Конспект » Подготовка к сочинению-рассуждению » Неужели хамство-визитная карточка нового поколения»

Сочинение

Соловьева Елена Викторовна

Соловьева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина города Смоленска

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

В воспитательной деятельности важное место занимают вопросы нравственного становления личности учащихся .

Нравственное воспитание осуществляется с помощью методов убеждения, единства процессов воздействия, комплексного подхода, использования конкретных примеров.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках . Задаю себе вопросы: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны?

Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание нравственному воспитанию школьников и осуществляю его на уроках развития речи.

Вот один из таких уроков для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему:

«Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Цели урока:

  1. Развивать умение учащихся писать сочинение — рассуждение в публицистическом стиле.

  2. Подобрать материал к сочинению на тему: «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

  3. Расширить понятие «хамство», развивать умение выразить в слове свое восприятие, видение проблемы.

  4. Воспитывать у учащихся нетерпимость к хамству, уважительное отношение к окружающим. Побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, проблемой ответственности человека перед другими людьми.

    3 стр., 1218 слов

    Исследовательская работа обучающегося «История моего города ...

    ... достопримечательностей в городе является парк возле городского культурного центра. В конце 1980-х годов на улице был открыт памятник воинам- ... живут Большие взрослые и маленькие дети. - 4 - Глава 1. От села к городу. История возникновения. Село Ртищево возникло в конце 16 ... о родном городе. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Узнать новое о родном городе. Гипотеза – изучение ...

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению-рассуждению. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Эту тему я выбрала неслучайно. Наблюдая за Вами, я не раз наблюдала проявление хамства по отношению друг к другу и даже ко взрослым людям, в том числе, учителям. Поэтому сегодняшний урок своевременный и злободневный.

Наша задача – вникнуть в проблему хамства. Я надеюсь, что урок будет для Вас не только интересен, но и полезен.

  1. Подбор материалов к сочинению.

Кто-нибудь знает, откуда взялось слово «хамство»? Вспомним Ветхий Завет. В семье, спасшейся от всемирного потопа, было три сына – Сим, Хам, Иафет. Их отец Ной начал возделывать виноградник. Когда виноград созрел, он собрал урожай, превратил виноград в вино, выпил и уснул обнаженным в своем шатре. Хам увидел наготу отца, вышел из шатра и, смеясь, рассказал братьям. Те взяли одежды, вошли в шатер и укрыли отца, не взглянув на него. Отец проснулся и, узнав о случившемся, опечалился. В сравнении с некоторыми поступками последующих времен, обозначаемых словом «хамство», поведение Ноева сына выглядит невинно, но если вдуматься, оно страшно: в нем основа будущих преступлений сыновей против родителей, в нем зерна тех сорняков, что мешают нам сегодня жить полнокровной и яркой жизнью.

  1. Проведем небольшое исследование: запишите слово «хамство» в тетради. Посмотрите на него. Произнесите про себя, вслух.

Какие ассоциации вызывает это слово? На слух? Запишите ассоциации. Хам – гам – звучит уже как ругательство, лай. На вкус? Горько-соленый, что-то гнилое, жуешь шерстяные нитки. Зрительные ассоциации (цвет) : язва, грязное белье, мусор…грязно-коричневый, ржавый, черно-серый. Скользкое, вязкое, теплое. Обонятельные (запах): неприятный, тошнотворный, зловонный, удушающий.

Поменяйтесь тетрадями, запишите слова, которые понравились у соседа. (несколько записей читают вслух).

Вывод: вы увидели это слово, почувствовали, ощутили, притронулись к нему. И теперь стало понятно, что это слово вызывает только негативные ассоциации, а значит, обладает особой отрицательной энергетикой. Даже само слово! А что уж говорить о том, что кроется за ним. Внесем в оболочку этого слово свое значение. Закончите фразу «Хамство» — это…, тем самым Вы дадите понятие этого слова. А через две минуты произнесите вслух свое определение. А вот какое понятие дает этому слову С.И. Ожегов в «Словаре русского языка»: «хамство — хамское поведение, хамский поступок.» «Хамский – свойственный хаму, грубый, наглый.

