Открытый урок развития речи. Рассуждение-размышление. 7-й класс

Сочинение
Время
1 Организационный Приветствие. Проверка готовности к уроку. 1 минута
2 Этап постановки целей урока и мотивации Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей. 2 минуты
3 Этап подготовки к активному усвоению знаний Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов. 8 минут
4 Этап изучения нового материала Подведение итогов работы с текстом.

Знакомство с разновидностями рассуждения. Создание проблемной ситуации: виртуальная экскурсия в картинную галерею, постановка проблемы, работа в группах с картинами. Обучение рассуждению-размышлению по сюжетной картине.

10 минут
Выяснение особенностей в построении рассуждения-размышления и речевом оформлении. Анализ поэтических текстов-размышлений. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа. 11 минут
5 Этап применения знаний в новых условиях Чтение и голосовое прослушивание притчи. Творческая работа. Написание её финальной части (фрагмента размышления).

10 минут
6 Подведение итогов. Домашнее задание Обобщающее повторение( приём «Закончи фразу»).

Оценка работы в группах. Информация о д/з (написать рассуждение-размышление на одну из предложенных тем).

3 минуты

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка целей урока и мотивация.

(Слайд 1)

Вступительная беседа

Друзья! Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, посетим картинную галерею, почитаем стихи и станем соавторами небольших мудрых рассказов.

А как вы думаете, зачем художники рисуют полотна, музыканты сочиняют музыку, поэты и писатели пишут стихи и прозу? (Чтобы воздействовать на наши мысли и чувства. Чтобы побуждать нас к размышлению)

О чём мы будем говорить на уроке? Чему учиться? (Будем размышлять по поводу увиденного и услышанного. Будем учиться строить размышление.)

Каким типом речи мы воспользуемся, чтобы построить размышление как речевое высказывание? (Типом речи « Рассуждение»)

(Слайд 2)

Итак, тема урока : Рассуждение – размышление.

(Слайд 3)

Цели урока:

  1. Освоить понятие
  2. Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения-размышления.
  3. Учиться создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме.

3. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, что такое рассуждение как тип речи. Обратимся к тексту.

Что представляет собой текст как речевое высказывание? (рассуждение)

Работа с текстом (по группам).

(Слайд 4 )

Чтение текста

(1) Способность мыслить – это качество человека, отличающее его от всех остальных живых существ.(2) Мышление – сложный процесс, который можно сравнить с выращиванием цветка. (3)Семечко посадил, полил, оно проклюнулось, из земли показался росточек, затем листик, потом другой, много листьев и, наконец , цветок, красивый, яркий, благоухающий.(4)Так и Мысль: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове.(5) Думать –самая трудная работа, по утверждению Генри Форда, а излагать свои мысли верно, ясно, убедительно –сложнейшая задача.(6) Но цель достижима, потому что есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст, этот удивительный цветок наших мыслей.(7) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать .

По каким признакам вы определили этот тип речи?(называются несколько признаков)

Задание: заполните таблицу, используя текст и необходимые сведения из рабочей тетради по русскому языку ( Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. Учимся писать сочинение- рассуждение. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы)

Слайд 5

Коррекция по слайду и самооценка.

Вывод: Заполняя таблицу, мы вспомнили правила построения текста- рассуждения, увидели, что в тексте один из тезисов объясняется, а другой — доказывается. Объяснение, доказательство и размышление являются разновидностями рассуждения.

(Слайд 6)

4. Усвоение новых знаний

Выясним, что такое размышление, в чём его особенности, как оно строится . С этой целью отправимся в картинную галерею и рассмотрим картины художников Васнецова, Крамского, Рафаэля и Шардена .

(Слайд 7)

(слайд 9)

Работа в группах по картинам и самооценка.

Заполняются карточки « Размышляем по картине»

При ответе каждой группы показывается соответствующий слайд:

(Слайд 8)

« Витязь на распутье

(Слайд 9 )

Христос в пустыне

Слайд 10)

Сон рыцаря

(Слайд 11)

Мальчик с волчком

После ответа каждой группы – комментарий ученика — искусствоведа:

Вывод.

