Конспект по литературе в классе : Подготовка к сочинению. «Мой сверстник в русской литературе XIX — XX века. ФГОС

Сочинение

3.Целеполагание.

4. Изучение материала.

-Откуда Васютка так много знает?

— А почему заблудился?

Но упорство Васютки должно быть вознаграждено. Но как? (ответ на этот вопрос найдём в течение урока)

— За что ругает себя Васютка?

А как бы вы стали вести себя в данной ситуации?

— Какое решение принимает Васютка? О чем говорит такое решение?

— Васютка бодрится, но … легко ли ему?

-С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках?

— Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этому произведению.

РАБОТА в парах.

— Вспомните этапы работы над сочинением. Восстановите последовательность этапов работы над сочинением.

— Проверим вашу работу.

— Работаем над следующим этапом сочинения.

«Обдумывание и составление плана»

— О чём вы расскажите во вступительной части сочинения?

— Каков жанр произведения?

Сюжетная линия

— Когда Васютка окончательно понял, что заблудился?

— Как передает писатель состояние мальчика в этот момент?

— Что кроется в словах “Будь что будет”?

— “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, — говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

— Что сделал Васютка в первую очередь?

Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем?

— Что помогло Васютке провести первую ночь?

-Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха?

11 стр., 5437 слов

Всероссийский массовый конкурс домашних работ-сочинений Экономическая-культура. ...

... версию. Рассматриваться будет только последняя версия текста. Желаем Успеха!, Оргкомитет «Экономическая – Культура. РФ» Описание 11 тем сочинений. 1. Активы моей семьи. Каждый человек хочет, чтобы его семья жила ... здоровым. Дети хотели бы, чтобы их родители не так сильно уставали на работе и больше времени проводили с ними в приятном общении. Дедушки и бабушки ...

— Приметой чего является трава в тайге?

— На что надеялся Васятка?

А оказалось?

Ответы и выводы детей подталкивают к пониманию того, что беда у Васютки случилась из-за невнимательного отношения к советам взрослых.

(В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ).

(Идти на юг к Енисею).

(Он пытается взять себя в руки, успокоить себя).

(“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” — надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” — вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” — что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” — все – таки он не сдается).

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Восстанавливают последовательность этапов работы над сочинением

Проверяют работу

Обдумывают тему

Обсуждают слова темы

(“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”).

(“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, — отрешенно подумал он”).

(Равнодушие к своей жизни, к судьбе. Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”).

(Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи).

(Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром).

(Его знания и умения)

(… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем).

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии.

Познавательные УУД:

— устанавливают причинно-следственные связи.

14 стр., 6560 слов

Оперы С. Низаметдинова «В ночь лунного затмения». Работа состоит ...

... работы – осветить проблему симфонизации в опере С. Низаметдинова «В ночь лунного затмения». В ходе работы потребовалось решить следующие задачи На основе анализа этого произведения очертить проявления его 1. симфонизации; Установить особенности симфонизации в данном сочинении. ...

Коммуникативные УУД:

— договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности

Познавательные УУД:

— устанавливают причинно-следственные связи,

— перерабатывают и преобразовывают информацию,

— строят суждения.

Коммуникативные УУД:

— владеют монологической и диалогической формами суждения.

Личностные:

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Познавательные:, Коммуникативные:

5.Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные

6. Закрепление изученного материала

Беседа.

— С кем автор сравнивает Васютку?

-Как зовут учительницу Васютки?

-Какой день для Васютки самый тяжёлый?

План.

I. Васютка — главный герой рассказа «Васюткино озеро».

II. Становление характера мальчика:

  1. Забота о рыбаках.

  2. Поведение в таежном лесу.

  3. Забота об общем деле.

III. Почему озеро названо именем Васютки?

— План составлен. Какой следует этап работы?

Рекомендации:

Не превращайте сочинение в пересказ!

— Вы должны показать своё впечатление от прочитанного и позицию автора.

При оформлении черновика нужно оставлять просвет между строчками. Это даст возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания.

Не забывайте пользоваться планом. Пользуйтесь орфографическим словарём.

Главный герой рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» — тринадцатилетний Васютка. Его родина — таежный край. Мальчик родился, воспитывается в семье рыбаков. Чем-то герой мне напоминает меня самого: не сидится ему на месте. Это не тот человек, который будет искать развлечение, узнавать что-то новое в настольных играх или книжках.

10 стр., 4993 слов

Монологическая речь

... речевой деятельности. Основной задачей на средней ступени обучения монологической речи является совершенствование коммуникативного ... личностное отношение к воспринимаемой информации. Обучения монологической речи ... Тем ... монологической речевой деятельности учащихся на средней ступени обучения, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного ...

Слушают рекомендации учителя

Пишут сочинение в черновиках, используя составленный план

Пользуются словарём

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

— стремятся к совершенствованию письменной речи.

Коммуникативные УУД:

— оформляют свои мысли в письменной речи.

Познавательные УУД:

— пользуются словарями.

Предметные УУД:

— находят в тексте материал для характеристики, оформляют свои мысли в письменной речи.

7.Рефлексия. Итог урока.

— Что вы можете сказать о главном герое?

— Прочитайте написанное, проверьте, используя орфографические словари.

(Не только, а еще и в честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь).

Редактируют текст сочинения, пользуясь орфографическими словарями

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

.

РегулятивныеУУД.

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

стремятся к совершенствованию письменной речи, осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению.

8. Домашнее задание.

— Перепишите сочинение на чистовик.

Прочитатьстихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

Записывают задание в дневник