Анализ произведения А.Погорельского «Черная курица»

Сочинение

Сочинение «Черная курица» − 5 класс , Вариант 1

На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Она написана в 1824 году, но и сейчас актуальна.

В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.

Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9–10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть.

Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.

Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.

Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

Вариант 2

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алеши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грезы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алеша спас Чернушку – черную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за свое спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил

Алеше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем. Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье.

Сказка заканчивается болезнью Алеши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

3 стр., 1020 слов

Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

... помощью которого Лидия Михайловна вручала Мальчику деньги. Сочинение Мальчик главный герой в рассказе Уроки французского Уроки французского» - рассказ В.Г. Распутина, в котором прослеживается путь взрослеющего мальчика в самостоятельную жизнь. Подросток от ... правильным, а в этом вопросе трудно судить его за игру на деньги со сверстниками, тем более он остаётся чист душой. Игра же со своей ...

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алеша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно

и задумывается над серьезными вопросами: в чем настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: Будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алешей, волнение покидающего свое царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьезный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Вариант 3

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Это интересно:

В сказке «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского повествуется о приключениях мальчика Алеши, жителя пансиона в Санкт-Петербурге. Его одиночество скрасила курица по имени Чернушка.

В благодарность за то, что мальчик сохранил Чернушке жизнь, она провела его в подземное царство. Там король подземных жителей подарил Алеше волшебное семечко. С его помощью мальчик всегда мог знать урок, никогда его не уча. Но это нужно было держать в секрете. Со временем Алеша превратился в настоящего шалуна, отучившись работать…

Мечта ленивого ученика

Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко, которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

7 стр., 3139 слов

Формирование характера Алеши — главного героя сказки «Черная ...

... Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора ... Погорельский не был просто подражателем: осваивая опыт немецкого романтизма, он сделал значительные открытия. В центре сказки – мальчик Алеша, тогда как в сказках - источниках два героя – мальчик и девочка. Мальчики ...

С той поры герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» становится лучшим учеником во всем Петербурге. Сначала ему неловко, так как учителя хвалят его совершенно незаслуженно. Но в скором времени Алеша и сам начинает верить в то, что является избранным и исключительным. Он начинает гордиться, нередко шалит. Его характер становится все хуже и хуже. Алеша все больше ленится, становится злым, проявляет нахальство.

Школьное сочинение по сказке «Черная курица» , Вариант 1

«Черная курица» в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и повестей дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи и рисовали слащавых, безжизненных героев — мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть Погорельского ничем не напоминала и народные детские волшебные сказки — «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

Она была новой литературной сказкой. Из фольклора писатель позаимствовал А. Бенуа. Художественный прием, когда при изображении событий реальное переплетается с фантастическим. В произведении Погорельского встречаем мотивы волшебных рыцарских романов, получивших в XVIII веке широкое распространение в России. В своем творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи.

В повести Погорельского два плана

«Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», — пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».

Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика.

2 стр., 964 слов

По повести Погорельского Черная курица, или Подземные жители

... без труда, не ценится и портит характер. Дружбу нужно ценить. По повести Погорельского Черная курица, или Подземные жители Интересные ответы Еж считается хищным животным. Он имеет достаточно небольшие ... мальчиком начали происходить перемены. Он на глазах стал меняться. Пользуясь даром подземных жителей, Алеша превратился в заносчивого гордеца. Высокомерное отношение к школьным друзьям сослужило ...

За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша — ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.

Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла.

Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша — живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский.

В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения так развивается, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» — гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», — говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.

8 стр., 3666 слов

Художественные особенности фантастической повести А. Погорельского ...

... развития русской и мировой литературы. Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего ... в 1822 г., оставляет ее и живет в имении Погорельцы на Украине, откуда и взял псевдоним - Погорельский. Не более пяти лет занимался Погорельский активным литературным творчеством; его первая повесть ...

Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземного царства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия была следствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно и бездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мере искупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Все сказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой и которые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сон с явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебного царства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой после непреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленький читатель не усомнится в подлинности происходящего.

Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения — это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…» и т. д.

