕЮОЩН ВБУУЕКОБН тХУУЛПК ТБЧОЙОЩ — Л ъБРБДОПК дЧЙОЕ, дОЕРТХ Й чПМЗЕ, Б чПМ-ИПЧ УПЕДЙОСЕФ ЕЗП РТСНЩН ЧПДОЩН РХФЕН У жЙОУЛЙН ЪБМЙЧПН. вМБЗПДБТС ЬФПК ВМЙЪПУФЙ Л ВПМШЫЙН ФПТЗПЧЩН РХФСН тХУЙ оПЧЗПТПД ПЮЕОШ ТБОП ЧФСОХМУС Ч ФПТЗПЧХА ДЕСФЕМШОПУФШ. иМЕВПРБЫЕУФЧП Ч оПЧЗПТПДУЛПН ЛТБА ОЙЛПЗДБ ОЕ НПЗМП ТБЪЧЙФШУС ВМБЗПДБТС РПЮЧЕ, ПЮЕОШ ОЕХДПВОПК ДМС ЪЕНМЕДЕМЙС, ЧУСЛПЗП ЦЕ МЕУОПЗП ФПЧБТБ ЬФПФ ЛТБК ДПУФБЧМСМ ВПМШЫПЕ ЙЪПВЙМЙЕ, УПЪДБЧБС ФБЛЙН ПВТБЪПН ДМС УЧПЙИ ПВЙФБФЕМЕК УБНЩК РТЕДНЕФ ФПТЗПЧМЙ. тБУРПМПЦЙЧЫЙУШ ОБ ЧЩИПДЕ Л НПТА ЙЪ УФТБОЩ, ВПЗБФПК ЧУСЛЙН УЩТШЕН, оПЧЗПТПД, ЕУФЕУФЧЕООП, Й УДЕМБМУС НЕУФПН ЧЩЧПЪБ ФПЧБТПЧ, ЛПФПТЩЕ ЬФБ УФТБОБ РТПЙЪЧПДЙМБ, Й ЧЧПЪБ ФЕИ, Ч ЛПФПТЩИ ПОБ ОХЦДБМБУШ.
УОПЫЕОЙС оПЧЗПТПДБ У ъБРБДОПК еЧТПРПК ХУФБОПЧЙМЙУШ ПЮЕОШ ДБЧОП — РХФШ Ч зБТДБТЙЛ ЮЕТЕЪ пУФЕТЗБТД, ФП ЕУФШ чПУФПЮОЩК ЗПТПД, ЛБЛ ОБЪЩЧБМЙ оПЧЗПТПД Ч уЛБОДЙОБЧЙЙ, ЧБТСЦУЛЙЕ ЧПЙОЩ Й ЛХРГЩ РТПЪОБМЙ ПЮЕОШ ДБЧОП. ч XI Й XII ЧЕЛБИ оПЧЗПТПД ЧЕМ ХЦЕ ПВЫЙТОХА ФПТЗПЧМА У ЗПТПДПН чЙУВЙ ОБ зПФМБОДЕ ЙМЙ У «ЗПФУЛЙН ВЕТЕЗПН», ЛБЛ ОБЪЩЧБМЙ ЕЗП ОПЧЗПТПДГЩ. зПФМБОДУЛЙЕ ЛХРГЩ ЙНЕМЙ Ч оПЧЗПТПДЕ УЧПК ДЧПТ Й ГЕТЛПЧШ, ОБ зПФМБОДЕ ФПЦЕ ВЩМ оПЧЗПТПДУЛЙК ДЧПТ Й ГЕТЛПЧШ. фБЛ ЛБЛ чЙУВЙ ПЮЕОШ ПЦЙЧМЕООП ФПТЗПЧБМ У ОЕНГБНЙ, ФП Й ОЕНГЩ ЮЕТЕЪ чЙУВЙ ТБОП УФБМЙ РТПОЙЛБФШ Ч оПЧЗПТПД, Б ОПЧЗПТПДГЩ ФПТЗПЧБМЙ Ч ыЧЕГЙЙ Й Ч дБОЙЙ, УМЕДПЧБФЕМШОП, ЪОБМЙ ДПТПЗЙ Й Ч ОЕНЕГЛЙЕ РТЙВБМФЙКУЛЙЕ o ЗПТПДБ. хЦЕ Ч XII ЧЕЛЕ ТСДПН У ЗПФУЛЙН ДЧПТПН УФПЙФ Ч оПЧЗПТПДЕ ДЧПТ ОЕНЕГЛЙК, Б Ч мАВЕЛЕ Ч ЬФП ЦЕ ЧТЕНС РТПЦЙЧБАФ ТХУУЛЙЕ ЛХРГЩ ЙЪ оПЧЗПТПДБ.
