План урока при подготовке к сочинению.
Сочинение сопоставительного характера
Тема урока: “Методика обучения сравнительной характеристики героев»
Цель: познакомить ребят с системой работы при составлении сравнительной характеристики героев.
Задачи:
— определить алгоритмы сравнительной характеристики
— раскрыть особенности алгоритмов при работе с художественным текстом
— показать процесс формирования умений и навыков при работе над сравнительной
характеристикой
Ход урока
- Организационный момент
- Слово учителя.
-Сегодня ,ребята, мы с вами познакомимся с алгоритмом работы над сочинением сопоставительного характера. Что важно знать, когда мы сравниваем героев произведения?
«Лучше всегоможно узнать характерыиз их сравнения…»
-посмотрим ,каково значение слов «сравнить, сравнивать» в словарях.
1.Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь;–нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем.
2.Установить черты сходства или различия, сопоставить. С. две величины. Не с. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.).
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
— в старших классах мы не раз увидим, что многие герои в русской литературе даны « ПАРАМИ »:
Герои рассказа Уроки французского (образы и характеристика)
... что он друг главного героя, но это далеко не так. Этот мальчишка «себе на уме», а соответственно уважает и любит только себя. Герои рассказа Уроки французского Несколько интересных сочинений Основным персонажем ... на второй год в пятом классе. Птаха – это прозвище. Автор как бы сравнивает его с тюремщиком. Все физические наказания исполняет именно Птаха. Возможно, он тоже ...
- ОНЕГИН – ЛЕНСКИЙ
- ОНЕГИН – ТАТЬЯНА
- ОНЕГИН — АВТОР
- ПЕЧОРИН – ГРУШНИЦКИЙ
- БАЗАРОВ – АРКАДИЙ КИРСАНОВ
- ОБЛОМОВ — ШТОЛЬЦ
- ПЬЕР БЕЗУХОВ – АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ
- КУТУЗОВ – НАПОЛЕОН
Сравнение – одна из логических операций мышления, включающая поиск общих черт и различий между объектами.
— Первый вопрос, над которым следует задуматься – В ЧЁМ ЦЕЛЬ СРАВНЕНИЯ?
СРАВНЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ – способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т.д. Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.
Анализируя эпизоды, мы должны сравнивать героев, при этом не упускать из виду поставленную проблему!
МОЖНО СРАВНИТЬ:
-первое появление героя
-портрет
-окружающую жизненную обстановку
-отношение с близкими ему людьми
-поведение в сходных ситуациях
-авторское отношение к герою и т.д.
Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО , и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.
- -Сегодня мы попытаемся составить сравнительную характеристику двух братьев из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Эпиграфы к уроку:
« Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела».
(Прослушивание музыки, характеризующей героев).
— Какая из предложенных мелодий характеризует Андрия?
— Какая Остапа?
— Почему вы так решили?
-Работа с эпиграфами к уроку.
— Как эпиграфы отражают характеры героев?
— Почему же они такие разные? Ведь герои братья…
— Есть ли общие черты между братьями?
— Оба из семьи коренного запорожца;
— получили одинаковое образование в бурсе;
— оба увлекались боевой жизнью;
— оба молоды, отличаются храбростью и ловкостью.
— Как же так получилось, что пути их разошлись? Давайте проследим короткий жизненный путь героев.
1. Приезд в родной дом.
Сообщение учащегося. ( Основные моменты зачитать).
— Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев?
— Как реагируют братья на насмешки отца?
2. Учеба в бурсе.
— Как учились братья? Почему?
3.Жизнь в Запорожской Сечи.
-Какие качества в героях вырабатывала Сечь? ( честность и справедливость, смелость, отвагу,выносливость, умение владеть оружием, умение метко стрелять, не знать пощады к врагу, быть верным товарищем, а самое главное-беречь честь казака.
— Выработала ли эти качества Сечь в Остапе и Андрии? (ответы учащихся)
-Давайте вспомним жизнь героев в Запорожской Сечи.
4. Боевой поход и битва под Дубно.
-Почему Андрий перешел на сторону врага?
-Как любовь к польской паночке изменила Андрия?
-А как автор отнесся к измене Андрия? ( Пропал казак)
-Можно ли старшего брата считать героической личностью?
5. Последний день жизни героев.
-Как умер Андрий? ( ответ учащихся)
-Почему Андрий, храбрейший и казаков, не стал славой и гордостью казацкого рыцарства?
-А как погиб Остап?
-Почему в последние минуты жизни он хочет видеть отца?( учащиеся зачитывают)
— Походу работы заполняется таблица.
Остап |
Андрий |
|
Приезд в родной дом. |
||
Учеба в бурсе. |
||
Жизнь в Запорожской Сечи. |
||
Боевой поход и битва под Дубно |
||
Последний день жизни героев. |
Вывод по теме урока: Автор осуждает Андрия за измену Родине, по словам автора , он умер «бесславно, как подлая собака». Остап же вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Н.В.Гоголь рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом и говорит, что ему «на роду был написан битвенныйпуть и трудное знанье вершить ратные дела.» Образы Остапа и Тараса Бульбы-это воплощение лучших черт русского человека, который готов умереть за Родину, не посрамив своё доброе имя, свою честь.
-Сопоставляя обраы Остапа и Андрия, Н.В. Гоголь выражает основную мысль своего произведения: без родины, без народа нет жизни!
4.Итог урока.
5.Домашнее задание. Написать сочинение по теме: « Остап и Андрий- братья или враги?»
Работая над сочинением, НЕ ЗАБУДЬТЕ О ГЛАВНОМ: к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.