Дата:
Тема урока:
Цели урока:
1) научить писать сочинение смешанного типа (повествование с описанием); закрепить навык построения рассказа;
2) формировать умение составлять текст по указанному плану; включать в повествовательный текст элементы описания природы и животного; развивать монологическую речь учащихся;
3) воспитывать доброе отношение к природе.
Планируемые результаты:, Предметные, Метапредметные:, Регулятивные:, Познавательные:, Личностные:, Коммуникативные:
Ход урока:
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок развития речи. На этом уроке мы будем закреплять знания по лексике, вспомним средства художественной выразительности речи, подумаем, как нужно относиться к слову.
Приветствуют учителя
Актуализация
— Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «речь»?
— Попробуйте подобрать эпитет к слову речь
— А что значит для вас словосочетание «развитие речи», для чего мы должны развивать свою речь?
— Всё вы говорите верно. Мы должны развивать свою речь, чтобы красиво, правильно говорить, передавать свои эмоции, чувства, делиться впечатлениями. «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной», — писал С. Я. Маршак. И с этим трудно не согласиться. Сегодня на уроке мы будем находить слова, нужные, правильные слова, а итогом нашей работы станет написание сочинения.
Язык, слово, общение.
Богатая, красивая, грамотная, выразительная.
Мотивация
— Ребята, на предыдущих уроках развития речи мы с вами работали над описанием картин и явлений природы, описанием животных. Сегодня мы продолжим эту работу. Итак, откройте ваши тетради для творческих работ, запишите число и тему урока.
По русскому языку «Развитие речи»
... речи на каждом уроке. Развивать речь — это значит систематически, планомерно работать над обогащением словарного запаса, грамотным оформлением речи, правильным произношением, содержанием связного высказывания. Среди видов работ по развитию речи: ... серии ... описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр., знакомятся с их стилистическими различиями. Третья область работы школы по развитию речи ...
Работа с текстом.
— Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, давайте с вами вспомним, какие типы текста существуют. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте тексты и определите, к какому типу речи относится каждый из них.
Текст №1
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему — синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
Текст №2
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик — щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”
Текст №3
Самое лучшее время года — весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Текст №4
Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, луна взошла, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.
Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по — старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.
Записывают число и тему урока.
Описание, так как описываются признаки предмета, используются эпитеты, сравнения, метафоры.
Повествование — это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности.
Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение – тезис, затем его доказательство и вывод; рассуждение — это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая — либо мысль.
Повествование с элементами описания.
Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя.
— Молодцы, ребята, вы справились с заданием. И сегодня мы с вами будем учиться составлять повествовательный текст, включая в него элементы описания, по готовому плану:
Сочинение «Как я испугался»
1) Вступление — В лес за грибами.
2) Основная часть — «Змея!».
3) Заключение, вывод — Страхи оказались напрасными.
Конспект по развитию речи « -описание» план-конспект по русскому языку (3 класс)
... тему сочинения. Ребята, как вы думаете, с каким типом текста мы будем работать? (Описание) Что такое текст-описание? (Описание, когда ... страшного. Используйте слова-помощники на доске. Кто желает прочитать свое сочинение? Размышлять над темой урока и ... -Было интересно__________ . - Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу. Урок окончен. Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои ...
2. Работа над первым пунктом плана.
— прочитайте тест упр. 599 с. 95 учебника.
— Определите стиль описания.
— Ребята, какой вы будете использовать тип речи при написании своего сочинении?
-Сохранится ли стиль вашего описания ужа?
-С чего начнёте своё сочинение?
— О чем мы можем написать во вступлении?
— В какое время года обычно собирают грибы?
— Какие изобразительные средства мы можем использовать, чтобы передать красоту природы, услышать ее звуки, ощутить запахи?
— Ребята, предлагаю вам поработать над вступлением к сочинению. Опишите природу, на фоне которой разворачивается событие. Перед вами текст с пропущенными словами. Вы должны украсить его эпитетами, разнообразить картину природы.
