Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
18.12.2017
Пр.- Формирование умения писать повествовательный текст.
Р.: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
П.: ставить и формулировать проблемы.
К.: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Л.- Интерес к письму, к созданию собственных текстов.
Ход урока.
- Мотивация и актуализация знаний. Целеполагание.
— Сегодня на уроке нам предстоит важная и интересная работа. Мы превращаемся в писателей.
— Догадались, какой вид работы нам предстоит? (сочинение) ( СЛАЙД 1 )
— Послушайте сих-е, которое поможет нам определиться с темой нашего будущего сочинения.
То ли зимний морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.
Будто слышится пение птиц,
Тихий звон родников потаённых…
Оживает в руках мастериц
То, что каждому сердцу знакомо.
Вологодские кружева…
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
Кружева – к узелку узелок,
Нам родные рисуют картины:
Полевой расцветает цветок
И качает ветвями рябина.
Словно сказка, они хороши!
Сочинения «Зима» 5 класс
... листьев белый пушистый снег, который шубкой бережно укрыл от предстоящих холодов ветви деревьев. Сочинение - Наступила Зима Пришла сказочная волшебница-зима. За окнами большими хлопьями падает снег, который скорее всего ... Волшебной и сказочной называют в народе зимушку-зиму. Люди говорят: “Спасибо, мороз, что снегу нанёс! ”. Дети радуются долгожданной зиме. Ведь можно кататься на санках, лыжах, ...
В них умелой работы прилежность,
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
Вологодские кружева…
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
— О ком рассказывает поэт? Кто такие кружевницы? Кого так называют?
— А что такое кружево? ( ответы детей)
— Верно, кружево- это декоративные элементы, украшение одежды, скатертей, тюлей, покрывал, нижнего белья. Главная особенность любого кружева- это отверстия-дырочки между нитками, которые образуют красивые причудливые узоры.
( СЛАЙДЫ 2-4)
— Припомните, о каких сюжетах из вологодских кружев говорит с своем стих-и поэт Юдников? ( пение птиц, родники, полевой цветок, рябина и т.д.)
— На с. 129 найдите репродукцию, которая будет сегодня нам помогать в работе. Назовите ее автора. Что же это за картина? ( СЛАЙД 5 )
- Работа по теме урока
- Беседа о художнике ( СЛАЙДЫ 6-8)
— Немного расскажу вам о художнике
— Картина «Мальчик, тоскующий по умершей птичке» была замечена самой императрицей.
-Что же касается женского рукоделья, то здесь, возможно, сыграли роль детские воспоминания — художник вырос в большом имении, а в те времена в барских усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над разнообразными изящными вещицами.
Не исключено, что с женским рукодельем художник связывал — в большей степени, наверное, подсознательно — ощущение домашнего уюта и тепла.
И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину «Кружевница». ( СЛАЙД 9)
- Беседа по картине
— Рассмотрите внимательно картину. Какое впечатление она на вас произвела? О чем вам захотелось узнать? ( Что она плетет? Как плести кружево?)
— Конечно, чтобы понять картину и задумку автора, нужно понять, как работали кружевницы.
— Итак, на картине изображение молодая девушка, занятая плетением кружев. Сейчас далеко не все знают, как это делается, и что за таинственное приспособление держит в руках мастерица.
Коклюшки — так называются небольшие палочки с заострённой головкой, на которые наматываются нитки.
Урок развития речи в 5 классе Подготовка к сочинению-рассуждению ...
... использовать? 2. Снег на картинах русских художников А) Первый снег на холсте А.А.Пластова; Б) Февральский снег на полотне И.Э.Грабаря. (описание + рассуждение) Физминутка Игра в кругу ... записать в тетради-помощнице) (Рассуждение) – Продолжаем работу и отправляемся в путь познания и исследования. 5. Первичное закрепление 1. Знакомство с картинами, проведение словарной работы, Аркадий Александрович ...
В зависимости от узора коклюшек может использоваться очень много. Их перебирают в определённой очерёдности, переплетая нитки, затем всё повторяется — так появляется узор.
На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для плетения.
Работа с коклюшками требует немалой сноровки — не спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюшка где должна быть.( СЛАЙД 10)
Во времена Тропинина этому ремеслу начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококлассной мастерицей.
— Что в картине необычно для портретного жанра. Посмотрите на другие портреты ( СЛАЙД 11 ) ( девушка за работой)
— Верно, в русской живописи появляется новое произведение, которое воспевает труд человека. Автор хотел показать красоту человека, занятого повседневным трудом.
