Разделы:
Цели.
Обучающие:
- ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;
- научить распознавать предложения по цели высказывания;
- научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русской литературе и культуре;
- расширять кругозора учащихся;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование урока:
- «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов
- «Словарь русского языка» С.И.Ожегова
- И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»
- (мультимедиа);
- Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.
Методы:
- постановка проблемного вопроса;
- организация обсуждения материала;
- тестирование;
- написание сочинения-миниатюры.
Ход урока
I. Проверка д/з:
- Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Всем этим строка можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. Это еще и подготовка к осеннему балу.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения.
II. Пятиминутка для повторения.
Индивидуальная работа по карточкам.
1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
Раскрыть смысл высказывания Степанова «Словарь языка свидетельствует
... что автор абсолютно прав в своем высказывании. Известный лингвист Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают ... мысли автора. Предлагаемый текст является (описание, рассуждение, повествование). Разные стили дают возможность большой выразительности ... средств выразительности. Использование различных по структуре предложений дает дополнительную образность и красочность тексту. ...
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
3. Произведи морфологический разбор глагола.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился 3 домой.
4. Произведи морфологический разбор прилагательного.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой 3
Царь отправился домой.
3 человека вызываются к доске. Они производят разборы самостоятельно.
1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.
а) синтаксический разбор предложения.
Дополнительные вопросы:
1. Из какой сказки отрывок?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
2 .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?
3. Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием?
2. (под)окном — морфологический разбор
Дополнительный вопрос:
- Расскажи о существительном как о части речи.
3. поз..но — фонетический разбор
Дополнительный вопрос:
- Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения.
Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие — самостоятельно у доски).
(СЛАЙД № 2)
Учитель читает текст.
- Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок?
(«Сказка о золотом петушке».)
- Докажите, что перед нами текст.
- Озаглавьте отрывок. ( «Просьба мудреца», «Выполни обещание», «Долг платежом красен».)
- Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы.
(СЛАЙДЫ № 3-5 )
- Выделите грамматические основы в трех последних предложениях.
- Что составляет грамматическую основу предложения?
В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением грамматических основ), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы.
III. Словарно-орфографическая работа .
а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение)
б) вопросительный (работа с этимологией слова)
просити —
(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова)
(И.В.Даль
IV. Новая тема и закрепление.
Слово учителя.
- По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 6-9)
а) Если цель нашего высказывания — сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.
При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 10)
Раз он в море закинул невод/, Пришел невод с одною тиной //
— Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:
1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.
б) Если цель высказывания — спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.
В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.
(СЛАЙД № 12)
Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
— Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.
— На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе.
1.
Но из бочки кто их вынет? («Сказка о царе Салтане»)
Бог неужто их покинет?
2.
Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане»)
Опечалился чему?
3.
Ладно ль за морем, иль худо? («Сказка о царе Салтане»)
И какое в свете чудо?
4.
Что тебе надобно, старче? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5.
Я ль на свете всех милее? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
- Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи.
- Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова.
— Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа.
По равнинам Окияна Едет флот царя Салтана?
1.Да, по равнинам Окияна. (учитель) 2. Да, едет. (1-й ряд)
3. Нет, не флот. (2-й ряд)
4. Да, Салтана. (3-й ряд)
в) Если цель высказывания — побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.
В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.
- Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.
(СЛАЙД №15)
1.
Не губи ты нашу душу: (просьба-мольба)
Выплесни ты нас на сушу!
2.
А теперь ты воротись, (дружеский совет)
Не горюй и спать ложись.
3.
Лови, лови, да дави ее, дави (приказ)
Вот ужо! постой немножко
Погоди:(А князь в окошко)
4.
Воротись, поклонися рыбке: (категорический приказ)
V. (СЛАЙД №16 с гиперссылками).Найдите верный ответ. Какое утверждение верно?
VI. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное — зеленой, повествовательное не подчеркивайт е.
(СЛАЙДЫ № 20-24)
VII. Закрепление. Выполните тест
Тест
Вычеркни неверные варианты ответов.
Вариант №1
1. Данное предложение повествовательное.
а) Долго ль ездили? Куда?
б)
Что ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
в)
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят.
2. Данное предложение вопросительное.
а)
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
б) А кого же на примете ты имеешь?
в)
Полно, князь, душа моя,
Не печалься.
3. Данное предложение побудительное.
а) Помогите, ради бога.
б) И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили.
в) В свете есть такие ль дива?
Тест
Вычеркни неверные варианты ответов.
Вариант №2
1. Данное предложение повествовательное.
а) Что я, царь или дитя?
б) Пораздумай ты путем.
в)
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
2. Данное предложение вопросительное.
а)
Белка песенки поет
И орешки все грызет.
б) Аль откажешь мне в ответе?
в)
Матушка моя,
Посмотрите вы туда.
3. Данное предложение побудительное.
а) Смилуйся, государыня рыбка.
б)
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
в) Что ты, баба, белены объелась?
VIII . Динамическая минутка.
— Ребята, давайте представим себя героями «Сказки о царе Салтане». Каждая девочка представит себя царевной Лебедью, а каждый мальчик — буйным ветром.
( Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости).
IX. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой:
1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о золотом петушке».
- Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 30)
1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?
2. Чему учит сказка?
3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?
У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина — «Сказка — ложь, да в ней намек:» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительный — зеленой, повествовательные не подчеркивайте.
Смотрите образец. (СЛАЙД № 31)
X. Рефлексия
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Для какой цели используется каждый из видов?
XI. Домашнее задание