Подготовка к сочинению для учащихся 5 класса

Сочинение

Оргмомент.

Слово учителя.

Сегодня на уроке, ребята, ваша задача- подготовиться и написать сочинение о соей любимой игрушке. Для этого необходимо повторить типы

речи. (Слайд№1) и таблицы на столах учеников.

Тип речи.

Вопрос

Назначение

Повествование

Что за чем произошло ?

Повествовать — значит рассказывать.

Описание

Какой ?

Изображение предметов, людей, животных, явлений природы и т.д.

Рассуждение

Почему ?

Излагаются причины явлений и событий. Рассуждать значит доказывать.

  • Итак, чтобы написать сочинение, какой тип речи мы выберем?

Основные задачи урока:

  • определить идею сочинения;
  • отработать элементы композиции;
  • составить словарик опорных слов.

III . Беседа:

Заложена ли в формулировки темы сочинения его идея? (да- любимая игрушка)

Слово учителя:

  • В сочинении должно чувствоваться ваше отношение к игрушке. Почему ваш выбор пал именно на эту игрушку.

IV . Работа с текстами.

Задание: представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

( Слайд №2) и текст на столах.

Текст №1

Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 25 сантиметров, высота- 20 сантиметров. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

Беседа:

  • Соответствует ли данный текст нашей теме сочинения?
  • Нет. Речь идет об игрушке вообще.)
  • Дана информация, но не выражено авторское отношение.
  • Не хочется говорить об игрушке официальными словами.

(Слайд № 3) и текст на столах.

Текст №2

Перед нами веселый маленький шенок .

У него большая голова со смешными ушами – лопушками. Задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно- коричневого цвета. Лишь животик нежный, белый. Из- под этой шерстки ласково поблескивают бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой!

Очень симпатичная игрушка!

Беседа:

  • Сравните эти два текста.
  • Докажите, что 2 текст- художественное описание.
  • Найдите его композиционные части.
  • В чем может состоять завязка вашего сочинения?

( Как появилась игрушка.)

  • А можно ли начать сочинение сразу с кульминации?

( Да. Можно. Например, эта игрушка меня сразу очаровала, как только я ее увидела.)

V . Лексическая работа.

ОЧАРОВАТЬ – производить неотразимое впечатление.

  • А от какого слова оно произошло?

ЧАРЫ- обаяние.

VI . Словарная работа. (Слайд№4)

  • Ребята! А какие игрушки бывают ?

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, интересная, заводная.

  • Назовите слова, служащие просто для описания? (пластмассовая, металлическая, механическая, заводная)
  • А теперь назовите слова, содержащие оценку.

( прекрасная, чудесная, удивительная, симпатичная, интересная.)

  • Все ли слова можно и стоит использовать в сочинении?

Слово учителя:

  • Каждому слову в сочинении нужно найти свое место, иначе может потеряться его значение и красота

VII . Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Слово учителя:

  • В сочинении очень часто допускаются различного вида ошибки ( речевые ,грамматические, логические).

Сейчас мы попробуем такие ошибки найти и исправить

(Слайд № 5) и тексты на столах.

Текст №3.

Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые .Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматыйи крючком. Щенок был веселый и радостный, ласковый.

  • речевые: был, был,.. веселый, радостный, ласковый.
  • грамматическая : 2-ое преложение.

( Слайд №6) и тексты на столах.

Текст № 4.

У меня есть кукла. Ее мне купили года три назад. У нее голубые глаза, маленький ротик, длинные волосы. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней и нтересно играть, Ее мне купили зимой, и когда был Новый год. Я наряжала ее снегурочкой. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю ее спать.

  • Найдите ошибки.

Речевые:

  • 3 предложение и последнее « улаживаю»
  • Предложения: « Эта кукла…» и « Я ее очень…» дублируют друг друга, несут одну и ту же информацию.
  • Повторы.

VIII .Дети достают свои игрушки.Рассматривают.

  • Кто попробует описать свою игрушку?

( Класс слушает, исправляет недочеты.)

Итог урока:

  • Игрушки сопутствуют человечеству с древнейших времен. У каждого народа – свои любимые игрушки. В них всегда чувствуется доброта. ( Игрушки не должны быть агрессивными !) Чаще всего такая игрушка дарит радость.

Домашнее задание: написать сочинение о своей любимой игрушке.

Адрес публикации: