Сочинение на тему на пути к правильной речи
Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить. В наше время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. На ум мне пришли такие слова И. С. Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Но мы сами же безжалостно портим его, бездумно искажаем, уродуем… Как же помочь нашему языку? Как спасти его от засорения? Об этом должен задуматься каждый. Что значит для человека язык? Родной язык это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии. Каждый человек должен любить свой язык, уважать его. Судьба родного слова не должна быть нам безразлична. Ведь язык это средство общения между людьми в обществе, в их трудовой деятельности. Поэтому я считаю, если человек говорит некультурно, плохо выражается, то в первую очередь не уважает слушающего его человека. Для того чтобы уметь красиво говорить нужно знать основные принципы культуры речи. В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, его огромный словарный запас, позволяет передать самую сложную мысль.
Но вот в чем вопрос, умеем ли мы правильно пользоваться им? Даже если человек абсолютно грамотен и свободно выражает свои мысли на правильном литературном языке, он должен самокритично признать, что его речь могла бы быть ярче, богаче, знай он все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо (не одно и то же. К хорошей речи предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости… Всех не перечислишь. Каждый человек должен осознавать, что прежде всего это нужно ему самому. Он должен совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту своего языка. Культурная речь в своей устной и письменной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам орфоэпии, в своей письменной форме нормам орфографии и пунктуации. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труднее, нежели другим». Я выбрала эту тему потому, что она мне интересна. Раскрыв её, я смогу улучшить свой язык, и в мире станет на одного культурного человека больше. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятиями точности. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога быть ясным и не низким.» Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель (читатель).
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего ...
... Например, «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».(М.Н.Кожина) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».(И.А.Гончаров) ... по максимуму сможете получить, выполнив это задание. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ...
Мы облекаем свои мысли в слова. Как заметил В. Т. Белинский, «Слово отражает мысль: непонятна мысль непонятно и слово.» И в то же время «кто ясно мыслит, тот ясно излагает.» Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выраженному им понятию. При четком выражении мысли слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению, а неправильный выбор слова искажает смысл высказывания. Мастера художественного слова настойчиво добиваются точности словоупотребления. Однако не всегда нам удается избежать лексических ошибок, которые лишают нашу речь точности. От этого не застрахованы даже опытные писатели. Так в первых изданиях романа А.А. Фадеева (до 1949 г.) была фраза: «Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.» В этом предложении неточно употреблено слово навзничь: нельзя «уткнуться лицом в ладони», если упасть навзничь, то есть на спину. В издании 1949 г. Автор внес исправление: «Мечик упал на землю и уткнулся лицом в ладони» Обычно можно найти немало стилистических вариантов для выражения мысли, но многие почему-то предпочитают не самый простой и ясный…почему нас коробит, когда мы слышим: В этом доме со мной проживает известный поэт; В данный момент я готовлюсь к экзаменам.
Потому что выделенные слова не подходят для разговорного стиля речи, они придают ей канцелярский оттенок, лишая ее естественности простоты. Стилистически не оправдано употребление книжных слов и в таких, например, репликах при устном общении: «Игорь мне сообщил, что за ним в садик придет бабушка; заводная обезьяна вышла из строя» Пристрастие к канцеляризмам и книжной лексике ведет к многословию, к путаной и сложной передаче самых простых мыслей. Н.Г. Чернышевский писал: «Что не ясно представляешь, то не ясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей.» Этим нередко грешат начинающие авторы. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении: «Семь действующих платформ обслуживает несколько сот человек.» Конечно, такие предложения можно выправить, если они употреблены в речи. Достаточно изменить порядок слов: «Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ», но если вы услышите фразу с неверным порядком слов, возможно и неправильное ее толкование на этом построено, шутка А. П. Чехова: «Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.» К сожалению, небрежность в расстановке слов в предложении не такая редкость: Велосипед разбил трамвай; Они кормили его мясом своих собак и т.п., смысл которых в конце концов выясняется, но с некоторым усилием, что не отвечает требованию ясности высказывания. Смысловая неясность возникает иногда и в беспредложных сочетаниях типа: письмо матери (написанное ею или адресованное ей), портрет Репина и т.п. (2. Уместность речи. В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно. Цицерон. В типологии качеств хорошей речи есть одно, которое занимает особое место по своей значительности, это уместность.
