IV. Углубление изученного. |
Методическая рекомендация. Предлагаемый материал следует рассматривать только на повышенном уровне, в классе с хорошей базовой подготовкой при наличии времени (изучение синтаксической функции неопределённой формы глагола будет проходить при анализе типов сказуемых и способов их выражения в 8-м классе).
– В предложениях из языковой разминки глаголы выступали в роли сказуемых. Попробуйте определить, каким членом предложения являются глаголы в неопределённой форме в следующих предложениях: 1) Курить – здоровью вредить . 2) Отец научил меня обливаться холодной водой . 3) Отряд продолжал двигаться вперёд. 4) Я пришёл к тебе поиграть в шахматы. (В первом предложении глаголы в неопределённой форме выступают в роли подлежащего и сказуемого, во втором – в роли дополнения (относится не к подлежащему отец , а к другому лицу меня (я буду обливаться): научил (чему?) обливаться , в третьем – в роли составного глагольного сказуемого, в четвёртом – в роли сказуемого и обстоятельства цели (пришёл (зачем?) поиграть .) – Сделайте вывод о роли глагола (неопределённой формы) в предложении. |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, устанавливать различия, давать характеристику. 2. Делать выводы, осуществлять познавательную рефлексию. |
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений. |
Упр. 129 – развивается умение находить в предложении грамматические основы, определять тип сказуемого (или способ его выражения), объяснять постановку знаков препинания. Выполняется устно с комментированием. Упр. 130 – развивается умение находить сказуемое в предложении, различать простое глагольное и составное глагольное сказуемое. Выполняется письменно. Первое предложение с комментированием типов сказуемых. При проверке: назвать составные глагольные сказуемые, объяснить, почему они составные. Методическая рекомендация . Напоминаем, что в 5-м классе тема «Составное глагольное сказуемое» изучалась ознакомительно, поэтому не следует требовать от всех учеников умения находить этот вид сказуемого. При необходимости учитель помогает в выполнении задания, показывает на примерах, из чего состоит составное глагольное сказуемое. Опирается на тех учащихся, кто помнит этот материал. Упр. 131 (сочинение-миниатюра) – развивается умение составлять связный рассказ по опорным словам, употреблять в речи составные глагольные сказуемые. Ученики могут составить в классе устные рассказы, а дома написать сочинение-миниатюру. |
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Осуществлять речевой само — и взаимоконтроль. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. 2. Производить отбор и систематизацию материала. Личностные результаты Стремление к речевому совершенствованию, выбору языковых средств, адекватных речевой ситуации. |