Ч XIII ЧЕЛЕ ОЕНЕГЛЙЕ ЗПТПДБ, ЛБЛ ЙЪЧЕУФОП, ПВТБЪПЧБМЙ УПАЪ, РПМХЮЙЧЫЙК ОБЪЧБОЙЕ зБОЪЕКУЛПЗП. ьФПФ УПАЪ НБМП-РПНБМХ УФБМ ОЕ ФПМШЛП РПУТЕДОЙЛПН Ч ФПТЗПЧМЕ АЦОПЕЧТПРЕКУЛПК Й УТЕДОЕЕЧТПРЕКУЛПК, Б ЮЕТЕЪ оПЧЗПТПД УДЕМБМУС РПУТЕДОЙЛПН Ч ПВНЕОЕ ФПЧБТПЧ ЕЧТПРЕКУЛЙИ Й БЪЙБФУЛЙИ. чНЕУФЕ У ТПУФПН ФПТЗПЧПЗП НПЗХЭЕУФЧБ УПАЪ ЗБОЪЕКУЛЙИ ЗПТПДПЧ РТЙПВТЕМ УЛПТП Й ЪОБЮЕОЙЕ УЙМШОПЗП ЗПУХДБТУФЧБ, Ч ДПЗПЧПТЩ У ЛПФПТЩН ОЕ ЗОХЫБМЙУШ ЧУФХРБФШ УБНЩЕ УЙМШОЩЕ ЧМБДЕФЕМЙ ФЕИ ЧТЕНЕО. чП ЗМБЧЕ УПАЪБ УФПСМ ЗПТПД мАВЕЛ. пУФТПЧ зПФМБОД УДЕМБМУС УПАЪОЩН Й РПДЧМБУФОЩН зБОЪЕ, Й ЗБОЪЕКУЛЙЕ ОЕНГЩ-ЛХРГЩ ЧЪСМЙ ФПЗДБ Ч УЧПЙ ТХЛЙ Й ФПТЗПЧМА У оПЧЗПТПДПН. «оЕНЕГЛЙЕ ЛХРГЩ Ч оПЧЗПТПДЕ,- ЗПЧПТЙФ о. й. лПУФПНБТПЧ,- УПУФБЧЙМЙ УПЧЕТЫЕООП ПУПВХА, ФЕУОП ЪБНЛОХФХА ПВЭЙОХ. рП ДПЗПЧПТБН, ЪБЛМАЮЕООЩН У оПЧЗПТПДПН, ПОЙ РПМШЪПЧБМЙУШ РПМОЩН УБНПХРТБЧМЕОЙЕН. оПЧЗПТПДУЛЙЕ ЧМБУФЙ ОЕ ЙНЕМЙ РТБЧБ ЧУФХРБФШУС Ч ДЕМБ, ЧПЪОЙЛБЧЫЙЕ НЕЦДХ ОЕНГБНЙ; УХДЙФШ ОЕНГЕЧ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ЙИ УПВУФЧЕООЩЕ, ЧЩВТБООЩЕ ЙНЙ ОБЮБМШОЙЛЙ — ПМШДЕТНЕОЩ, ФП ЕУФШ УФБТЫЙОЩ. вЕЪ ТБЪТЕЫЕОЙС ПМШДЕТНЕОБ ОЙ ПДЙО ОПЧЗПТПДУЛЙК ЮЙОПЧОЙЛ ОЕ НПЗ ЧПКФЙ ЧП ДЧПТ ОЕНЕГЛПК ЛПОФПТЩ Ч оПЧЗПТПДЕ. уМХЮБЙ ОЕУПЗМБУЙС ОЕНГБ У ОПЧЗПТПДГЕН ДПМЦОЩ ВЩМЙ ТБЪВЙТБФШУС ПМШДЕТНЕОБНЙ, Й ЕУМЙ ФПМШЛП ОПЧЗПТПДЕГ ВЩМ ОЕДПЧПМЕО УХДПН, ФП НПЗ ЦБМПЧБФШУС ЧЩУЫЙН ОПЧЗПТПДУЛЙН ЮЙОПЧОЙЛБН — РПУБДОЙЛХ ЙМЙ ФЩУСГЛПНХ. дПЗПЧПТБНЙ ВЩМП ФБЛЦЕ РПУФБОПЧМЕОП, ЮФП У ЪБДПМЦБЧЫЕЗП ОПЧЗПТПДГБ РЕТЧПЕ ЧЪЩУЛБОЙЕ ДЕМБМПУШ Ч РПМШЪХ ЕЗП ЙОПУФТБООЩИ ЛТЕДЙФПТПЧ».