Почему картины художников разных эпох, разных национальностей стали предметом нашего размышления? Все они затрагивают важную для каждого человека проблему выбора. Как быть? Что делать — вот главные вопросы картин. Это и есть главные вопросы размышления.

(Слайд 12 )

В ситуации выбора оказывается каждый из нас. Часто мы действуем быстро, не раздумывая. Что надеть в школу? С кем пообщаться на перемене? Какую посмотреть передачу? Выбор наш неосознанный, без глубоких размышлений. Но очень часто от наших решений, правильных или неправильных, зависит наша собственная жизнь и жизнь окружающих нас людей. Как выбрать правильное решение, совершить поступок, ориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенствование? Надо поразмышлять! Размышление- это самостоятельный анализ жизненных ситуаций, опыта.

(Слайд 13)

А вот что говорит о значении слова «размышлять», «размышление» словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Работа со словарём.

Иногда мы размышляем про себя, иногда вслух, словно беседуем сами с собой. Учиться размышлять вслух и строить речевое высказывание — трудная наука. Освоить ее поможет поэзия. Что такое стихи? По сути своей — все они размышления. Но есть такие, которые и по форме являются размышлениями, строятся по определённым правилам, имеют свои особенности.

(Слайд 14)

Выяснить их нам помогут лирические размышления А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Дементьева и Л.Измайлова. Следовать за мыслями великих, известных людей есть наука самая занимательная, по утверждению А.П. Пушкина.

Анализ текстов. Выяснение особенностей в построении и речевом оформлении лирических размышлений и самооценка.

Прочитайте стихи и выполните задания по текстам.

Используются стихи М.Лермонтова «Тучи», А. Дементьева «Выбор» и фрагменты стихов А.Пушкина «Дорожные жалобы», Л.Измайлова «Монолог о дружбе и друзьях»

Задания к текстам:

слайды 15, 16, 17, 18

Обобщение наблюдений:

Какие закономерности в построении текстов-размышлений вы увидели? (Это вопросно–ответная форма, цепь вопросов- раздумий, альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать только один. Это специальные слова, выражения, союзы, которые помогают оформить речь).

(Слайд 19 )

5. Закрепление знаний

А сейчас обратимся к мудрым рассказам, которые называются притчами. В основе рассказа –жизненная ситуация выбора, которая требует глубокого раздумья. Повествовательная часть притчи обязательно заканчивается размышлением, содержащим какой-то нравственный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем. О притче говорят: это искусство слов попадать прямо в сердце.

(Слайд 20)

Прослушивание притчи:

Лучший рассказ

«Изучите обряд чайной церемонии», – сказал Учитель и дал ученикам свиток с его описанием. Они погрузились в чтение и скоро все выучили.

Учитель спросил о том, что они прочли.

  • «Белый журавль моет голову» – это значит «прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик.

«Бодхисаттва входит во дворец» – это значит «положи чай в чайник», – добавил второй.

Так ученики один за другим рассказали все подробности чайной церемонии. Только последний ничего не сказал. Он заварил чай, «напиток богов», по всем правилам и напоил Учителя.

  • Твой рассказ был лучшим, –
  • Учитель, но он вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Дела всегда говорят громче, чем слова, Учитесь не говорить, а делать

6. Творческое задание

Закончите притчу собственным размышлением. Используйте карточку с заданиями.

Выполнение задания и самооценка.

1-2 группы Притча о добрых и дурных наклонностях

(Слайд 21) –

3-4 группы Притча о дружбе и друзьях

(Слайд 22) –

Чьё размышление вам показалось самым глубоким, соответствующим притче?

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Обобщим сказанное. Подведем итоги . (Используем приём незаконченного суждения )

(Слайд 23)

Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)

Дома письменно поразмышляйте на одну из тем:

(Слайд 24)

Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей.

Слайд 25)

Всё наше достоинство заключено в мысли. ( Б .Паскаль )

Мысли – это крылья души. (П. Буаст )

Мыслить – постигать смысл. (Д. Дин )

Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное.

Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути.

Рассуждение помогает действовать правильно.

Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. (Иоанн Лествичник )

Спасибо!

(Слайд 26)