Описание персонажа литературного произведения. Сравнительная характеристика героев Как писать

Сочинение
  • один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений . По сути это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

Многие герои в русской литературе даны «парами»:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sravnitelnaya-harakteristika-literaturnyih-geroev/

Онегин — Ленский,

Онегин — Татьяна,

Онегин — автор,

Печорин — Грушницкий,

Базаров — Аркадий Кирсанов,

Базаров — Павел Петрович Кирсанов,

Пьер — Андрей,

Кутузов — Наполеон и т. д.

Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, . Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей — только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. «Беспроблемным» такое сочинение быть не может.

Формулировки тем могут быть достаточно традиционными («Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов»), а могут содержать и некий («Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения — союз «и».

Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ — рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. «Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и непременно с упоминанием редьки и ее хвоста», — замечает автор прекрасной статьи «Сравнивайте грамотно!» З.А. Блюмина. («Литература». Приложение к журналу «Первое сентября» №10 ,2000 г., с.8).

Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).

11 стр., 5498 слов

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора

... ― Рассмотреть отношение Базарова к Одинцовой. ― Рассмотреть отношение Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, Идеологические убеждения Базаров - сын ...

Допустим, сравниваем:

  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающую жизненную обстановку
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою и т. д.

Вот, кстати, и план-схема вашего сочинения.

Анализ текста, штрихов к портрету, «говорящих» деталей, речи — это и будут наши аргументы. Обратите особое внимание на те , с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики , относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов появляется в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально сливаясь с ним, как бы вырастая из этого сна?.. Во всяком сравнении интересно найти свою «изюминку», и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях — глубокое различие.

Так, размышляя над образам такого энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке — в доме на берегу моря, «увитом виноградом», думаешь невольно: как это похоже на «облагороженную» Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира!

А теперь скажите, похожи ли Обломов и его слуга Захар? Да и сравнивать, казалось бы, странно! Но задумайтесь: ведь сам автор говорит нам о том, что Захар еще в Обломов, чем сам Илья Ильич… Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и «обратная» композиция: от внешних различий — к глубинному внутреннему сходству. Правильно (т. е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та конкретная «пара», с которой вы работаете.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.

Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные , и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?).

Казалось бы, такой неинтересный — на фоне яркого Печорина — Грушницкий в повести «Княжна Мери» проходит свой трагический путь от обычного молодого человека до подлеца, и во все время этого пути он хочет быть необычным, хочет быть человеком сильных страстей. Но перечитайте финальную сцену: «Я себя презираю, а вас ненавижу! Нам вдвоем на земле нет места!..» По накалу чувств (и читательскому сочувствию) герои как бы поменялись в этот момент местами, но как дорого заплатил за это Грушницкий…

Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Памятка сравнительной характеристики литературных персонажей Памятка «Как проводить сравнение» 1. Ответь на вопросы: «Кто это?», «Что это?». 2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. 3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4….

3 стр., 1070 слов

Герои произведения Сказка о мертвой царевне

... злость. Герои произведения Сказка о мертвой царевне Несколько интересных сочинений ... персонаж в «Сказке о мёртвой царевне». 7 богатырей – это молодые и красивые мужчины, персонажи сказки. Они приняли царевну ... царевны не принимает: не защитил от нападок мачехи, не организовал поиск пропавшей, предоставляя Елисею управиться одному. Зеркальце Зеркальце играет в сказке важную роль. Этот волшебный предмет ...

Памятка сравнительной характеристики литературных персонажей Памятка «Как проводить сравнение» 1. Ответь на вопросы: «Кто это?», «Что это?». 2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. 3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5. Выясни все признаки сходства и различия объектов. 6. Найди и объясни причины их сходства и различия. Компоненты сравнительной характеристики: 1. литературного произведения . 2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. 3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т. д.) 4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. 5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, качеств характера, которые они проявляют в сходных

Памятка сравнительной характеристики литературных персонажей Памятка «Как проводить сравнение» 1. Ответь на вопросы: «Кто это?», «Что это?». 2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. 3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5. Выясни все признаки сходства и различия объектов. 6. Найди и объясни причины их сходства и различия. Компоненты сравнительной характеристики: 1. Общая характеристика литературного произведения. 2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. 3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т. д.) 4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. 5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).

6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. При характеристике героя литературного произведения Вам поможет план: Определение места героя среди других персонажей. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

Наличие прототипов и автобиографических черт. Анализ имени. Портрет. , как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. Оценка литературного персонажа его современниками. Герой как порождение своей эпохи и выразитель поределенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в . Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни. 1. Надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно рассмотреть общие черты , свойственные героям, а затем противоположное в них. 2. Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного — нравственные качества другого героя).

2 стр., 883 слов

Сходство и различие образов Онегина и Печорина

... Герои уходили в себя, бесцельно растрачивали свои силы, сознавали бессмысленность своего существования, но не обладали ни общественным темпераментом, ни социальными идеалами, ни способностью к самопожертвованию. Онегин и Печорин ...

3. В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара).

И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.

Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту).

пишущих сочинение — сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение одного-происхождение другого, мировоззрение одного-мировоззрение другого, нравственные качества одного — нравственные качества другого героя).

Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев. Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравни­тельной характеристике основное место отводится сход­ству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара).

И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.

Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.

Сочинение – сравнительная характеристика. Онегин и Татьяна. План. 1. Вступление. В чём смысл жизни – основной вопрос романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». II. Основная часть. Онегин и Татьяна. 1. Сходные черты: 1) сравнительно широкие познания; 2) проницательность ума; 3) независимость; 4) честность, правдивость во взаимоотношениях Онегина и Татьяны; 5) одиночество в среде, к которой они принадлежали по рож­дению. 2. Контрастные качества: 1) себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны; а) в любви; б) в других человеческих взаимоотношениях; 2) равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу. III. Заключение. 1. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека – суть образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной. 2. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием? Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

2 стр., 670 слов

Мой любимый герой в романе “Евгений Онегин” (Татьяна Ларина)

... of 5) <meta itemprop="description" content="Мой любимый герой в романе "Евгений Онегин" (Татьяна Ларина) "Евгений Онегин" - одно ... Онегина. Дуэль перевернула жизнь всех героев романа. Евге­ний, Ольга покидают деревню. Все это оставляет глу­бокий след в душе Татьяны, ... У него черты любовника Юлии Вольмар, Вертера, Грандисона. Он (как и сама Татьяна) неповторим, ...

Темы сочинений по типу сравнительной характеристики Для этой разновидности сочинений возможны варианты, например: « Чацкого и Молчалина»; «Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского»; «Онегин и Печорин как выразители своих эпох»; «Честь в понимании Печорина и Грушницкого»; «Трагедия чистой души: сравнительная харак­теристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»)»; «Обломов и Штольц»; «Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»; «Правда Раскольникова и правда Сони»; «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»; «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»; «Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»; «Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина»; «Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»»); «Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргари­та»»; «Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.

Как писать вступление и заключение? Мцыри и Демон ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ: В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).

Чацкий и Онегин ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе . Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми . Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель…» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.

Лариса и Катерина — сравнительная характеристика. ПЛАН I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» о положении женщины в России. II.Жизнь и судьба главных героинь. Черты различия: 1)Общественное положение. 2)Образ жизни. Черты сходства: Черты характера. 1)Несчастная любовь. 2)Роль окружающих в трагедии героинь. 3)Трагическая судьба: кто виноват? III. Мог ли существовать в то время другой выход из сложившихся обстоятельств? Почему?