ПЗТБДЙЧ УЕВС ФБЛЙНЙ РТЙЧЙМЕЗЙСНЙ, ОЕНЕГЛЙЕ ЛХРГЩ ФПТЗПЧБМЙ ОЕ ЙОБЮЕ, ЛБЛ ГЕМПК ПВЭЙОПК. уПЧЕФ ОЕНЕГЛПК ЛПНРБОЙЙ ХУФБОПЧМСМ, ЛБЛЙЕ ФПЧБТЩ РТЙЧПЪЙФШ Ч оПЧЗПТПД, ЛБЛЙЕ ЛХРЙФШ Х ОПЧЗПТПДГЕЧ, ОБ ЛБЛХА УХННХ ЛБЦДЩК ЙЪ ЛХРГПЧ НПЗ ЛХРЙФШ ФПЧБТХ; УПЧЕФ ПРТЕДЕМСМ ФБЛЦЕ Й ГЕОЩ ЛБЛ РТПДБЧБЕНЩИ, ФБЛ Й РПЛХРБЕНЩИ ФПЧБТПЧ. чЕУФЙ ФПТЗПЧМА ОЕНЕГЛЙН ЛХРГБН РПЪЧПМСМПУШ ФПМШЛП ПРФПЧХА; ПОЙ ОЕ ЙНЕМЙ РТБЧБ ОЙ ВТБФШ Х ОПЧЗПТПДГЕЧ ДЕОЕЗ ЧЪБКНЩ, ОЙ ДБЧБФШ ЙН. рТЙЕЪЦБФШ Ч оПЧЗПТПД ОЕНЕГЛЙЕ ЛХРГЩ НПЗМЙ ФПМШЛП ДЧБ ТБЪБ Ч ЗПД: ОБ ЪЙНХ Й ОБ МЕФП; УППВТБЪОП У ЬФЙН ПОЙ Й ОБЪЩЧБМЙУШ ЪЙНОЙНЙ ЙМЙ МЕФОЙНЙ ЗПУФСНЙ. ъЙНМЙЕ РТЙЕЪЦБМЙ ПУЕОША, ЦЙМЙ ЪЙНХ Й УП ЧУЛТЩФЙЕН ТЕЛ ХЕЪЦБМЙ, ЧЪБНЕО ЙИ РТЙЕЪЦБМЙ ЗПУФЙ МЕФОЙЕ. уХДБ ОЕНЕГЛЙИ ФПТЗПЧГЕЧ РМЩМЙ ПВЩЛОПЧЕООП ГЕМЩНЙ ЛБТБЧБОБНЙ, РПД ПИТБОПК ЧПЕООЩИ ЗБОЪЕКУЛЙИ ЛПТБВМЕК, ФБЛ ЛБЛ НПТЕ ВЩМП ОЕВЕЪПРБУОП ПФ РЙТБФПЧ, ДП ЗПТПДБ чЙУВЙ, Б ПФУАДБ ДЕТЦБМЙ РХФШ ХЦ РТСНП ОБ ПУФТПЧ лЕФМЙОЗЕО, ЙМЙ лПФМЙО, Ч жЙОУЛПН ЪБМЙЧЕ, РЕТЕД ХУФШЕН ТЕЛЙ оЕЧЩ. ъДЕУШ ЙОПЪЕНОЩИ ЗПУФЕК ЧУФТЕЮБМЙ ОПЧЗПТПДУЛЙЕ МПГНБОЩ Й РТЙУФБЧЩ, ДЕТЦБЧЫЙЕ «УФТБЦХ НПТУЛХА», Й РТПЧПЦБМЙ ЗПУ-ФЕК ДП УБНПЗП оПЧЗПТПДБ.
РТПКДС НЙНП лПФМЙОБ, УХДБ ЧУФХРБМЙ Ч оЕЧХ, РПФПН Ч мБДПЦУЛПЕ ПЪЕТП Й ДПУФЙЗБМЙ ХУФШС чПМИПЧБ, ЗДЕ ЪБНПТУЛЙК ФПЧБТ РЕТЕЗТХЦБМУС У ЗМХВПЛП УЙДЕЧЫЙИ НПТУЛЙИ УХДПЧ ОБ НЕМЛЙЕ ТЕЮОЩЕ Й УРМБЧМСМУС РП чПМИПЧХ. оЕ ДПЕЪЦБС ДП оПЧЗПТПДБ, УХДБ ПУФБОБЧМЙЧБМЙУШ: ЪДЕУШ РТПЙЪЧПДЙМУС УЮЕФ ФПЧБТПЧ, Й ПОЙ ПВМБЗБМЙУШ РПЫМЙОПК. ч оПЧЗПТПДЕ ФПЧБТ ЧЩЗТХЦБМЙ У УХДПЧ Й ОБ ЙЪЧПЪЮЙЮШЙИ ФЕМЕЗБИ ДПУФБЧМСМЙ ОБ ОЕНЕГЛЙК ДЧПТ. юФПВЩ ОЕ ВЩМП ЪБРТПУПЧ УП УФПТПОЩ ЙЪЧПЪЮЙЛПЧ Й ЮФПВЩ ОЕ ЧПЪОЙЛБМП ЛБЛЙИ-МЙВП ОЕДПТБЪХНЕОЙК У ОБОЙНБФЕМСНЙ-ЮХЦЕЪЕНГБНЙ, Б ФБЛЦЕ ЧП ЙЪВЕЦБОЙЕ РТПНЕДМЕОЙС Ч ДПУФБЧЛЕ ФПЧБТБ, ОПЧЗПТПДУЛПЕ РТБЧЙФЕМШУФЧП ХУФБОПЧЙМП РПУФПСООХА ФБЛУХ ЪБ РТПЧПЪ ФПЧБТБ ПФ ВЕТЕЗБ ДП ОЕНЕГЛПЗП ДЧПТБ. дП ДЧПТБ ОЕНЕГЛПЗП РПМБЗБМПУШ 10 ЛХО У ЧПЪБ, Б ДП ЗПФУЛПЗП — 15 ЛХО.
