Русский язык. 2 класс, Урок 35. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме :
1) Что такое сочинение. Признаки текста;
2) Работа над содержанием рассказа;
3) Составление плана;
4) Написание текста.
Глоссарий по теме
Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.
Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).
Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).
Заголовок – какого-либо произведения или отдельных его частей.
Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.
Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.
Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.
Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения., Задача первая. Понять, что такое текст.
Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Выделяют следующие признаки текста.
А) Текст состоит из предложений.
Б) Предложения объединены темой.
В) Предложения связаны между собой по смыслу.
Г) Текст может иметь заголовок.
Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.
Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.
Класс. Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль ...
... В. Солоухину) Похожие материалы: ОГЭ русский язык сочинение 15.3. Что такое целеустремлённость? — — Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое зависть? — — Пример сочинения 15.3 ОГЭ русский язык. Что такое предательство? — — Сочинение по русскому ОГЭ 9 класс 15.3. ...
Рассмотрите картинку.
Ответьте на вопросы:
- Кого нашёл мальчик в лесу?
- Какая беда приключилась с зайцем?
Дополните предложения:
Однажды мальчик_______________________________.
У зайчика ______________________________________.
Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.
Рассмотрите картинку.
Ответьте на вопросы:
- Как заботился мальчик о зверьке?
- Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.
2.Как он лечил зайчику лапку?
Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.
Рассмотрите картинку.
Ответьте на вопрос по картинке:
Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?
Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.
Задача третья. Составьте план.
Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.
Перед вами примерный план текста:
1. Беда.
2. Забота о зайчике.
3. На волю.
Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.
Чтобы при составлении предложений не было повторов, подумайте, как по-другому можно назвать зайца? Подберите слова, которыми можно заменить слова «заяц» и «мальчик».
Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.
Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.
Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.
К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор).
Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.
Варианты заголовков:
По теме : Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.
По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!
Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.
Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.
СЛОВА-ПОМОЩНИКИ
о днажды, в ле су,
увид е л, зайчи к, слома на
пр и нёс, до мой, ко рмил, пе ре вя зал, за боти лся, ле чил
в скоре , выздо ро ве л, о тпустил
ПЛАН
Беда.
Забота о зайце.
На волю.
КАРТИНКА
Режиссерский постановочный план спектакля «Предложение» ...
... общения. Дипломная работа основана на методе К.С.Станиславского, методических открытиях В.И.Немировича-Данченко, а также методологии режиссерской школы Г.А.Товстоногова. Целью работы является создание режиссерского постановочного плана спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова. Задачи: ...
При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!
Задача седьмая. Представьте вариант текста.
Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.
Спаситель
Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.
Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.
Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.
Задача восьмая. Напишите текст.
Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.
Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).
Каждую новую часть пишите с красной строки.
Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.
Дайте прочитать рассказ другу или маме.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Высказывание.
Выберите правильные высказывания:
А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.
Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.
В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.
Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).
Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.
Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.
Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.
Правильный ответ:
А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.
Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.
В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.
Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).
Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.
Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.
Задание. Заголовок.
Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.
Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте
... этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию. Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...
А) Мальчик и заяц.
Б) Беда.
В) Не бросил в беде.
Г) Случай в лесу.
Подсказка: всего один правильный ответ.
Правильный ответ:
А) Мальчик и заяц.
Б) Беда.
В) Не бросил в беде.
Г) Случай в лесу.