Вариант 2

Наверняка, многие из нас знакомились на уроках, литературы с творчеством Антония Погорельского, а именно с его произведение «Чёрная курица или Подземные жители». Это сказка увидела свет в тысяча восемьсот двадцать четвёртом году, но актуальной она остаётся и по сей день. В повести – сказке А. Погорельского очень необыкновенный сюжет, в ней действительно есть что – то общее с фантастикой.

В данном произведении повествуется о мальчишке Алёше. Как-то раз мальчик спас курицу Чернушку. А та в благодарность провела мальчишку в подземное царство. А подземный царь в свою очередь дал мальчишка волшебное зерно, которое могло исполнить его любое желание. Что же загадал Алёша? Мальчик мечтал не делать домашнее задание, но при этом всегда знать их. Собственно говоря, это и было его желанием.

Обучался Алёша в пансионе. После учебного дня он любил проводить время за книжкой. Очень уж ему полюбились рыцарские романы. Ещё главному герою нравилось уделять внимание птицам. Мальчишке было примерно девять, а может быть десять лет.

Он всегда слушался родителей, а в пансионе получал хорошие оценки. А ещё Алешка верил во всё то, что сам придумал. Главный герой был достаточно ответственным. Чтобы спасти своего товарища он готов был пожертвовать всем, что имел.

5 стр., 2438 слов

По «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского

... сочинение «Герой Алеша из «Черной курицы»», рассмотрит изменение центрального персонажа в ходе повествования, продемонстрирует истинный характер Алеши, который не проходит испытание волшебством. Эссе к сказке Антония Погорельского «ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ... слиянии фантастического и реального. Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не ... герой — скромный мальчик по имени Алёша, живущий в пансионате. Он ...

К сожалению, когда Алёша загадал свое желание, то он начал меняться и не в лучшую сторону. Мальчик стал больше лениться, считал себя умнее всех вокруг, прекратил общаться со своими приятелями, а ещё стал через чур горделивым, однажды мальчик потерял волшебное зерно, и не знал ничего из домашнего задания. Тогда Алёша рассказал свой секрет про подземное царство и чёрную курицу, хотя обещал, что об никого и никогда не узнает. Всё подземное царство вынуждено была переехать. И всё это из-за того, что главный герой испугался. После этого случая Алёша заболел. Но к счастью он быстро пошёл на поправку. Все события, происходившие с ним ещё до болезни, начали казаться ему вымыслом. Тогда Алёша снова стал добродушным и дружественным мальчиком.

Это сказка показывает читателю, что лень – это не очень хорошее чувство. Учит проявлять уважение к тем, кто нас окружает и каждый раз думать перед тем как что-нибудь сделать.

Благодаря этому произведению к нам приходит понимание того, что обещанное необходимо выполнять во что бы то ни стало. В противном случае нас ждут необратимые последствия.

Наверно, каждый школьник мечтает о таком зёрнышке. Ведь это так здорово ничего не делать, но все знать. Но все же получается, что это вовсе не наши знания. А это очень важно самому быть умным и образованным, а не пользоваться возможностями других.

Тема произведения черная курица. А , Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»., Антоний Погорельский

(1787 – 1836 гг.) был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», которая принесла ему определённую славу. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

6 стр., 2767 слов

Характеристика Алёши из повести «Чёрная курица, или Подземные жители»

... Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»: Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье ... отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку. Король гномов Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим ...

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Воспитательное значение

:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора. «Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

Форма проведения – урок-мастерская

Тип урока : урок решения учебной задачи.

Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

5 стр., 2297 слов

По повести Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

... Алеша открывает тайну про подземное царство. sochinyai.ru Оцените сочинение: Рейтинг 4.38 [82 Голоса (ов)] На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, ... что поступил неправильно. Алеше горько от того, что ему пришлось попрощаться с Чернушкой. Характеристика Алеши из «Черной курицы» ... Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела ...

Планируемые результаты изучения темы:

  • Предметные умения: знать содержание сказки;
  • уметь проводить сравнительную характеристику, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, исследовательская деятельность, работа в группах.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия)

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.

Познавательные : строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.

Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, ватманы, маркеры, клей, скотч, карточки с заданиями и вариантами ответов.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, и начнём наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». К какому литературному жанру относится это произведение?

Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы?

Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Сейчас нам предстоит определить тему сегодняшнего урока. Итак, кто из героев нас будет интересовать? (Алеша , его поступки , нравственные и безнравственные(СЛАЙД) ).

Что значит нравственные?(добрые…), а безнравственные?(злые…)

Можно ли сказать, что сказка А. Погорельского учит нас различать нравственные и безнравственные поступки? Значит, учит нас нраву и значит она… нравоучительная.(СЛАЙД)

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Черная курица как нравоучительное произведение». И нас будут интересовать поступки, дела Алеши до получения конопляного зернышка и после. (СЛАЙД)

ЗАДАЧИ(СЛАЙД)

Нам предстоит: мыслить, анализировать, сравнивать, решать, вспоминать, находить и делать.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним героев сказки «Черная курица…»(СЛАЙД)

Я буду зачитывать вам описание героя, а вы должны узнать, кто это.

  1. «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…» (Алеша)
  2. «…была… ласковее других…Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих…» (Чернушка)
  3. «…в залу вошел человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях…» (король подземной страны)
  4. «маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым…» (Чернушка-министр)
  5. «…сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…» (Алеша)

А вот как вы видите героев сказки «Черная курица…». Группа девочек приготовила выставку-презентацию ваших рисунков.

2 стр., 555 слов

Алеша в повести Черная курица, или Подземные жители (Образ и характеристика)

... это, но не надолго. Стоит только дать Алеше сказочное семечко, как он снова станет заносчивым мальчишкой. ` Алеша в повести Черная курица, или Подземные жители Популярные сочинения Все хотят быть здоровыми. Но иногда просто ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РИСУНКОВ

Но перед тем как перейти непосредственно к работе, давайте немного поиграем и определим значение непонятных для нас слов, встречающихся в данном произведении. Слова находятся на доске, но пока в закрытом виде, а их значения – на ваших столах. Я показываю слово – вы находите его значение на своем столе и прикрепляете рядом. (Зеленый цвет):

ОСОБЛИВО — особенно

ВАКАНТНОЕ ВРЕМЯ – каникулы

БУКЛИ — волнистые завитки волос, локоны.

ТУПЕЙ – взбитый хохол на голове.

ШИНЬОН – женская прическа, как правило, из пришпиленных чужих волос.

САЛОП — широкое дамское пальто.

ИМПЕРИАЛ – золотая монета стоимостью в десять рублей.

БЕРГАМОТ – сорт груш.

ШАНДАЛЫ – подсвечники.

ИЗРАЗЕЦ – тонкая плитка из обожженной глины, покрытая особым глянцевым сплавом, муравой – жидким цветным стеклом.

ПАЖ – мальчик из дворянской семьи, прислуживавший знатным господам, королю.

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели, словно удивились,

И друг другу до земли низко поклонились!

Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись!

А теперь подняли руки вверх, потянулись, положили руки на голову, погладили себя по голове, сказали: «Какие мы миленькие и хорошенькие!» и тихонечко сели.

Ну, что ж, отправляемся вслед за Алешей, идем дорогою добра, отталкиваясь от камня на распутье с тремя словами: ДОБРОДЕТЕЛЬ, ПОРОК, ПРАЗДНОСТЬ.

Что же это такое? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.(домашнее задание)

Вот какие толкования этих слов дает словарь:

ДОБРОДЕ́ТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

ПРАЗДНОСТЬ – ничегонеделанье, праздное времяпрепровождение.

ПОРОК – предосудительный недостаток, позорное свойство.

Как вы считаете, является ли на ваш взгляд праздность пороком? Разве кому-то плохо, оттого что другой ничего не делает?

Что сделал Алеша не так, как он изменился, как это повлияло на его дальнейшую жизнь, нам предстоит разобраться.

Итак, приступаем к работе над проектами, задания на столах, в добрый путь!

РАБОТА В ГРУППАХ, ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ:

ГРУППА1. Презентация «Петербург 1829 г.»