ЛТПНЕ ЬФПЗП РХФЙ, ОЕНГЩ НПЗМЙ ЧПЪЙФШ УЧПЙ ФПЧБТЩ ЮЕТЕЪ рУЛПЧ Й ЮЕТЕЪ оБТЧХ РП УХИПНХ РХФЙ; ЬФП ВЩМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ЪЙНОЙК РХФШ. чПЪЙФШ ЙОПЪЕНОЩК ФПЧБТ ДТХЗЙНЙ ДПТПЗБНЙ Ч оПЧЗПТПД ЪБРТЕЭБМПУШ, Й ФПЧБТЩ, РТЙЧЕЪЕООЩЕ ОЕ ХЛБЪБООЩНЙ РХФСНЙ, ПФВЙТБМЙУШ Ч ЛБЪОХ. оЕНЕГЛЙК ДЧПТ ВЩМ ПВОЕУЕО ЧЩУПЛПК УФЕОПК, Й ЕЗП ПИТБОСМБ НБУУБ ГЕРОЩИ УПВБЛ Й ОЕНЕГЛБС УФТБЦБ. рП ДПЗПЧПТБН ОПЧЗПТПДГЩ ОЕ НПЗМЙ УФТПЙФШ ЪДБОЙС ПЛПМП ЬФПЗП ДЧПТБ Й ДЕТЦБФШ ЪДЕУШ ФПЧБТ, ОЕ НПЗМЙ ДБЦЕ УПВЙТБФШУС ЧПЪМЕ Й ЙЗТБФШ Ч УЧБКЛХ. чП ДЧПТЕ УФПСМБ ГЕТЛПЧШ Й ВПМШЫПЕ ЪДБОЙЕ У ПВЫЙТОПК РБМБФПК — «ЗТЙДОЙГЕК», ЗДЕ УПВЙТБМЙУШ ЙОПУФТБООЩЕ ЛХРГЩ; ПЛПМП ЬФПК ЛПНОБФЩ ВЩМБ НЕОШЫБС ДМС УМХЗ, ФХФ ЦЕ РПНЕЭБМЙУШ Й ПФДЕМШОЩЕ УРБМШОЙ. лТХЗПН ЧУЕЗП ЪДБОЙС ВЩМЙ ЧЩУФТПЕОЩ ЛМЕФЙ ЙМЙ БНВБТЩ ДМС УЛМБДБ ФПЧБТБ; ОП ФПЧБТПЧ РТЙЧПЪЙМЙ ФБЛПЕ НОПЦЕУФЧП, ЮФП ПОЙ ОЕ РПНЕЭБМЙУШ Ч БНВБТБИ Й УЧБМЙЧБМЙУШ Ч ПВЭЕК ЛПНОБФЕ Й ДБЦЕ Ч ГЕТЛЧЙ.
ВМБЗПДБТС ФЕН РТЙЧЙМЕЗЙСН, ЛБЛЙНЙ ОЕНГЩ УХНЕМЙ ПВУФБЧЙФШ УЕВС Ч оПЧЗПТПДЕ, Й ФСЦЕМПНХ ЛХМБЛХ зБОЪЩ, ЛПФПТБС ОЕ УЛХРЙМБУШ РПЛБЪЩЧБФШ ЕЗП УМБВЕКЫЙН ДТХЪШСН Й УПАЪОЙЛБН, ОПЧЗПТПДУЛБС ФПТЗПЧМС У ЪБЗТБОЙГЕК УЛПТП УПЧЕТЫЕООП ПЮХФЙМБУШ Ч, ОЕНЕ-ГЛЙИ ТХЛБИ, Й ТПМШ ОПЧЗПТПДУЛЙИ ЛХР-ГПЧ УЧЕМБУШ Л РПЛХРЛЕ ФПЗП, ЮФП РТЙЧПЪЙМЙ ОЕНГЩ, Й РЕТЕРТПДБЦЕ ЧОХФТШ УФТБОЩ. оЕНЕГЛЙЕ ЛХРГЩ ЪБТБОЕЕ ХЗПЧБТЙЧБМЙУШ НЕЦДХ УПВПК Й РПЛХРБМЙ ФПЧБТ Х ОПЧЗПТПДГЕЧ РП ФЕН ГЕОБН, РП ЛБЛЙН ИПФЕМЙ, Й ОПЧЗПТПДГЩ ОЙЮЕЗП ОЕ НПЗМЙ У ЬФЙН РПДЕМБФШ, ОЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ ФПЧБТЩ, ОБРТЙНЕТ, ЧПУФПЮОЩЕ, ОЕНГЩ ФПМШЛП ПФ ОПЧЗПТПДГЕЧ Й НПЗМЙ РПМХЮЙФШ. мХЮЫБС ПТЗБОЙЪБГЙС, ЛБЛ ЧУЕЗДБ, РПВЕЦДБМБ. йОПУФТБООЩЕ ФПЧБТЩ оПЧЗПТПД РПЛХРБМ, ЛПОЕЮОП, ОЕ ФПМШЛП ДМС УЕВС, ОП Й ДМС РЕТЕРТПДБЦЙ Ч ДТХЗЙЕ ТХУУЛЙЕ ПВМБУФЙ. оПЧЗПТПДУЛЙЕ ЛХРГЩ РПУФПСООП ЕЪДЙМЙ Ч уХЪДБМШ, чМБДЙНЙТ, лЙЕЧ, юЕТОЙЗПЧ, зБМЙЮ, ДБЦЕ Ч мЙФЧХ. сЧМССУШ РТПДБЧГБНЙ ЙОПЪЕНОЩИ ФПЧБТПЧ, ОПЧЗПТПДГЩ ВЩМЙ Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС Й РПЛХРБФЕМСНЙ ФХЪЕНОЩИ ДМС ЪБЗТБОЙЮОПЗП ТЩОЛБ.
