Конспект по развитию речи » о весне»

Сочинение

Тема: Сочинение о весне

Цели:

  1. Учить писать сочинение.

  2. Развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунок девушки в костюме Весны, плакаты с изображением весенних пейзажей, картины И.И. Левитана «Март» и «Весна. Большая вода», К.Ф. Юона «Весенний солнечный денек», А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Пришла, улыбнулась –

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Взревев, за работу

Взялись трактора,

А птицы пропели:

Вить гнезда пора!”

— Итак, это…

Учитель открывает доску, где рисунок Весны в виде девушки в русском сарафане, украшенном весенними цветами.

— Мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки березки.

  1. Основной этап.

Звучит песня о весне.

Давайте все вместе произнесем слово “весна”.

Дети выполняют задание.

Какие смысловые ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? (Счастье, надежда, любовь, ручьи, цветы, капель, сосульки, пение птиц, зелень трав…)

12 стр., 5655 слов

Сказка о весне. Тексты сочинений

... о теплой и солнечной весне. И не заметила, как до нее дотронулся лучик солнца. Синичка закричала: “Весна! Весна! Пришла весна!” Шагиной Ольги. _______________ Сказка ... Вчера мой друг Дмитрий Уехал в кругосветное путешествие. Когда он вернется, я решил сделать ему ... _______________ ^ Тема: Письмо из будущего. Тексты сочинений. _______________ Здравствуйте, Надежда Анатольевна и Наталья Николаевна. ...

На доску учитель записывает слова – ответы детей.

— В природе бывает “три весны”. Прочитайте рассказ Виталия Бианки, который так и называется “Три весны”. Попробуйте определить, какие же три весны существуют в природе.

Пока дети самостоятельно читают, звучит спокойная музыка.

  • Итак, какие же “три весны” существуют в природе? (Весна полевая. Весна речная. Весна лесная.)

На доске плакаты с изображением весенних пейзажей: весна полевая, весна речная, весна лесная.

— А еще эти периоды называют по-другому – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Какой месяц соответствует весне света? (Март.)

— Весне воды? (Апрель.)

-Весне зеленой травы? (Май.)

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят…

Слышите? Какие необычные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по весенним волнам. Кто желает прочитать стихи о весне?

Дети передают друг другу кораблик и читают стихотворения о весне.

Вы прослушали стихи. А теперь, выбрав нужный цвет (перед ребятами лежат разноцветные листики), постарайтесь передать свое настроение от этих стихотворений. Поднимите, пожалуйста, листики.

Дети выполняют задание.

Посмотрите, каким красивым и веселым стал наш класс. Наверное, не случайно поэт Алексей Плещеев сказал:

Все лица весело глядят,

Весна” – читаешь в каждом взоре,

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд

и горе.

Прочитайте стихотворение Плещеева “Весна”. Определите, какими звуками наполнена весна.

Дети сначала читают про себя, а затем один из учеников читает вслух.

— Итак, какими же звуками наполнена весна? (Звоном ручьев, свистом соловья, стуком сердца, смехом детей, пением птиц…)

— Докажите это строчками из стихотворения.

Дети выполняют задание.

Весна – пора обновления не только в природе, но и в душе человека. Прочитайте про себя первое четверостишие.

Дети выполняют задание.

  • А теперь представьте, что мы с вами у раскрытого окна любуемся весенней природой, в окно повеяло весною. Прочитайте это четверостишие от лица человека, который восхищен красотой и свежестью весны.

Выразительное чтение 2–3 учеников.

14 стр., 6695 слов

Уголок природы в детском саду (методика ознакомления детей с природой)

... являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей. В исследованиях Б.Н. ... комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое. Цель работы:, Задачи работы следующие: показать значение уголка природы в детском ...

Давайте попробуем вместе.

Чтение хором четверостишия.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

— Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка)

— Вот как услышал музыку весны Чайковский. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картинку.

Звучит пьеса П.И. Чайковского.

  • Прозвучала музыка. Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили? Ответы детей.
  • Свою пьесу Чайковский назвал “Апрель. Подснежник”. Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы – подснежники.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

(Туловище влево, вправо.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

Весна волновала сердца и настоящих художников. Предлагаю вам всмотреться в их картины.

На доске репродукции картин И.И. Левитана “Март” и “Весна. Большая вода”, К.Ф. Юона “Весенний солнечный денек”,

А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

На картине Юона еще кругом лежит снег, но солнце светит по-весеннему ярко. Высокое голубое небо, первые проталины мы видим на картине Левитана. А на этой картине Левитана вода вышла из берегов и затопила окрестности. Первые вестники весны – грачи – вьют гнезда на высоких березах на картине Саврасова.

Мы с вами побывали в мастерской художника, но есть и мастерская поэта. Она в его душе, его сердце, его памяти. Наша задача – подобрать пропущенные определения, имена прилагательные.

И весел … лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а … березы

Роняют … дождь своих … слез

И улыбаются сквозь слезы.

17 стр., 8345 слов

Сочинение весна в горах не больше 10 предложений

... не чувствовался тот лютый суровый холод, который сопровождал морозную зиму. Это интересно: А. Н. Островского очень краткое содержание. Сочинение на тему «Весна» для 5–8 классов Примеры сочинений о весне ... прибывает. Вечером уже не так рано темнеет. Хочется как можно больше гулять на свежем воздухе. Природа просыпается после зимы. Расцветают цветы в садах, на клумбах, в степи, в лесу. Перелетные птицы ...

Дети работают в группах самостоятельно. Анализ удачно подобранных определений.

А вот какие определения у автора.

На доске запись четверостишия.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

Мы увидели, насколько трудна работа поэта, писателя, художника, музыканта. Я предлагаю вам не бояться трудностей. Скажите свое слово о весне. Вспомните все то, о чем говорилось сегодня, напишите небольшое сочинение на тему “Все весны дыханием согрето”.

Звучит спокойная музыка. Дети пишут сочинения.