Эта история произошла… Однажды в ….. день мы с … отправились в лес. Необыкновенно выглядит лес осенней порой! Кругом так тихо, что слышно … Небо такое… с …. облаками. Всюду чувствуется … Мне везет, я нахожу грибное местечко. Тут и там … шляпки знакомых грибов. Моя корзина быстро наполняется. Я подхожу к старому кривому пню в надежде найти опята и вдруг…
— Ребята, что же у вас получилось? Зачитайте, пожалуйста.
— Я тоже, ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, писала сочинение. Посмотрите, какой текст получился у меня. Если вам что-то понравится, вы можете исправить у себя.
Эта история произошла со мной два года назад. Однажды в теплый осенний день мы с папой отправились в лес. Необыкновенно выглядит лес осенней порой! Кругом так тихо, что слышно, как ветерок шелестит листьями, и они золотым дождем опадают на землю. Небо бескрайнее, невероятно лазурное, с легкими пушистыми облаками. Всюду чувствуется запах грибов. Мне везет, я нахожу грибное местечко. Тут и там мелькают шляпки знакомых грибов. Моя корзина быстро наполняется. Я подхожу к старому кривому пню в надежде найти опята и вдруг…
3. Работа над вторым пунктом плана.
-О чём будете писать в основной части?
— Мы приближаемся к кульминации нашего рассказа. Главный герой встречает змею. Теперь составьте 5 связных предложений, опишите встречу с ужом.
— Прежде, чем приступить к работе, ребята, скажите, пожалуйста, а будут ли ваши герои разговаривать?
— Если так, то давайте мы с вами вспомним правила постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге.
4. Работа над третьей частью сочинения.
-В (развязке) заключении, о чём вы можете сказать?
— Какая поговорку можно использовать эпиграфом к нашему рассказу?
Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию ...
... Ребята, сегодня у нас с вами урок развития речи. Тема нашего урока звучит так: “Подготовка к сочинению-описанию весенней природы”. Слайд __ Нам нужно передать не только звуки, но запахи, краски весны, рассказать о ...
На трусливого все собаки лают.
Трус и таракана принимает за великана.
Трус и тени своей боится.
Трусливому зайке и пенек — волк.
У страха глаза велики.
Волков бояться — в лес не ходить.
— Итак, попробуйте составить 2 — 3 предложения в заключение вашего сочинения, используя одну из пословиц. Что у вас получилось?
Научный.
Повествование с описанием.
Нет, будем писать в художественном стиле.
Со вступления (где и когда происходит событие, обстановка).
По плану 1. В лес за грибами.
Описание природы, неба, солнца.
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
О змее (встреча с ужом, его описание, свои впечатления от увиденного).
По плану 2. «Змея!»
… увидел, как в траве шевельнулось что-то черное. Существо было длиной почти метр и извивалось вокруг пня. «Змея!» — крикнул я в ужасе. На мой крик прибежал папа. Он посмотрел и засмеялся: «Это всего лишь уж. Видишь, у него на голове два желтых пятна. Ужи безобидны, не ядовиты, не стоит их бояться». Папа успокоил меня, и я понял, что мои страхи оказались напрасными.
О напрасных переживаниях, волнениях. По плану 3. Страхи оказались напрасными. ( Не зря в народе говорят, что у страха глаза велики.)
Придя домой, я долго смеялся над собой. Не зря в народе говорят: «У страха глаза велики». С тех пор я навсегда запомнил, как выглядит уж, и больше его не боялся.
Закрепление изученного
— Ребята, приведите в порядок свои черновики. Давайте зачитаем, что у вас получилось?
Зачитывают сочинения.
Рефлексия
— что узнали на уроке?
— чему научились?
— что знали до этого?
— оцените свою деятельность на уроке.
Оценивают деятельность
Итоги урока.
Домашнее задание
— Итак, ребята, получился у вас рассказ?
— Какой тип речи мы использовали?
— Где уместны элементы описания, рассуждения?
Переписать сочинения.
Отвечают на вопросы.
Записывают д/з