УБНЩН ЧБЦОЩН РТЕДНЕФПН ФПТЗПЧМЙ оПЧЗПТПДБ У ДТХЗЙНЙ ТХУУЛЙНЙ ЛОСЦЕУФЧБНЙ ВЩМ ИМЕВ, Ч ЛПФПТПН оПЧЗПТПД ОХЦДБМУС ОЕ ФПМШЛП ДМС РЕТЕРТПДБЦЙ ЙОПЪЕНГБН, ОП Й ДМС УЕВС, ФБЛ ЛБЛ ВПМПФЙУФБС ОПЧЗПТПДУЛБС РПЮЧБ ТПДЙМБ ИМЕВБ НБМП. иМЕВ ЫЕМ Ч оПЧЗПТПД ЙЪ тСЪБОЙ, РП пЛЕ Й нПУЛЧЕ-ТЕЛЕ ОБ чПМПЛПМБНУЛ, Б У ЧЕТИОЕЗП рПЧПМЦШС ОБ фЧЕТШ Й фПТЦПЛ. оЕХТПЦБЙ Й ЧПКОЩ, УФЕУОСЧЫЙЕ ДПУФБЧЛХ ИМЕВБ Ч оПЧЗПТПД, ВЩЧБМЙ ЙОПЗДБ РТЙЮЙОПК УФТБЫОЩИ ЗПМПДПЧПЛ Ч оПЧЗПТПДУЛПК ЪЕНМЕ. фБЛ, Ч 1187 ЗПДХ ГЕОЩ ОБ ИМЕВ Ч оПЧЗПТПДЕ РПДОСМЙУШ ФБЛ, ЮФП ТПДЙФЕМЙ РТПДБЧБМЙ ОЕНГБН УЧПЙИ ДЕФЕК, ФПМШЛП ВЩ УРБУФЙ ЙИ ПФ ХЦБУБ ЗПМПДОПК УНЕТФЙ. фБЛБС ЪБЧЙУЙНПУФШ оПЧЗПТПДБ Ч УФПМШ УХЭЕУФЧЕООПН ЧПРТПУЕ, ЛБЛ ИМЕВ ОБУХЭОЩК, ПФ ДТХЗЙИ ТХУУЛЙИ ЪЕНЕМШ ВЩМБ РТЙЮЙОПК ФПЗП, ЮФП УЙМШОЩЕ ЛОСЪШС, ЛБЛ бОДТЕК вПЗПМАВУЛЙК, Б ЧРПУМЕДУФЧЙЙ Й НПУЛПЧУЛЙЕ, НПЗМЙ ДЕТЦБФШ оПЧЗПТПД Ч РПЧЙОПЧЕОЙЙ, ОЕ РТЙВЕЗБС Л ПТХЦЙА: УФПЙМП ЙН ФПМШЛП РТЕЛТБФЙФШ ДПУФБЧЛХ ИМЕВБ ОБ ОПЧЗПТПДУЛЙЕ ТЩОЛЙ, Й УНЙТЕООЩК ПЦЙДБОЙЕН ЗПМПДБ зПУРПДЙО чЕМЙЛЙК оПЧЗПТПД ЫЕМ ОБ ХУФХРЛЙ ДБЦЕ РЕТЕД РПВЕЦДЕООЩН Ч ПФЛТЩФПН ВПА РТПФЙЧОЙЛПН, ДЕТЦБЧЫЙН Ч УЧПЙИ ТХЛБИ ЛМАЮЙ ПФ ЦЙФОЙГ рПЧПМЦШС Й тСЪБОЙ.
ЛТБКОСС ОЕВЕЪПРБУОПУФШ ФПЗДБЫОЕК ФПТЗПЧМЙ, ПФДБМЕООПУФШ ТЩОЛПЧ, ФТХДОПУФШ ДПТПЗЙ Л ОЙН, ОЕПВИПДЙНПУФШ ВЩФШ УЙМШОЩНЙ Й ЧППТХЦЕООЩНЙ РТЙ ФПТЗПЧП-РТПНЩУМПЧЩИ ЬЛУРЕДЙГЙСИ Ч УФТБОЩ ДЙЛБТЕК,- ЧУЕ ЬФЙ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЪБУФБЧМСМЙ ОПЧЗПТПДУЛЙИ ЛХРГПЧ ЧЕУФЙ УЧПА ФПТЗПЧП-РТПНЩУМПЧХА ДЕСФЕМШОПУФШ БТФЕМСНЙ ЙМЙ ЛПНРБОЙСНЙ. лХРЕЮЕУЛЙИ БТФЕМЕК ВЩМП Ч оПЧЗПТПДЕ НОПЗП; ТБЪДЕМСМЙУШ ПОЙ ЙМЙ РП ФПЧБТХ, ЛПФПТЩН ХЮБУФОЙЛЙ ЙИ ФПТЗПЧБМЙ, ЙМЙ РП НЕУФОПУФЙ, ЛХДБ ПОЙ ИПДЙМЙ; УППВТБЪОП У ЬФЙН Ч оПЧЗПТПДЕ ВЩМЙ БТФЕМЙ ЛХРГПЧ ОЙЪПЧУЛЙИ, ФП ЕУФШ ФПТЗПЧБЧЫЙИ У оЙЪПЧПК ЪЕНМЕК, ЛБЛ ФПЗДБ Ч оПЧЗПТПДЕ ОБЪЩЧБМЙ уХЪДБМШУЛХА ПВМБУФШ; РПНПТУЛЙНЙ ЛХРГБНЙ ЪЧБМЙУШ ФЕ, ЛПФПТЩЕ ИПДЙМЙ ОБ вБМФЙЛХ ЙМЙ ОБ вЕМПЕ НПТЕ; ЛХРГЩ, ФПТЗПЧБЧЫЙЕ УПМША, ОБЪЩЧБМЙУШ РТБУПМЩ. пУПВЕООПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙНЕМБ Ч оПЧЗПТПДЕ БТФЕМШ ЛХРГПЧ, УПЕДЙОЙЧЫЙИУС ПЛПМП ИТБНБ УЧ. йПБООБ рТЕДФЕЮЙ, ЙМЙ, РП-ОПЧЗПТПДУЛЙ, Х йЧБОБ чЕМЙЛПЗП Ч пРПЛБИ. чУСЛЙК ЛХРЕГ, РПЦЕМБЧЫЙК ЧУФХРЙФШ Ч «йЧБОПЧП УФП», ДПМЦЕО ВЩМ ЧОЕУФЙ ЧЛМБД — 50 ЗТЙЧЕО Й, ЛТПНЕ ФПЗП, РПЦЕТФЧПЧБФШ 29,5 ЗТЙЧОЩ Ч РПМШЪХ ГЕТЛЧЙ УЧ. йЧБОБ ОБ пРПЛБИ. фБЛПК ЛХРЕГ ХЦЕ ОБЧУЕЗДБ ДЕМБМУС ХЮБУФОЙЛПН йЧБОПЧПК УПФОЙ Й РЕТЕДБЧБМ ЬФП РТБЧП УЧПЙН ДЕФСН.
Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ДТХЗЙИ ЛХРГПЧ ЕЗП ОБЪЩЧБМЙ «РПЫМЩН», ФП ЕУФШ УФБТЙООЩН ЛХРГПН, Й Ч ЬФПН ЪБЛМАЮБМПУШ НОПЗП ЗПТДПУФЙ Й ДПЧПМШУФЧБ ДМС ФПЗДБЫОЕЗП ЛХРГБ; РТЙОБДМЕЦОПУФШ Л йЧБОПЧПК УПФОЕ УЙМШОП УРПУПВУФЧПЧБМБ ЛТЕДЙФХ Й РПМПЦЕОЙА ЛХРГБ Ч ФПТЗПЧПН НЙТЕ. лХРГЩ, ЪБРЙУБЧЫЙЕУС Ч «йЧБОПЧП УФП», ЙНЕМЙ ВПМШЫЙЕ РТЙЧЙМЕЗЙЙ; ФБЛ, ПОЙ ЙНЕМЙ РТБЧП РПМХЮБФШ ПФ ЗПТПДБ ЧПЕООЩК ПФТСД ДМС ЛПОЧПС ЙИ ФПТЗПЧЩИ ЬЛУРЕДЙГЙК, ПФРТБЧМСАЭЙИУС, ОБРТЙНЕТ, ОБ хТБМ; Ч НЙОХФЩ ФПТЗПЧЩИ ЪБФТХДОЕОЙК, ЗТПЪЙЧЫЙИ ЙЧБОПЧУЛПНХ ЛХРГХ «ЙЪЗПКУФЧПН», ФП ЕУФШ ВБОЛТПФУФЧПН, ПО РПМХЮБМ ЙЪ ПВЭЕУФЧЕООПК ЛБУУЩ РПДНПЗХ, ЛПФПТБС ТБУЛМБДЩЧБМБУШ ОБ ЧУЕИ ХЮБУФОЙЛПЧ УПФОЙ. х йЧБОБ чЕМЙЛПЗП ОБ пРПЛБИ ОБИПДЙМУС ПВЭЕУФЧЕООЩК ЗПУФЙОЩК ДЧПТ, ЗДЕ ЛХРГЩ УЛМБДЩЧБМЙ УЧПЙ ФПЧБТЩ Й ЗДЕ Ч ПУПВПК «ЗТЙДОЙГЕ», ФП ЕУФШ ПВЫЙТОПК РБМБФЕ, ПОЙ УПВЙТБМЙУШ ДМС ТБУУХЦДЕОЙК ПВ ПВЭЙИ ДЕМБИ.
ДМС ЧЕДЕОЙС ФЕЛХЭЙИ ДЕМ ПВЭЕУФЧБ ПОЙ ЧЩВЙТБМЙ ЙЪ УЧПЕК УТЕДЩ УФБТПУФХ, ЛПФПТЩК УБН ЧЩВЙТБМ УЕВЕ РПНПЭОЙЛПЧ. пВЭЕУФЧЕООБС ЛБУУБ РПНЕЭБМБУШ Ч УБНПК ГЕТЛЧЙ. оБ ИПТБИ ГЕТЛЧЙ УЧ. йЧБОБ ОБИПДЙМЙУШ МБТЙ — ЧДЕМБООЩЕ Ч УФЕОХ ЫЛБРЩ, ЗДЕ ИТБОЙМЙУШ ФПТЗПЧЩЕ ЛОЙЗЙ, ДПЛХНЕОФЩ, ЧУЕ ОПЧЗПТПДУЛЙЕ ЗТБНПФЩ Й ДПЗПЧПТЩ; ГЕТЛПЧШ УЧ. йЧБОБ СЧМСМБУШ, ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЗПУХДБТУФЧЕООЩН БТИЙЧПН ДМС ЧУЕЗП оПЧЗПТПДБ ЧНЕУФЕ У ИТБНПН УЧ. уПЖЙЙ, ЗДЕ ИТБОЙМЙУШ ЕЭЕ Й ДХИПЧОЩЕ ЗТБНПФЩ. ч РПДЧБМБИ ГЕТЛЧЙ УЧ. йЧБОБ УЛМБДЩЧБМЙУШ ФПЧБТЩ Й ОБИПДЙМБУШ ПВЭЕУФЧЕООБС ЛБУУБ. пЛПМП ГЕТЛЧЙ РПНЕЭБМУС ТЩОПЛ, ФПТЗ, Й УФПСМЙ ЧЕУЩ, ОБ ЛПФПТЩИ ЧЕЫБМЙ ФПЧБТЩ; РТЙ ЧЕУБИ УПУФПСМЙ ПУПВЩЕ ЧЩВПТОЩЕ РТЙУСЦОЩЕ ЮЙОЩ, ЛПФПТЩЕ РТПЙЪЧПДЙМЙ ЧЪЧЕЫЙЧБОЙЕ Й ОБВМАДБМЙ ЪБ РТБЧЙМШОПУФША ЧЕУБ Й ФПТЗПЧМЙ; ЪБ ЧЪЧЕЫЙЧБОЙЕ, ЛБЛ Й РТЙ РТПДБЦЕ ФПЧБТБ, ЧЪЙНБМБУШ У РПЛХРБФЕМС ПУПВБС РПЫМЙОБ. тСДПН У ВПМШЫЙНЙ ЧЕУБНЙ ОБИПДЙМЙУШ ЕЭЕ НБМЩЕ, УМХЦЙЧЫЙЕ ДМС ЧЪЧЕЫЙЧБОЙС ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ, УМЙФЛЙ ЛПФПТЩИ ЪБНЕОСМЙ ФПЗДБ ЮЕЛБООХА НПОЕФХ.