ГРУППА 2. Дать сравнительную характеристику Алеши до получения конопляного семечка и после

ГРУППА 3. Найти изобразительно-выразительные средства речи в предложенных отрывках

ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» была впервые опубликована в Петербурге в 1829 году. Давайте окунемся в ту этоху, эпоху начала 19 века и посмотрим, что происходило тогда в Петербурге и в России, послушаем сообщение и посмотрим презентацию, сделанную ребятами.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ГРУППА №1)

Что сделал Алеша не так, как он изменился, какой из этого следует сделать вывод, нам поможет сравнительная характеристика героя.

ГРУППА 2. Сравнительная характеристика Алеши до получения конопляного семечка и после (оранжевый и голубой цвет)

ДО: 1) характер: «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…любимым его занятием…было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам…»

2) отношение к Чернушке: «…между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою…лучшие кусочки приносил ей…он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло…с твердостью отдал за Чернушку империал»

3) отношение со сверстниками: «…все его любили и ласкали…», «…бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме… »

4) поведение: «…дни учения для него проходили скоро и приятно… горько чувствовал свое одиночество… единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки…»

ПОСЛЕ: 1) характер: «…сначала стыдился похвал…стал к ним привыкать…много стал о себе думать…из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным…становился хуже…»

2) отношение к Чернушке: «…И Чернушка меня оставила…он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…он боялся увидеть Чернушку…»

3) отношение к сверстникам: «…важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их…день ото дня товарищи менее его любили…теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова…»

4) поведение: «…Алеша сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…вовсе не учился…нарочно шалил более обыкновенного…внутренне смеялся над угрозами учителя…»

Вывод: после получения конопляного зёрнышка Алёша постепенно начал совершать безнравственные поступки, а нужно было не предавать друзей, учиться хранить чужие тайны, быть скромным…

ГРУППА 3. Найдите изобразительно-выразительные средства речи (желтый цвет)

«С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый…Стыд и раскаяние наполняли его душу…»

ЭПИТЕТЫ: с поникшею головою

МЕТАФОРА: растерзанным сердцем; стыд и раскаяние наполняли его душу

СРАВНЕНИЕ: как убитый

«Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжёлым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о чёрной курице, ни о наказании, которому он подвергался. Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным…»

ЭПИТЕТЫ: тяжёлым сном, послушным, добрым, скромным и прилежным

Вывод: чтобы точнее передать внутренние переживания Алёши, автор использует различные изобразительно-выразительные средства.

ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»

ИТОГ УРОКА: В разговоре с Алешей Чернушка произнесла такую фразу:

ЧЕРНУШКА: «Не полагай, … что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою…»

А позднее УЧИТЕЛЬ: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований,…тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли…»

Сравните две эти фразы, они об одном и том же? Почему пороки входят в дверь, а выходят через щёлочку, что нам этим хотел сказать автор? (пороками очень легко обрасти, а избавиться от них очень сложно)

Актуальна ли эта сказка в наше время?

Домашнее задание: мини сочинение

«Я получил в подарок волшебное зернышко…» (написать на доске)

Рефлексия

А теперь вернемся к нашему камню, от которого мы отталкивались в начале урока. Выберите ту дорогу на распутье, на какую бы встали вы сейчас, после нашего урока.

Наведите порядок на рабочих местах.

Молодцы! Нужно всегда идти дорогою добра! Предлагаю закончить наш урок этой замечательной песней!

Спасибо за урок. Все свободны.

Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Пилипенко Яна, 5 «А» класс

Антоний Погорельский (1787-1836) Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он был хорошо образован, закончил Московский университет, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получила его сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

Алёша — главный герой сказки Эту сказку писатель сочинил для своего племянника Алёши, именем которого назван главный герой. Алёша – воспитанник частного пансиона для мальчиков. Он был добрый, отзывчивый и умный мальчик. Все его любили и ласкали. Однажды с Алёшей произошла волшебная история.

Дружба с Чернушкой Скучно было Алёше в пансионе по выходным, когда его друзья уходили домой. От скуки он кормил курочек. С одной из них, Чернушкой, мальчик очень подружился. Однажды Алеша спас Чернушку от ножа повара. А ночью Чернушка пришла в спальню мальчика и рассказала, что она не простая курица, а министр Подземного царства. Чернушка пригласила Алёшу в волшебную страну.

