План при подготовке к сочинению. сопоставительного характера план-конспект по русскому языку (7 класс)

Сочинение

План урока при подготовке к сочинению.

Сочинение сопоставительного характера

Тема урока: “Методика обучения сравнительной характеристики героев»

Цель: познакомить ребят с системой работы при составлении сравнительной характеристики героев.

Задачи:

— определить алгоритмы сравнительной характеристики

— раскрыть особенности алгоритмов при работе с художественным текстом

— показать процесс формирования умений и навыков при работе над сравнительной

характеристикой

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Слово учителя.

-Сегодня ,ребята, мы с вами познакомимся с алгоритмом работы над сочинением сопоставительного характера. Что важно знать, когда мы сравниваем героев произведения?

«Лучше всегоможно узнать характерыиз их сравнения…»

-посмотрим ,каково значение слов «сравнить, сравнивать» в словарях.

1.Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь;–нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем.

2.Установить черты сходства или различия, сопоставить. С. две величины. Не с. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.).

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

в старших классах мы не раз увидим, что многие герои в русской литературе даны « ПАРАМИ »:

4 стр., 1676 слов

Герои рассказа Уроки французского (образы и характеристика)

... что он друг главного героя, но это далеко не так. Этот мальчишка «себе на уме», а соответственно уважает и любит только себя. Герои рассказа Уроки французского Несколько интересных сочинений Основным персонажем ... на второй год в пятом классе. Птаха – это прозвище. Автор как бы сравнивает его с тюремщиком. Все физические наказания исполняет именно Птаха. Возможно, он тоже ...

  • ОНЕГИН – ЛЕНСКИЙ
  • ОНЕГИН – ТАТЬЯНА
  • ОНЕГИН — АВТОР
  • ПЕЧОРИН – ГРУШНИЦКИЙ
  • БАЗАРОВ – АРКАДИЙ КИРСАНОВ
  • ОБЛОМОВ — ШТОЛЬЦ
  • ПЬЕР БЕЗУХОВ – АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ
  • КУТУЗОВ – НАПОЛЕОН

Сравнение – одна из логических операций мышления, включающая поиск общих черт и различий между объектами.

Первый вопрос, над которым следует задуматься – В ЧЁМ ЦЕЛЬ СРАВНЕНИЯ?

СРАВНЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ – способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т.д. Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

Анализируя эпизоды, мы должны сравнивать героев, при этом не упускать из виду поставленную проблему!

МОЖНО СРАВНИТЬ:

-первое появление героя

-портрет

-окружающую жизненную обстановку

-отношение с близкими ему людьми

-поведение в сходных ситуациях

-авторское отношение к герою и т.д.

Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО , и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.

  1. -Сегодня мы попытаемся составить сравнительную характеристику двух братьев из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Эпиграфы к уроку:

« Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела».

(Прослушивание музыки, характеризующей героев).

— Какая из предложенных мелодий характеризует Андрия?

— Какая Остапа?

— Почему вы так решили?

-Работа с эпиграфами к уроку.

— Как эпиграфы отражают характеры героев?

— Почему же они такие разные? Ведь герои братья…

— Есть ли общие черты между братьями?

— Оба из семьи коренного запорожца;

— получили одинаковое образование в бурсе;

— оба увлекались боевой жизнью;

— оба молоды, отличаются храбростью и ловкостью.

— Как же так получилось, что пути их разошлись? Давайте проследим короткий жизненный путь героев.

1. Приезд в родной дом.

Сообщение учащегося. ( Основные моменты зачитать).

— Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев?

— Как реагируют братья на насмешки отца?

2. Учеба в бурсе.

— Как учились братья? Почему?

3.Жизнь в Запорожской Сечи.

-Какие качества в героях вырабатывала Сечь? ( честность и справедливость, смелость, отвагу,выносливость, умение владеть оружием, умение метко стрелять, не знать пощады к врагу, быть верным товарищем, а самое главное-беречь честь казака.

Выработала ли эти качества Сечь в Остапе и Андрии? (ответы учащихся)

-Давайте вспомним жизнь героев в Запорожской Сечи.

4. Боевой поход и битва под Дубно.

-Почему Андрий перешел на сторону врага?

-Как любовь к польской паночке изменила Андрия?

-А как автор отнесся к измене Андрия? ( Пропал казак)

-Можно ли старшего брата считать героической личностью?

5. Последний день жизни героев.

-Как умер Андрий? ( ответ учащихся)

-Почему Андрий, храбрейший и казаков, не стал славой и гордостью казацкого рыцарства?

-А как погиб Остап?

-Почему в последние минуты жизни он хочет видеть отца?( учащиеся зачитывают)

— Походу работы заполняется таблица.

Остап

Андрий

Приезд в родной дом.

Учеба в бурсе.

Жизнь в Запорожской Сечи.

Боевой поход и битва под Дубно

Последний день жизни героев.

Вывод по теме урока: Автор осуждает Андрия за измену Родине, по словам автора , он умер «бесславно, как подлая собака». Остап же вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Н.В.Гоголь рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом и говорит, что ему «на роду был написан битвенныйпуть и трудное знанье вершить ратные дела.» Образы Остапа и Тараса Бульбы-это воплощение лучших черт русского человека, который готов умереть за Родину, не посрамив своё доброе имя, свою честь.

-Сопоставляя обраы Остапа и Андрия, Н.В. Гоголь выражает основную мысль своего произведения: без родины, без народа нет жизни!

4.Итог урока.

5.Домашнее задание. Написать сочинение по теме: « Остап и Андрий- братья или враги?»

Работая над сочинением, НЕ ЗАБУДЬТЕ О ГЛАВНОМ: к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.