Конспект по русскому зыку. -описание. 6 класс

Сочинение

Сочинение – описание

по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». 6 класс.

Цели урока:

  1. Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.

  2. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся.

  3. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

  4. Показать учащимся художественные достоинства картины, развивать представления о красках, холодных и тёплых тонах картины.

  5. Подготовить учащихся к написанию сочинения.

Оборудование:

Ход урока

I . 1. Сообщение темы, цели и задач урока. Слайд №1

Ребята, сегодня на уроке развития речи мы будем работать над сочинением – описанием картины, учиться создавать художественный текст. Давайте вспомним, что значат эти слова:

  • сочинение…. (текст, придуманный самостоятельно)
  • художественный текст….(образный, красочный текст, написанный в художественном стиле)
  • описание…….

Сегодня вам предстоит описать оду из картин Ивана Эммануиловича Грабаря. Кто из вас слышал о таком художнике? Давайте познакомимся с ним поближе.

2. Рассказ о художнике.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований семья в 1876 году переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет при петербургском университете. После окончания университета поступил в Высшую художественную школу при академии искусств. Учителем Грабаря был Илья Репин. Иван Эммануилович участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, был архитектором и реставратором. И.Э. грабарь руководил Третьяковской галереей в Москве, а затем русским музеем в Санкт — Петербурге.

(Что означает слово «портретист»?)

4 стр., 1799 слов

Организация наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися ...

... Цель: рассмотреть методику организации наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися с ЗПР на уроках природоведения. Задачи: 1. Рассмотреть виды наблюдений за объектами и явлениями ... природные особенности родного края. Исходя из данных требований, особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков: наблюдать природу, самостоятельно изучать ее. [14, с.57] Правильно ...

(Что означает слово «натюрморт»?.

Лирическое отступление.

Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.

Чтение стихотворения Эдуардиса Межелайтиса «Пейзаж России»

(Стихотворение можно читать на фоне музыки П.И.Чайковского презентации «Зимние пейзажи русских художников». Презентация прилагается.)

3. А теперь давайте повторим и запомним такие понятия

произведение живописи в красках.

воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

рисунок, картина, на которой изображена природа.

художник, рисующий пейзаж.

II . Работа над картиной. Слайды № 8-14

1. Первичное восприятие картины. Работа над вопросами.

У Н. Рыленкова есть замечательное стихотворение «Всё в тающей дымке…». В нём автор говорит о красоте весенней природы. И в нём есть такие строки:

Здесь мало увидеть,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Давайте попробуем всмотреться в репродукцию одного из пейзажей И.Э. Грабаря и увидеть, что же изобразил художник, почувствовать, что он хотел нам поведать.

1. Какое время года изображено на картине?

2. В каком месяце можно увидеть такой пейзаж?

3. Удалось ли художнику всмотреться в природу и передать её красоту и

величие?

(Ребята предлагают свои варианты)

2. История создания картины.

Грабарь И.Э. эту картину назвал «Февральская лазурь. Создана она была в 1904 году. Это одно из лучших полотен художника. Оно ослепляет лазорево-синим небом. Картина наполнена светом и воздухом, поражает силой и чистотой цвета. Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над этим пейзажем: « …Февраль стоял изумительный. В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелищ фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба! «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», — подумал я . Около двух с половиной недель ежедневно работал художник над этой картиной, сумев увидеть в обычном пейзаже замечательное, красивое.

Обратите внимание, какие краски увидел автор. Знаете ли вы какие это цвета?

1) светло-синий цвет, голубизна;

4 стр., 1759 слов

Сочинение отзыв по картине и э грабаря февральская лазурь

... можете похвалить сегодня себя и ребят? Сочинение предлагается учащимся выполнить на отдельных листочках. Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» План: 1 И.Э.Грабарь – мастер пейзажа. 2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь» а) зимний солнечный ...

2) краска светло-синего цвета.

Лазурный = лазоревый = голубой. Слайд №10

(перен.) ярко-красный.

(перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

(перен.) белый или молочный.

3. Беседа по содержанию картины., В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день., Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца., На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки., Тёплый, уже пригревает солнышко., Белыми, серыми, синими тонами., Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток., Там одна старая берёза и много молодых., Красивый, морозный узор на окне, кружево.

9. Что виднеется на горизонте?

10. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

4. Словарно – орфографическая работа.

1) Объяснительный диктант.

Прекрас.?.ная р…пр…дукция, из…бражён, лазор…вое, г…лубизной, светло-г…лубое, бе…конеч.?.ность, с…реневый, искрит.?.ся, ж….мчужная б…лизна, к…ра…овые ветки, сапвир…вые ветки, прошл…годняя листва, на красно-коричневой верхушке, в…личественные бел…курые кр..савицы, г…ризонт, фант…стическая крас…та, радос.?.ное и праз. ?. ничное настр…ение .

2) Подбор эпитетов.

День – морозный, солнечный, ясный.

Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.

Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.

Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.

Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

3) Работа над словосочетаниями.

голубая эмаль неба;

пепельно-золотистый лес;

лазоревое небо;

жемчужные березы;

коралловые ветки;

сапфировые тени;

сиреневый снег

жемчужные белоствольные березы;

  • на переднем плане картины;

  • в центре картины;

  • на заднем плане;

  • на горизонте;

  • основной цвет картины;

  • автор использует … краски;

    5 стр., 2343 слов

    По картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    ... художник. Улица, которая представляется на картине, занесена снегом. Видно, что недавно сильная метель окутала место, покрыв его большим слоем снега. Он блестит на солнце, ... семьями и обсуждать прошедший день. Снежный пейзаж, изображенный ... берёзы, стоят покрытые снежным инеем, как-будто завернутые в ... картина Цыплакова, название которой заимствовано от Пушкина, «Мороз и солнце», где перед глазами ...

  • преобладают…тона;

  • художник передал нам….

5. Работа над выбором эпиграфа.

Новый, новый у берёз наряд,

Искры, искры, серебром горят.

Ветер, ветер заметает след,

Лучше, лучше этой сказки нет.

М. Пляцковский, И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин

Мороз и солнце! День чудесный!, Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

А.Пушкин

Какое четверостишие могло бы стать эпиграфом твоего сочинения?

6. Работа над составлением плана сочинения.

План.

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.

2. Описание картины:

а) февральский день;

б) небо;

в) снег;

г) береза-красавица;

  • д) другие берёзки;
  • е) кустарник на горизонте.

    3.

Краски картины.

4. Впечатление, произведённое картиной.

8. Обсуждение впечатления от картины. Слайд №15

Приём «Свободный микрофон» — желающие учащиеся кратко отвечают на ююбой

из предложенных вопросов. Условия для учеников:

  • не выкрикивать;
  • не перебивать;
  • не повторяться.

Вопросы:

1. Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в

природе?

2. Какое настроение вызывает эта картина?

3. Какова основная мысль этого пейзажа?

4. Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?

III . 1. Итог урока.

  1. О какой картине говорили на уроке?

  2. Чему учились?

  3. Какую работу вы должны написать?

2. Оценка работы учащихся на уроке.

3. Домашнее задание., Перечень репродукций к слайдовой презентации «И.Э. Грабарь. Зимние пейзажи».

  1. Зимний вечер. 1903

  2. Иней. Восход солнца. 1941

  3. Иней. 1904

  4. Разъяснивается. 1928

  5. Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904 5а Мартовский снег. 1904

  6. зимний солнечный день. 1941

  7. Иней. 1919

  8. Морозное утро. Розовые лучи. 1906

    2 стр., 859 слов

    По картине Зимнее солнце Юона 4, 6 класс

    ... картин созданная художником в 1916 году. Она называется «Зимнее солнце». На холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце ... снег как будто бы переливается на солнце. Снег лежит ровно и гладко. На нем мы видим тени от деревьев. По правую сторону картины, ... красиво Юон изобразил силуэты деревьев. Каждая веточка прорисована до мелочей. Глядя на картину, кажется, что день ...

  9. Зимнее утро. 1907

  10. Последний снег.

  11. Зима. 1904. Февральская лазурь. 1904

  12. Зимний пейзаж. 1954 Берёзовая аллея. 1940

  13. Солнце поднимается. 1941

  14. Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941

  15. Московский дворик. 1930

  16. Сентябрьский снег. 1903

  17. Снежные сугробы. 1904

  18. Март. 1939

  19. Сказка инея и восходящего солнца. 1908

  20. Иней. 1908

  21. Зима. 1906

  22. Иней. 1907 – 1908