В подземном царстве В Подземном царстве Алёша познакомился с королем и другими жителями волшебной страны. В благодарность за спасение Чернушки король подарил мальчику конопляное зёрнышко, которое помогало ему знать все уроки, не учивши их. Жители Подземного царства показали Алеше свою страну, угощали его сладостями, катали на лошадях, пригласили на охоту.

Волшебное зёрнышко Алёша вернулся в пансион. Теперь он стал лучшим учеником, ведь у него было волшебное зёрнышко. Сначала он стыдился своих успехов, но потом начал важничать перед друзьями. Из милого и доброго мальчика он превратился в гордого и непослушного.

Обман открылся! Алёша совсем перестал учить уроки. Но однажды произошло ужасное – он потерял зернышко и не мог ответить урок. Учитель наказал мальчика и запер в комнате. Чернушка помогла ему и дала новое зернышко. Алёша отлично ответил урок, но учитель не поверил, что мальчик так быстро выучил 20 страниц.

Алёша болен Товарищи Алеши рассказали, что он не учил уроки, и учитель велел подать розги. Алёша испугался и рассказал всем про Подземное царство и его жителях. С горя и стыда Алёша заболел.

Прощание с Чернушкой Вечером в спальню мальчика пришла Чернушка и сказала, что теперь все жители Подземного царства должны переселиться. Алёша заметил, что на руках у министра-Чернушки цепи. Это расплата за то, что Алёша открыл тайну Подземного царства.

Выздоровление Алёши На прощание Чернушка попросила Алёшу исправиться и снова стать добрым и трудолюбивым мальчиком. Алёша болел очень долго. Через шесть недель он выздоровел, и всё, что произошло с ним, казалось тяжёлым сном. Алёша снова стал добрым, послушным и скромным мальчиком. Товарищи снова полюбили его и брали с него пример.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Сюжет повести.

экспозиции

(предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения).

Завязка

  • заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация

(наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля­ного семечка

а не других взращенных прекрасных цветов и пло­дов

Этому самому выбору сопутствует

прельщение

(трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»).

Но, од­нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил. и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой

будет разо­блачение обмана, «предательство» подземных жителей, a уход их -уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить их уже не в силах никто).

B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сто­рона — повод для начала «работы души.

Нравственные

выводы

звучат афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ»

(св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное значение:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное значение:

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп­ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно­му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Архаизмы: дортуары, сени.

Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельский написал в 1829 году. Известно, что она была создано для племянника писателя – Алексея Константиновича Толстого, будущего известного русского мастера слова. Все началось из того, что маленький Алеша рассказал дяде, как с удовольствием играл с курицей во дворе пансиона. Этот незатейливый случай превратился в волшебную сказку, которая пользуется популярностью уже более 100 лет.

А. Погорельский дал произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». На самом деле, под повестью в литературоведении подразумевается произведение среднее по объему с несколькими сюжетными линиями. Анализируемое произведение по объему больше похоже на рассказ, да и сюжетная линия в ней одна – жизнь и приключения Алеши. Можно сделать вывод, что слово «повесть» здесь употребляется как синоним к слову «рассказ». Жанр произведения – сказка. В ней есть как реальные, так и фантастические события и персонажи, события призваны «поучать» читателя.

В сказке А. Погорельского нетрудно рассмотреть двоемирие – признак, характерный для романтизма. Перед читателем разворачиваются события в пансионате (реальный мир) и в подземном царстве (фантастический).

Во время войны А. Погорельский служил с Гофманом, отсюда и веяние романтизма в его творчестве.

Тема анализируемого произведения – приключения мальчика в пансионате и подземелье. Автор хочет показать, как важно сдерживать слово, которое дал, утверждает, что вкусны лишь те плоды, которые достал сам. Также А. Погорельский доказывает, что нельзя считать себя лучше других, так как судьба непредсказуема.

В начале сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» автор переносит читателя в Санкт-Петербург. Описание города и пансионата, в котором происходят события, занимают несколько абзацев. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Постепенно он знакомит с героями сказки. В центре сюжета – Алеша, главной можно назвать и – курицу-министра. Второстепенную роль играют учитель, кухарка, бабушки-голландки. Есть в сказке и сборные образы – жители подземелья и ученики пансиона.

Сюжет произведения развивается в двух мирах, но все его элементы расположены в логической цепочке. Экспозиция – знакомство с Алешей и пансионерами. Завязка – Алеша начинает «дружить» с Чернушкой и спасает птицу. Развитие событий – путешествия с министром в подземелье, учеба с конопляным зернышком. Кульминационные точки – потеря конопляного зернышка и наказание Алеши, разговор с министром после «предательства». Развязка – Алеша исправляется, а все, что произошло, кажется ему смутным сном.

Используя прием «двоемирия» А. Погорельский поднимает в сказке множество проблем. Он рассказывает о доброте, когда Алеша спасает Чернушку. Писатель с иронией говорит о важности признания вышестоящими для людей (прием директора в пансионе), с такой же иронией отзывается и о богатстве (драгоценности в подземном царстве).

Сказка А. Погорельского – образец оригинальной подачи вечных проблем, поэтому ее стоит прочитать не только детям, но и взрослым.

Сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица»

Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский- настоящее имя., 1787–1836) — автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Вышла в свет в 1822 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.

Между тем литературная деятельность писателя продолжалась всего 5 лет: в 1825 вышла повесть «Лафертовая маковница», а в 1830- роман «Монастырка». Перовский был побочным сыном графа Пазумовского — влиятельного вельможи екатерининской эпохи. Он получил великолепное домашнее образование и воспитание, затем окончил курс Московского университета доктором философии и словесных наук. После войны 1812 года, в которой он участвовал добровольцем, несколько лет жил в Германии.

Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда тип псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши — в будущем известный писатель А.К. Толстой. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.

Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремится передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о Петербуржском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «черной курице…» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.

Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша — психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии о романтических приключениях средневековых рыцарей (он уже немало прочитал о них), взаимоотношения с учителями, любовь к животным — все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, чье мастерство — в органическом слиянии фантастического и реального.

Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не грешит против законов реального мира. Дни учения проходили для него «скоро и приятно». Но вот когда наступала суббота и все его товарищи спешили домой, к родным, тогда мальчик, оставаясь в опустевших комнатах, начинал горько чувствовать свое одиночество. И единственным его утешением были книги, которые учитель- немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. Подобных произведений Алёша проглотил немало, поэтому и таинственный мир, в который он попал, построен по образцам таких повествований.

Ведь любой увлекающийся чтением и наделенный богатым воображением ребенок, оставаясь надолго в своем одиночестве, начинает мечтать, представлять себя персонажем различных почерпнутых из книг историй, фантазировать.

И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам или по темным дремучим лесам». Даже гуляя днем во дворе, он ожидал встречи с волшебницей, которая сквозь дырочку в ограде передаст ему игрушку или письмецо от родных. И директор училища, которого он ни разу не видел, представлялся ему «знаменитым рыцарем» в сияющих латах и шлеме с пышным султаном из перьев. Каково же было удивление мальчика, когда он при встрече с директором увидел не «шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело напудренную». Единственным его украшением был маленький пучок на затылке, а вместо блестящих лат — простой серый фрак…

Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за её спасение отдал бабушкин подарок — золотую монету, во сне мальчик превращается в волшебное существо- министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю. Для которого мечтать, фантазировать- то же, что дышать.

П. один из первых подчинил педагогическую задачу художественному вымыслу. На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (из-за этого в подземном царстве произошло несчастье).

Хорошее — самоценность детского возраста, богатство души, самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей.

Со времени опубликования «Черной К.» одной из ведущих идей стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.

После повести закрепилось 2 плана повествования: детское и взрослое. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна… Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, с исторических отступлений (рассказ каким был Петербург), в стремлении донести до слушателя- читателя аромат ушедшей эпохи (описывает детскую одежду 18 в.).

Еще одна важная заслуга П.: своей этой курицей он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Язык- без трудных для детей книжных и устаревших слов. Сознательно обращается к детской интонации.

Сочинение-анализ по теме «Черная курица»

Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?

В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда — вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину. Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787—1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского — в честь села Погорельцы, где он жил. Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.

Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом — Алексеем Константиновичем Толстым. А. Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром. И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.