О роли сказуемого в речи

Сочинение

Смысл суждения и роль сказуемого в выражении смысла

Выдающийся лингвист Ф.И. Буслаев утверждал, что вся сила суждения содержится в сказуемом, и без него невозможно выразить смысл суждения. Это высказывание имеет глубокий смысл и является основополагающим принципом в лингвистике.

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество или состояние предмета, названного подлежащим. Оно грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит?

Кроме лексического значения, сказуемое также выражает грамматическое значение наклонения и времени, что делает его предикативным. Таким образом, сказуемое не только называет действие или признак, но и определяет грамматическую структуру предложения.

Примеры из прочитанного текста подтверждают важность сказуемого в выражении смысла. В предложении «Всюду переливаются электрические огни» (Глад.), сказуемое «переливаются» указывает на действие, происходящее с электрическими огнями. Без этого сказуемого, предложение потеряло бы свою смысловую нагрузку и стало бы лишь набором слов.

В предложении «Спать бы шел, а гостю б покой дал» (Б. Пол.), сказуемое «шел» выражает действие, которое должно быть выполнено. Оно указывает на желание спать. Если бы это сказуемое отсутствовало, предложение потеряло бы свою инструктивную функцию и стало бы лишь описанием ситуации.

Таким образом, высказывание Ф.И. Буслаева о том, что вся сила суждения содержится в сказуемом, является важным принципом в лингвистике. Сказуемое не только определяет действие или признак, но и является основой для выражения смысла предложения. Без сказуемого не может быть суждения.

6. Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое используется в предложении, когда необходимо выразить действие, состоящее из двух или более частей. Оно состоит из вспомогательного глагола и инфинитива. Вспомогательный глагол может обозначать начало, продолжение или конец действия, что позволяет выразить различный оттенок значения. Кроме того, глаголы с модальным значением могут выступать в роли вспомогательных глаголов.

Составные глагольные сказуемые, как правило, используются при описании процессов, действий, состоящих из нескольких этапов. Они позволяют передать более точный и полный смысл, а также выразить различные нюансы в значении глагола.

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

... слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский: СЛОВО Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. И. Даля: «В слове «не ...

Примеры составных глагольных сказуемых:

  • Мы начали работать над проектом. — начало действия;
  • Я умею говорить на трех языках. — модальное значение;
  • Она перестала курить. — конец действия;
  • Я смог сдать экзамен. — модальное значение;
  • Мы старались понять, что произошло. — продолжение действия.

7. Обратите внимание!

Некоторые предложения, не являющиеся составными глагольными сказуемыми, могут содержать инфинитив. Например, инфинитив может использоваться в составе формы будущего времени глагола, а также в случаях, когда инфинитив занимает позицию дополнения.

Примеры предложений с инфинитивом:

  • Я завтра буду работать. — форма будущего времени;
  • Все просили ее спеть. — инфинитив в позиции дополнения;
  • Он вышел на улицу погулять. — инфинитив как обстоятельство цели.

8. Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое используется для передачи дополнительной информации о подлежащем. Оно может включать в себя как имя существительное, так и прилагательное, причастие или деепричастие, а также предложения. В качестве глагола-связки выступает наиболее употребительный в русском языке глагол «быть».

Примеры составных именных сказуемых:

  • Его руки были холодными и дрожали. — прилагательное;
  • Ребенок был изнеможен и болен. — прилагательное;
  • Мама осталась довольна, что сын стал успешным бизнесменом. — предложение в составе именного сказуемого;
  • Она выглядит и чувствует себя усталой и разочарованной. — прилагательное и причастие.

12. Разновидности сказуемого

Сказуемое может выделяться на основе функции, которую выполняет и на основе формы, в которой оно выражено.

Исходя из функций в предложении, сказуемое может быть двух типов:

  • Простое сказуемое, которое описывает действие или состояние субъекта.
  • Сложное сказуемое, которое помимо действия описывает еще и результат. Здесь имена выступают в роли дополнительной составляющей, чтобы дать детальное представление о действии.

13. Словообразовательные категории сказуемого

Как уже известно, сказуемое может быть выражено глаголом, который в свою очередь способен кодировать две главных категории грамматического смысла: времена и лицевых форм глагола.