РТЙ ГЕТЛЧЙ УЧ. йЧБОБ УПУФПСМ Й ФПТЗПЧЩК УХД, РТЕДУЕДБФЕМЕН ЛПФПТПЗП ВЩМ ФЩУСГЛЙК. фБЛЙН ПВТБ-ЪПН, ГЕТЛПЧШ УЧ. йЧБОБ ОБ пРПЛБИ, ЧПЪМЕ ЛПФПТПК ПВЯЕДЙОЙМЙУШ ВПЗБФЕКЫЙЕ ЛХРГЩ, СЧМСМБУШ ЛБЛ ВЩ ГЕОФТПН ЧУЕК ОПЧЗПТПДУЛПК ФПТЗПЧМЙ. хУРЕЫОБС ФПТЗПЧБС ДЕСФЕМШОПУФШ РПДОСМБ ОЕПВЩЛОПЧЕООП УЙМХ Й ЪОБЮЕОЙЕ чЕМЙЛПЗП оПЧЗПТПДБ; ФПТЗПЧМЕК ЦЙМП ЧУЕ ОПЧЗПТПДУЛПЕ ОБУЕМЕОЙЕ, Й ФПТЗПЧЩК ЮЕМПЧЕЛ Ч оПЧЗПТПДЕ — УБНБС ВПМШЫБС УЙМБ; ОЙЛБЛПК ДПЗПЧПТ, ОЙЛБЛПЕ ТЕЫЕОЙЕ ОЕ РТПЧПДЙФУС ОБ ЧЕЮЕ ВЕЪ УПЗМБУЙС ЛХРГБ; РТЕДРТЙЙНЮЙЧБС, РПМОБС ПРБУОПУФЕК, ХДБЮЙ Й ОЕХДБЮЙ ФПТЗПЧБС ЦЙЪОШ ЧЩТБВБФЩЧБМБ ЙЪ ОПЧЗПТПДГЕЧ Й МАДЕК РТЕДРТЙЙНЮЙЧЩИ, ХРПТОЩИ, ОБУФПКЮЙЧЩИ, ДЕТЪЛЙИ Й УНЕМЩИ.
ОПЧЗПТПДУЛЙЕ ВЩМЙОЩ П чБУШЛЕ вХУМБЕЧЕ Й П уБДЛП ТЙУХАФ СТЛЙНЙ ЛТБУЛБНЙ ОБДНЕООХА Й ВЕУЫБВБЫОХА ХДБМШ ОПЧЗПТПДУЛПЗП ЛХРГБ-ВПЗБЮБ. ьФБ ХДБМШ Й ПФЧБЗБ, ОЕ ОБИПДС УЕВЕ ЙУИПДБ ОБ ТПДЙОЕ, ЪБУФБЧМСМБ НОПЗЙИ ОПЧЗПТПДГЕЧ ХИПДЙФШ ОБ УФПТПОХ, ОБ чПМЗХ, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН Ч УФТБОХ УФБТЙООЩИ ЧТБЗПЧ оПЧЗПТПДБ — УХЪДБМШГЕЧ, ЮФПВЩ ЗТБВЙФШ ЪДЕУШ МАДЕК Й ФПТЗПЧЩЕ УХДБ. ьФЙ ТБЪВПКОЙЮШЙ РПИПДЩ ОПЧЗПТПДУЛЙИ ХДБМШГПЧ-ХЫЛХКОЙЛПЧ ЮБУФП ВЩЧБМЙ РТЙЮЙОПК ВПМШЫЙИ Й ПРБУОЩИ ДМС оПЧЗПТПДБ ОЕДПТБЪХНЕОЙК У УПУЕДСНЙ. ч 1375 ЗПДХ ЛБЛПК-ФП ОПЧЗПТПДЕГ рТПЛПР УПВТБМ ЧБФБЗХ Ч 2000 ЮЕМПЧЕЛ Й ЙЪ дЧЙОУЛПК ЪЕНМЙ РТПЫЕМ ОБ чПМЗХ.
ЪДЕУШ ХЫЛХКОЙЛЙ ОБРБМЙ ОБ лПУФТПНХ. чЕМЙЛПЛОСЦЕУЛЙК ЧПЕЧПДБ ВЕЦБМ, Й рТПЛПР У ФПЧБТЙЭБНЙ ТБЪЗТБВЙМ ЗПТПД, ОБВТБМ НОПЗП ЧУСЛПЗП ДПВТБ, РМЕОЙМ ЦЙФЕМЕК, ОЕ ЭБДС ЦЕОЭЙО Й ДЕФЕК, Й РПЫЕМ ЧОЙЪ РП чПМЗЕ, ЗДЕ РПЗТБВЙМ ПЛТЕУФОПУФЙ оЙЦОЕЗП оПЧЗПТПДБ, ТБЪЗТБВЙМ НОПЦЕУФЧП ЛХРЕЮЕУЛЙИ УХДПЧ, РЕТЕВЙМ ВЕУЕТНЕОУЛЙИ, ФП ЕУФШ ФБФБТУЛЙИ, РЕТУЙДУЛЙИ Й ВХИБТУЛЙИ ЛХРГПЧ. ч З. вХМЗБТБИ ПО РТПДБМ ФБФБТБН ЧЕУШ УЧПК РПМПО Й ДПВТБМУС ДП бУФТБИБОЙ, ЗДЕ ЛБЛПК-ФП ФБФБТУЛЙК ЛОСЪШ РЕТЕВЙМ ЧУА ЧБФБЗХ рТПЛПРБ. оПЧЗПТПДУЛЙИ ХЫЛХКОЙЛПЧ ЪОБМЙ Й Ч рЕТНЙ Й Ч ъБЧПМПЮШЕ, ОБ УЧПЙИ МПДЛБИ РТПОЙЛБМЙ ПОЙ ОБ вЕМПЕ НПТЕ Й ЗТБВЙМЙ УЕЧЕТОЩЕ ВЕТЕЗБ оПТЧЕЗЙЙ.
На картине выполнена одна из самых известных площадей Новгорода. На первом плане можно наблюдать торговые лавки и ряды, которые являются постоянными, в отличие от повозок с товарами, которые съезжаются сюда со всех сторон великого города. Художник удивительно передает всю атмосферу того времени, и если надолго присмотреться на картину, можно даже ощутить гул, который стоит на площади от торгашей.
Удивительно, как точно передается не только атмосфера, но и нюансы одежды того времени и некоторые детали общего вида. Среди всей композиции, антуража и всех людей, отличается несколько человек находящиеся посередине картины, по всей видимости, это иностранные гости, которые прибыли из Германии. Тут видны и знатные купцы и бояре. Видна и река, и мост, идущий через реку непосредственно к городским воротам.
Вся картина прописана с идеальной точностью. Удивительно как Васнецов подобрал краски, которыми была описана одежда людей, находящихся на площади и окружающих их зданий. Недаром говорят, что Новгород являлся самым богатым торговым городом, где при желании можно было обнаружить все.
Также полноценно прорисован и быт этих людей, вот например, в правом нижнем углу, мужчины с сумкой через плечо, по всей видимости, производит обмен денег, для этого у него есть специальные весы, на которых он взвешивает рубли. Да, да именно так, в то время рублем считалась не денежная единица, а весовая мера.
Исходя из всех этих тонко и точно прописанных нюансов, можно подумать, что художник провел немало времени при изучении этих исторических тонкостей. Каждый костюм соответствует костюму того времени, для этого художник использует короткие мазки, благодаря которым ему получается очень уникально расписать всю картину и подчеркнуть образ площади.
- < Назад
- Вперёд >
-
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах….
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в творчество…
-
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескучном под…
-
Находящееся в частной коллекции полотно «Прошлое Великого Новгорода» было продано за 848,7 тысячи фунтов (1,1 миллион долларов).
Изначально она оценивалась в 350-450 тысяч фунтов.
На торгах Christie»s в Лондоне был установлен рекорд стоимости картин Аполлинария Васнецова (1856-1933).
Новгородский торг» —
В 1900 году директор Императорских театров предложил Аполлинарию Васнецову создать эскизы декораций для постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» в Мариинском театре. В процессе работы Васнецов предпринял две поездки в Великий Новгород. Картина «Прошлое Великого Новгорода» является одной из двух масштабных работ, выполненных в это время, более поздняя работа выставлялась на торги в 2005 году.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых, ведущей свое начало из новгородских земель («Васнецы с новгородского подворья»).
Живописи учился у своего брата, Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Максимов. В 1901-1918 гг. руководилпейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В эти годы А.М. Васнецов много работает над выполнением ряда архитектурных проектов (склеп-часовня М.А. Морозова в Покровском монастыре, 1906; неосуществленный эскизный проект здания Государственной Думы, названный им «Вечевой колокол» и др.) и для театра, создавая декорации и костюмы к оперным и драматическим спектаклям, преимущественно на темы русской истории («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», «Иван Сусанин», «Опричник» и др.).
Художник с большим интересом работал над изучением материалов к этим спектаклям. При создании облика средневековой Москвы А.М. Васнецов сверялся со старинными планами города и гравюрами, широко использовал современные археологические данные (с 1906 г. он являлся действительным членом Археологического общества).
В период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра художник дважды побывал в Новгороде, сделал там множество зарисовок старинной архитектуры и деталей быта, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь передать своеобразный северный колорит Великого Новгорода (этюды: «Спас-Нередица в половодье», «Новгород Великий. Детинец», «Новгород»,
«Башня в Валдайском монастыре», «Валдайское озеро»).
Исторический Новгород запечатлен А. Васнецовым в картинах: «Варяжские корабли в Великом Новгороде»,
«Новгородский Торг», «Прошлое Великого Новгорода», «Пристань в Великом Новгороде. XV век», «Мост через реку Волхов и Святая София» «Новгородское вече»