Речь на защиту курсовой работы
... часть, выводы и заключение. Давайте подробнее изучим каждый этап. Как начать речь на защите курсовой работы В приветствии студент представляет себя и свой проект перед аудиторией. ... Благодарю за внимание!» Образец речи защиты курсовой работы Теперь переходим к примерам речи для защиты курсового проекта: Советы студентам перед защитой Обязательно отрепетируйте готовую речь перед зеркалом . Читайте ...
Развитие речи в начальной школе (из опыта работы) , Варламова Е.А. Развитие речи в начальной школе (из опыта работы)
Заказ № 229002
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – залог успешного обучения.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.
В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:
- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
- обеспечить создание речевых ситуаций;
- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
В работе над развитием речи выделяют следующие направления:
- словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
- работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи.
- развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),
Работа над словарем.
Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. В начальной школе словарная работа проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. Но более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики.
При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия.
Вот, например, работа со словом ЯБЛОКО.
Отгадывание загадок.
(Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки).
Показ рисунка с изображением яблока.
Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).
Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.)
Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)
Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)
Или во 2 классе при изучении русской народной сказки “ У страха глаза велики” показываю изображения животных. Можно дать сообщения о них.
Контрольная работа «Комплексный анализ текста»
... романтическими являются профессии лётчика, космонавта, моряка дальнего плавания или геолога. 2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 17, 19 предложения подтверждают суждение, высказанное в 11 предложении текста. Предложения ... его то, что он вовремя уехал из Ленинграда... (10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, ...
Объясняются значения слов: колода, колодец. напёрсток. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов при чтении текста. При чтении сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разбираем, что корыто и колода одно и то же слово.
Также очень хорошо даётся и значение, и орфография слов в электронном приложении к учебнику русский язык. Например, знакомимся со словом «родина». Даем лексическое значение, а потом применяем новое слово в речи. Дается пословица, где пропущено новое слово «родина». Например, «Человек без родины, что (воробей, соловей, сорока) без песни. Заучиваем эту пословицу, записываем её и выделяем орфограммы. Так на каждое новое словарное слово.
Или знакомство со словом «октябрь». Ввожу знакомство с этим словом через задания, можно в группе. Я давала ребятам планшеты и на планшетах они записывали ответы на задание, где в результате получилось слово «октябрь». Потом составляли предложения и записывали их в тетрадь.
Работа над словосочетанием и предложением.
В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетаниях.
Работу над словосочетанием провожу следующую:
- во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов;
- во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.
Уже со 2 класса на уроках русского языка мы учимся выделять словосочетания из предложений и выписывать их. Сначала устно устанавливаем связь со второстепенными членами при помощи дуг и карандаша, затем словосочетания выписываем с вопросом, а к 4 классу стараемся выписывать без вопросов. Например:
На дереве сидел рыжий кот.
Выделяем грамматическую основу. Составляем схему предложения и по данной схеме и составляем новое предложение.
Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении.
Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы.Большую роль в развитии речи играет работа над предложением. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.
Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.
Вот некоторые виды работы над предложением:
- только полные ответы на вопросы;
- постановка учащимися вопросов к предложению;
- распространение предложения по вопросам и без вопросов;
- составление предложений на ту или иную тему;
- составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
- составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
- соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
- восстановление деформированного предложения.
Например, даю словарные слова. Прошу ребят составить предложения, используя все три слова.
Работа над м как способ развития творческого воображения младших школьников
... ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/rabota-nadm-po-algoritmu/ разработка рекомендаций по технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Данная курсовая работа представляет интерес для начинающих учителей начальных классов. ...
Или, даю 4-5 словарных слов, где дети составляют предложения, объединённые одной темой. Детям, такое задание очень нравится, потому что порой получаются смешные тексты.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.
Работа над связной речью.
Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:
- развернутые ответы на вопросы;
- анализ прочитанного;
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру и литературному;
- рассказывание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок;
- диалоги;
- словесное рисование;
- письменное изложение образцовых текстов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
Упражнения в связной речи также делю на три типа вида:
- упражнения по образцу (отношу изложения, устный пересказ, чтение наизусть),
- упражнения, связанные с перестройкой текста.
- творческие.
Считаю, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:
- во-первых, умение осмыслить тему;
- во-вторых, умение собирать материал по данной теме;
- в-третьих, умение составить план;
- в-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);
- в-пятых, составить весь текст;
- в-шестых, совершенствовать написание.
Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения.
Редкий урок проходит без пересказа. При этом поясняю учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец. Веду работу над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдаю последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).
По литературному чтению мы ведём тетрадочки, где мы сочиняем, рисуем, составляем планы. Например, после изучения сказки «Гуси лебеди», я разбила эту сказку на смысловые предложения – все предложения перепутала, дала в качестве домашнего задания восстановить последовательность предложений. Так мы перешли от подробного пересказа к сжатому.
Или изучая, произведение Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», дети составляли характеристику героев по плану, где одним из пунктов было Моё отношение к герою.
(Зачитать)
После изучения произведения Толстого мы составляли отзыв по прочитанному произведению. Я давала примерный план. (зачитать).
По тексту Бражина. Анализ сочинения по тексту Бражина
... И. Бражину) Анализ сочинения по тексту И. Бражина Основная проблема Авторская позиция Проблема патриотизма творческих людей. (В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?) В годы войны творческие люди защищают Родину от ... дыхания: Стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войне". Эти стихи поражают своим лиризмом и верой в победу. Чем дороги нам сегодня произведения поэтов ...
Постоянно ведётся работа с пословицами: найти концовку, найди пословицу, которая соответствует рассказу и т. д
Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, организую работу над простейшими типами текст:
- составление связного текста из данных предложений.
- ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
- восстановление деформированного текста;
- усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
- деление сплошного текста на отдельные предложения.
Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.
- распространение предложения;
- составление текста по вопросам;
- составление связного текста по опорным словам;
Все эти упражнения являются подготовкой к написанию изложения. Они играют важную роль в развитии речи школьников. Изложение обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я придерживаюсь следующей последовательности:
- Знакомство с текстом.
- Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного.
- Деление текста на части и составление плана его изложения.
- Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка).
- Устный пересказ текста учениками.
- Запись текста.
Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Написание сочинение — сложный вид деятельности. На протяжении всей начальной школы учащиеся овладевают основными видами сочинений:
- сочинения по наблюдениям;
- сочинения по картинам;
- сочинения по рисунку (описание предмета);
- сочинения с элементами рассуждения.
В начальной школе ученики знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
Фрагмент работы над сочинением по картинкам во 2 классе (1 полугодие).
(презентация урока)
Большую помощь в подготовке к изложению и сочинению мне оказывает сборник
«Приложение к журналу начальная школа» Здесь даётся поурочное планирование уроков по развитию речи со 2 по 4 класс. Это моя настольная книга.
Урок развития речи в 5 классе. — составление сказки
... построении предложений. Если класс отличается невысоким уровнем читательской подготовки, возможно, перед тем, как приступить к сочинительству, прочитать в качестве образца сказку, сочиненную учащимися другого класса. В ... возможны и другие варианты работы со схемой событий волшебной сказки: Сочинить (коллективно) начало сказки в классе, а дома (индивидуально) закончить работу над ней. Сочинить только ...
Я продолжаю работать над данной темой и во внеклассное время. Когда-то я тесно сотрудничала с муз школой, где дополнительно проходили занятия «Слушание музыки», «Театр», где мы с ребятами показывали театрализованные представления.
Вот некоторые из них:
Теперь я не сотрудничаю с музыкальной школой, но продолжаю каждый год показывать театрализованные представления. Например, в прошлом году со своими первочками, во 2 четверти мы показали сказку «Приключение Маши и Вити» на экологический лад для воспитанников дет сада №6 подготовительной группы. А в 3 четверти мы провели «Прощание с Азбукой». Представление было построено в виде инсценировки сказки «Теремок».
На протяжении многих лет мои ребята участвуют в областном конкурсе «Слово доброе посеять», В номинации «Художественное слово» ребята занимают призовые места.
В 2020 году Паршина Полина заняла 1 место, 2020 – Присталова Карина 2 место, В этом году Присталова Карина заняла 1 место.
А также в моём классе выделен один час внеурочной деятельности, где я продолжаю работу по развитию речи через работу с текстом. Пособие является дополнением к учебникам по литературному чтению. Используя рабочее пособие, получаю возможность развивать общеучебные умения учащихся, делать уроки познавательными интересными, работать с учётом особенностей и способностей каждого учащегося.