14. Время глаголов в сказуемом

Временной характер глагольной формы отражает разные моменты процесса, которая может быть в прошлом, настоящем или будущем.

15.Лицевые формы глагола

Глаголы в русском языке имеют три формы лица: первое, второе и третье, что и позволяет глаголу точно отражать, кто производит действие.

Это важное грамматическое свойство глаголов позволяет выразить отношение говорящего к его высказыванию и суммировать его намерения, отношение и]
усилия через связанные с ним констркуции.

Краткий вывод

Таким образом, сказуемое является центральной частью предложения, обозначающей действие или состояние, которое выполняет субъект. Оно может быть выражено через глагол, который может кодировать разные совокупности грамматического смысла, согласно его лицевым формам и временам.

16.

кто плыл, а кто просто сидел и смотрел на водоем, наслаждаясь прохладой.

10 стр., 4576 слов

Деепричастие и деепричастный оборот — это два действия в одном

... в зависимости от глагольного вида еще не завершен, поэтому возможны формы деепричастий совершенного вида, образованные по модели деепричастий несовершенного вида, т.е. от основы ... действие на второй план по сравнению с другим, создавая различные взаимоотношения между ними. Для начала рассмотрим несколько примеров употребления деепричастий. Нестоящее время на шипящий, чередующийся в основе инфинитива ...

(5)Из воды исходила свежесть, которая уничтожала всех духоты и суматохи.

(6)Эта встреча с рекой, эта возможность на миг забыть о знойе и найти покой, были для каждого из них большой радостью.

17. Исследуем вместе

Какие значения обозначают

сказуемые?

Примеры

Действие лица или предмета

Малахов рассказывал о своем детстве.

Признак лица или предмета

Закат был яркий и красочный.

Состояние лица или предмета

Раевский был взбешен

услышанным.

Качество лица или предмета

Его слова были

такими мудрыми.

Ваши примеры

18.

19.

(7) Детский смех был заразительным, и скоро все вокруг заулыбались в ответ.

(8) Даже ветер, казалось, остановился в ожидании. (9) И помимо всего прочего, в этот день было что-то особенное. (10) Было очень много радости, и никто не мог справиться с этим.

В данном исследовании мы рассмотрим действия группы мальчишек, проводящих время на берегу реки. В тексте описывается их игра и взаимодействие друг с другом.

Сначала мальчишки плавали саженками и прыгали с обрыва. Затем Санька решил показать свои навыки водолаза, взяв в руки тяжелый булыжник и проходя по дну реки. Он также заметил на небе облака, которые собирались впечатляющие образы, и предсказал наступление грозы. Федя задал ему вопрос о том, как он это знает, и Санька отметил, что облака и другие признаки природы могут предсказывать погоду.

Мальчишки отдохнули на горячем песке, но вскоре решили снова пойти в воду. Один из них, Девяткин Петька, решил пошалить и забрасывал остальных грязью. Феде досталось больше всех, и Санька заметил, что Девяткин особенно цепко пристает к Феде. Он даже прозвал его «казаком». Федя в ответ предложил Девяткину испытать целебную речную губку, которую он нашел в корягах. Девяткин сначала отнесся скептически, но затем решил попробовать. Санька взял губку у Феди и потер грудь, что привело к розовому оттенку. В результате этой игры мальчишки подняли настроение друг другу и стали готовы к новым приключениям.

Развернутая часть исследования

В данной работе рассматривается использование подлежащего и сказуемого в предложениях, где подлежащее может обозначать конкретный предмет. В таких случаях сказуемое имеет значение физического действия, свойства, состояния или функции. Приведем несколько примеров из текста:

  • (38) — Сильнее надо!

В данном предложении подлежащее «Сильнее» обозначает конкретное действие, а сказуемое выражает требование или желание. Такое использование подлежащего и сказуемого позволяет передать эмоциональную окраску высказывания.

  • (40)Прошло несколько минут, и тело Девяткина стало быстро краснеть.