- Составление плана текста
— Что мы обычно составляем, прежде, чем писать сочинение или изложение? (план)
— Он нам поможет в работе.
-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение)
— Помним, что основную часть тоже можно разделить на части.
— О чём будете писать во вступительной части ? ( Кто автор, какая картина, что изобразил)
— Что вы могли бы сказать о художнике? Как его имя? Как можно назвать художника, рисующего портреты?
— Как можно написать о том, что автор изобразил на картине в целом? (девушку за работой, за плетением кружева, за рукодельем) ( СЛАЙД 12)
— Переходим к основной части .
-Что нужно написать в самой главной части сочинения? (описать кружевницу- героиню картины.)
— Здесь целесообразнее начать с общего образа девушки. С ее внешнего вида, одежды.
— Что можете сказать об одежде мастерицы. Сравните ее с тем богатым шикарным платьем, которое она украшает?
( Простая, голубовато-серая, без узоров и вышивок, накинут платочек) ( СЛАЙД 13 )
— Как вы думаете, что самое важное в описании портрета? ( описать лицо)
— Что можете сказать о лице работницы? ( Спокойное, выразительное, доброе)
— Как вы думаете, что придает ему такую выразительность и душевность? ( Глаза)
— Какие глаза у девушки? Подберите эпитеты? ( Добрые, ласковые, темные , большие, смотрит в сторону, отвлеклась от работы)
Конспект русского языка в 4 классе » -отзыв по картине Н.К.Рериха ...
... изобразил) - Как можно назвать автора? Какая картина перед нами?( ФИО, живописец, художник-сказочник, «Заморские гости») ( СЛАЙД 17 ) - вы уже знаете историю создания картины. Как бы вы сказали в общих чертах, что ...
— Как можно описать нос и губы кружевницы, ведь мы не можем не описать их, когда описываем лицо? ( Нос прямой, губы сомкнуты, слегка в улыбке)( СЛАЙД 13 )
— обратите внимание на причёску мастерицы. Что можете сказать? Почему она не распустила свои длинные волосы?
( Гладко зачесаны, собраны в пучок, не мешают работе)
— Как вы думаете, какой детали в портрете автор уделил не меньше внимания , чем лицу героини? Вспомните, это новый виток в живописи, не просто портрет, девушка изображена за работой? ( Руки) ( СЛАЙД 14)
— Конечно, это умелые руки кружевницы. Без них не получилось бы волшебное кружево, которое украсило платье барышни- хозяйки. Как бы вы описали руки девушки? Что о них можно сказать? ( Умелые , ловкие, ухоженные, хорошо прорисованы, видны ноготки, аккуратно подстрижены .( СЛАЙД 14)
— Прежде, чем написать заключительную часть , обязательно нужно сказать о тонах и красках, которые использовал автор в своей работе, ведь именно колорит картины, так это называется ( от какого слова? Колор- цвет) очень сильно влияет на настроение, которое создает картина у зрителя.
— попробуйте определить и выбрать из двух вариантов цветовой гаммы ту, которая подходит к описанию картины.
( СЛАЙД 15 )
-Что обычно пишем в заключительной части ? ( Свое отношение, настроение, которое создала картина)
— Какое чувство вызвала картина? ( СЛАЙД 16)
— Попробуйте описать свое отношение к картине, составив красивые предложения, опираясь на подсказки на слайде.
( СЛАЙД 16 )
- Словарная лексическая работа
— Во избежание повторов слов, давайте проясним, какие слова синонимы можно использовать в своих сочинениях. Подберем синонимы к некоторым словам. ( СЛАЙД 17 )
- Примеры работ (зачитать примеры сочинений)
- Составление текстов, используя Приложение и запись в тетради.
— Вы получите Приложения, где я записала все, о чем мы с вами говорили сегодня.
— Попробуйте составить красивые тексты-описания, используя опорные слова и план, и записать их в тетради.( СЛАЙД 18)
Чем мне нравится картина васнецова снегурочка. по картине «Снегурочка» В.М
... Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» Цель: познакомит с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; ... широко известными картинами. Слайд 3,4,5. Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам: «Три ... юная русская красавица – Снегурочка) -Опишите образ Снегурочки. (Ее парчовая шубка и ...
- Подведение итогов. Рефлексия.
— Как вы считаете, удалось ли вам описать картину?
— Чем работа показалась сложной? Интересной?
- ДЗ- с. 126 ( упр. 238)- разборы