Глагол как член предложения. Р/р -миниатюра по опорным словам

Сочинение

IV. Углубление изученного.

Методическая рекомендация. Предлагаемый материал следует рассматривать только на повышенном уровне, в классе с хорошей базовой подготовкой при наличии времени (изучение синтаксической функции неопределённой формы глагола будет проходить при анализе типов сказуемых и способов их выражения в 8-м классе).

– В предложениях из языковой разминки глаголы выступали в

роли сказуемых. Попробуйте определить, каким членом предложения являются глаголы в неопределённой форме в следующих предложениях:

1) Курить – здоровью вредить .

2) Отец научил меня обливаться холодной водой .

3) Отряд продолжал двигаться вперёд.

4) Я пришёл к тебе поиграть в шахматы.

(В первом предложении глаголы в неопределённой форме выступают в роли подлежащего и сказуемого, во втором – в роли дополнения (относится не к подлежащему отец , а к другому лицу меня (я буду обливаться): научил (чему?) обливаться , в третьем – в роли составного глагольного сказуемого, в четвёртом – в роли сказуемого и обстоятельства цели (пришёл (зачем?) поиграть .)

– Сделайте вывод о роли глагола (неопределённой формы) в предложении.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать различия, давать характеристику.

2. Делать выводы, осуществлять познавательную рефлексию.

V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Упр. 129 – развивается умение находить в предложении грамматические основы, определять тип сказуемого (или способ его выражения), объяснять постановку знаков препинания.

Выполняется устно с комментированием.

Упр. 130 – развивается умение находить сказуемое в предложении,

различать простое глагольное и составное глагольное сказуемое. Выполняется письменно. Первое предложение с комментированием типов сказуемых. При проверке: назвать составные глагольные сказуемые, объяснить, почему они составные.

Методическая рекомендация . Напоминаем, что в 5-м классе тема «Составное глагольное сказуемое» изучалась ознакомительно, поэтому не следует требовать от всех учеников умения находить этот вид сказуемого. При необходимости учитель помогает в выполнении задания, показывает на примерах, из чего состоит составное глагольное сказуемое. Опирается на тех учащихся, кто помнит этот материал.

Упр. 131 (сочинение-миниатюра) – развивается умение составлять

связный рассказ по опорным словам, употреблять в речи составные глагольные сказуемые.

Ученики могут составить в классе устные рассказы, а дома написать сочинение-миниатюру.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Осуществлять речевой само — и взаимоконтроль.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Производить отбор и систематизацию материала.

Личностные результаты

Стремление к речевому совершенствованию, выбору языковых средств, адекватных речевой ситуации.