  1. Расширим понятие «хамство»: соотнесем его с понятием, противоположным

по смыслу «вежливость». Произведем подбор семантического поля (слова, несущие в себе заряд данного слова).

4 стр., 1922 слов

«Мастерская «Слово» / -повествование по данному началу/ 7 класс

... выбрали, и написать сочинение-повествование). В свой текст вы можете включить слова, которые имеются в нашей копилке, т.е. в рабочих листах. Пишут . IV .Презентация творческих работ. Перед классом стоит стул ... сами подобрать ассоциации к словам (слайд 4). У вас на рабочем листе есть слова, выберите понравившееся вам слово и запишите к нему несколько ассоциаций. Например, слово ВЕЧЕР, какая ...

Хамство: грубость, наглость, неуважение, дерзость, вражда, злоба.

Вежливость: нежность, ласка, уважение, учтивость, дружба, доброта, человеколюбие, любезность.

  1. Приведите примеры ситуаций, в которых мы можем встретиться с проявлением хамства.

— А вот, допустим, вас в автобусе обозвали словом, обозначающим бородатое, двурогое, парнокопытное домашнее животное. Как Вы отреагируете? А как ответить, чтобы погасить в хаме агрессию? Ой, извините, что Вы сказали? – тон любезный.

Ваши примеры показали, что хамство многолико и безгранично. Оно было во все века, есть сегодня и, увы, мало надежд на то, что бесследно исчезнет завтра. И особенно хамство присущее молодому поколению.

  1. А вот каковы причины хамства? У вас на партах находятся отпечатанные тексты. Это отрывок из книги академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Этот отрывок поможет Вам ответить на этот вопрос. Прочитаем его.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

— О каких причинах грубости говорит автор? Запишите в тетради.

1. Психологическая незащищенность человека.

2. Подавление такими способами в себе чувства страха, боязни, иногда просто опасения.

3. Прикрытие слабости, незащищенности против травмирующих ситуаций.

  1. Обсудим, какой вред наносит хамство обществу.

    6 стр., 2881 слов

    «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие? Является ...

    ... на привале» — является очень известным. Смотря на него нельзя отвести глаз. Этот холст, просто завораживает своей красотой. Сочинение «Спор поколений — вечный или временный?» Одна из вечных проблем человечества — ... понимания, там раздор. (482 слова) Спор поколений: как возможно решить конфликт отцов и детей? Что мы понимаем под словом «поколение»? Поколение – это группа людей, близких по возрасту и, ...

а. Грубиян подает плохой пример младшим.

б. Заставляет нервничать человека, которому нагрубил, а ведь «нервные клетки не восстанавливаются»

в. Испорченное настроение, снижение работоспособности – нанесен ущерб экономике страны, а это уже затрагивает социальный и экономический факторы.

8. Попробуем выработать правила, которые помогут нам бороться с этой социальной проблемой.

— начни с себя – каждый грешен – проследи природу своего хамства и найди силы противостоять себе самому.

— никогда не отвечай на хамство хамством – так мы его только увеличим.

— думай и чувствуй, как твои слова и поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

— относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе.

Ко всему сказанному хочу добавить, что люди в погоне за житейскими мелочами забывают , что жизнь у человека одна-единственная и не нужно ее растрачивать на злые слова и неблаговидные поступки.

Через несколько месяцев Вы уйдете из школы. Подумайте, какую память Вы оставите в душах тех людей, которым Вы нахамили?

А закончить беседу я хочу строками известного поэта Эдуарда Асадова:

Какой же статистик за нас учтет

Время ушедшее на раздоры,

А на злые слова, на обиды, на споры?

А жизнь ведь не поезд, она не ждет.

  1. Нам осталось вспомнить схему сочинения – рассуждения.

— Тезис (то, что надо доказать).

— Доказательства.

— Вывод.

В заключении сочинения поместите призыв, обращение к своему поколению.

Приблизительный план сочинения:

  1. Истоки хамства.

  2. Причины возникновения хамства.

  3. Ваше отношение к хамству: за или против.

  4. Обращение к своему поколению.