В данном предложении подлежащее «тело Девяткина» обозначает конкретный объект, а сказуемое «стало быстро краснеть» выражает изменение его состояния. Это пример использования подлежащего и сказуемого для передачи физического состояния.

1 стр., 422 слов

(10 предложений) с использованием имен прилагательных в форме ...

... Прилагательные в составной форме сравнительной степени в предложении бывают сказуемыми и определениями: При образовании составной формы сравнительной степени избегайте ошибок типа более красивее. Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную. Простая форма превосходной степени прилагательных ...

Кроме того, в тексте встречаются предложения, где подлежащее обозначает признак, а сказуемое имеет значение оценки признака или проявления его воздействия:

  • (47)Крепче лекарств действует.

В этом предложении подлежащее «Крепче лекарств» указывает на признак, а сказуемое «действует» выражает оценку этого признака. Такое использование подлежащего и сказуемого позволяет передать оценочный характер события.

В работе также рассматривается случай, когда подлежащее обозначает событие, и сказуемое обозначает способ его реализации:

  • (56)Река закипела, забулькала, на ней заплясали фонтанчики воды.

В данном предложении подлежащее «Река» указывает на событие, а сказуемое «закипела, забулькала» выражает способ его реализации. Такое использование подлежащего и сказуемого позволяет передать характеристику события и его последствия.

Таким образом, в тексте мы видим разнообразное использование подлежащего и сказуемого в разных контекстах и для передачи разных значений. Дальнейшее изучение этих языковых единиц позволит более глубоко понять их семантику и влияние на смысловую нагрузку предложений.

В данном исследовании мы будем рассматривать использование чаще спрягаемых форм глагола, существительных и прилагательных в тексте. Для этого мы проанализируем предложения с разными типами сказуемого и определим их номера и типы сказуемого. Также мы рассмотрим характеристику предмета речи, которую содержат эти предложения, и то, что они обозначают.

Для начала, найдем предложения с разными типами сказуемого в тексте:

18. Работаем с текстом

  1. Найдите в тексте предложения с разными типами сказуемого, укажите номера этих предложений и типы сказуемого.
  2. Какую характеристику предмета речи они содержат, что обозначают?
  3. Что изменится в содержании указанных Вами предложений, если убрать из них сказуемые?
  4. Какой вывод можно сделать на основании предыдущей работы?

Далее, мы проверим утверждение о том, что сказуемое делает выражение мысли законченной и заключает в себе высказывание. Для этого рассмотрим конкретные примеры из текста Мусатова А.

Например, в предложении «был душный, безветренный» сказуемые помогают охарактеризовать жаркий летний день. Также в предложении «не находили себе места» сказуемое описывает состояние мальчиков. И только благодаря этим сказуемым, высказывание приобретает смысловую законченность.

В предложении «Кто нырял, кто плавал саженками, кто прыгал с обрыва» различные действия мальчишек также позволяют увидеть сказуемые. Без них фраза потеряла бы всякий смысл.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказуемое играет важную роль в выражении мысли и придает высказыванию смысловую законченность.

22. Литература

  • Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. М: Просвещение, 1987
  • Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи – М: Флинта, 2011
  • Долбик Е.Е., Леонович В.А., Супрун-Белевич Л.Р. Современный русский язык: хрестоматия. В 3 ч. Ч. 3. Минск: БГУ, 2010
  • Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник для вузов. М., «Высшая школа», 1973
  • Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970

Источник: https://liarte.ru/sochinenie/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/

2 стр., 589 слов

По тексту «не наш русский»

... заимствованы раньше, и уже прижились в русском языке, и те заменяют новыми. Уже говорят не "мода", а "фешн". Все это в большом количестве замусоривает наш родной язык и показывает к ... живой организм, язык тоже может "болеть" и страдать. Он даже способен погибнуть, исчезнуть с лица земли. Русскому языку такое не грозит, потому что на нем говорят миллионы ...

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/

Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Ч.2.

Синтаксис. – М.: Высш. шк., 1979

Руднев А.Г. Синтаксис современного русского

языка. – М.: Высш. шк., 1963

Современный русский литературный язык/

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/

Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П.

Жуков и др.; Под. ред. П.А.Леканта. – 3-е

изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1996.

http://www.lingvotech.com