Тема урока:
Цель урока:
Задачи:
-
Формировать навыки анализа художественных текстов посредством произведения И.М.Пивоваровой «Сочинение»
-
Развивать речевые навыки школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа
-
Практиковаться в выразительности чтения и чтения по ролям
-
Воспитывать интерес к предмету, умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Тип урока:
Оборудование:
Ход урока
-
Организационный момент
Прозвенел звонок. Проверьте готовность к уроку. Садитесь.
-
Проверка домашнего задания
— Для начала проверим домашнюю работу. Что нужно было сделать?
Оценки
-
Актуализация знаний. Речевая разминка
Сейчас сделаем речевую разминку.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Отопрут замки … (ключи).
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Полотно соткут … (ткачи).
В каком слове встречается слог «Чи» (сочинение)
-
Подготовка восприятию произведения.
Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, которое также называется «Сочинение».
Откройте содержание учебника и узнайте фамилию автора.
Как вы думаете, о чем произведение, которое будем читать сегодня?
Может, это та же история, что и у Л. Каминского?
— Может Вы уже догадались, какова же тема нашего урока?
Анализ произведения А.Погорельского «Черная курица»
... нахальство. Школьное сочинение по сказке «Черная курица» , Вариант 1 «Черная курица» в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и ... произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком ... он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у ...
— Проверим наше предположение . (на экране)
— Наше предположение было верно.
— Чтобы вы хотели узнать по этой теме?
Вспомнить …(биографию И. Пивоваровой)
Познакомиться… (рассказом «Сочинение»)
Что вы знаете о Ирине Пивоваровой?
Давайте я вам напомню немножко про нее .
– Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 года. Окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки». После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала. Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.
Откройте учебник стр.51., Чтение учителя.
Физкультминутка для глаз
5. Первичное восприятие текста
Понравилось произведение?
Выразите своё мнение о произведении одним словом.
Что вам особенно понравилось в этой истории?
Чему учит это произведение?
От чьего лица ведётся рассказ?
— Прочитайте по цепочке произведение И. Пивоваровой «Сочинение»
Физминутка
-
Обобщающая работа с текстом.
– Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».)
Урок чтения. Рассказ « » Пивоваровой И.М
... урока (о помощи маме) -Все верно, сегодня мы с вами узнаем как помогает своей маме девочка из рассказа Ирины Михайловны Пивоваровой «Сочинение» и дадим оценку ее стараниям. -Какие умения нам необходимы? (слайд 2) ... жизнерадостное) ( для детей, взрослых, родителей и педагогов) -Какие произведения запомнили? («Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Тройка с минусом, или ...
- Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.)
– Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые еще можно постирать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)
– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную).)
- Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? Каким же образом мама учит Люсю отвечать за свои слова? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова;
- должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)
– Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.
- Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?
– Обратите внимание на существование разной эмоциональной и смысловой окраски смеха. Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского).
Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен.
-
Итог урока.
Наше занятие подходит к концу.
— Давайте подведём итоги.
— С каким произведением познакомились?
— Кто его автор?
— С каким произведением похожи? (Л. Каминского «Сочинение»)
Про маму как правильно составить план сочинения и образцы текстов ...
... её в плохом настроении. Она всегда красиво и чисто одета, у неё аккуратная причёска. Мне нравится, как она пахнет, у неё приятный запах духов. За что я люблю свою маму? Она ... самовыражаться. Эти составляющие присутствуют в живописи, а именно в изобразительном искусстве. Первые проявления живописи можно заметить еще в Как написать сочинение или рассказ о маме Отталкиваясь от вышеописанного плана, ...
— Чем похожи произведения?
— Чем отличаются?
8. Домашнее задание.
У.с.51-54 подготовится к чтению по ролям
Откройте дневник, запишите домашнее задание.
Оценки за урок.
9. Рефлексия
— Выразим свое настроение от урока.
— Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом.
— Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом.
— Если не разобрались в теме, и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом.