«Народные промыслы». Русские народные промыслы

Сочинение

Вступление и основная часть

Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.

Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.

Сказочная лазурная роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.

Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.

Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.

Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

Сочинение на тему хохлома 6 класс

Цель:

2 стр., 946 слов

«Народные промыслы». Русские народные промыслы

... переходить к написанию основной части. В сочинении на тему "Народные промыслы" можно перечислить основные и самые известные ... на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, ... формой изделий. Тагильская роспись В сочинении "Русские народные промыслы" можно рассказать и о тагильской росписи. Она знаменита благодаря ...

Формировать у учащихся художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь. Учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством. Содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.

Тип урока:

урок развития связной речи.

Оборудование:

выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова; выставка книг, используемых при подготовке к уроку.

Ход урока

I. Слово учителя

искусство

— Искусство существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством, в нашей повседневной жизни и зарождается. Как это происходит? Любовь к природе, любовь к нашему родному городу, любовь к людям – вот откуда происходит искусство. Наша природа для людей из других стран может показаться очень скромной, не яркой, но когда мы что-то любим, то нам открывается внутренний характер этой вещи – мы видим её красоту. Искусство рождается и тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям. Человек издавна стал стремиться к творчеству, к красоте. Ведь красота всегда приносит людям радость. И люди начали облагораживать окружающие их вещи, которые сопровождают их в течение всей жизни, с детства до старости. Человек начал украшать своё жилище, предметы быта, труда. При этом природа была его учителем. Она предоставила простейшие материалы для изготовления этих вещей – глину, дерево, металл, камень, кость, лён, шерсть. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы принадлежат к лучшим образцам народного искусства. Какие виды искусства вы знаете? (живопись, литература, скульптура, архитектура, искусство танца) Сегодня будем говорить о народно-прикладном искусстве. А для знакомства с несколькими видами народного искусства мы отправимся в музей народно-прикладного искусства. Но мы должны хорошо себе представлять, что значит музей народно-прикладного искусства. Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение слова

музей

? А как же в толковом словаре? Работаем над следующим словом –

народный

— Что значит народный? А как в толковом словаре? От какого слова образовалось прилагательное прикладное? О чём говорит этот корень? приставка? (можно приложить, применить к данному случаю) Поможет нам разобраться толковый словарь. Владимир Даль в книге “Пословицы русского народа” приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коли в семье лад? Толк да лад, тут и клад. Как вы понимаете эти пословицы? Слово

искусство

  • С этого слова я начала наш урок. Говорила, как произошло зарождение искусства. А происходит благодаря любви – любви к природе, любви к родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем значение каждого слова. Так что же означает

музей народно-прикладного искусства

15 стр., 7444 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

... на ранних стадиях формирования личности. Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее. Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе ... преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. ...

Вывод.

Язык и народно-прикладноеискусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Открывая для себя мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка.

Почему? На этот вопрос мы ответим в течение урока.

Когда попадаешь в музей, вы встречаете экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет. Потому что все предметы без специалиста нам ничего о себе не расскажут. В музее народно-прикладного искусства мы посетим три зала, где познакомимся с хохломской росписью, дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь в каждом зале, вы составляете рассказ по плану (вывешивается план).

Поэтому во время экскурсии я предлагаю вам не просто смотреть, но и запоминать, делать пометки в своих тетрадях (знакомство с планом)

План рассказа:

И наши экскурсоводы. Вы узнаете много интересной информации, которая понадобиться при дальнейшей работе.

II. Хохломская роспись

Может быть, у вас есть вопросы? Из какой древесины изготовляли хохломские изделия?

Хохломские изделия изготовляли из берёзы и липы.

Почему деревянные изделия называют хохломскими?

Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему. Катят груженные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке: – Кому посуда для кашки – окрошки? Чудо-блюдо да чашки – ложки? – Откуда посуда? – К вам приехала сама золотая Хохлома! Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и весёлое слово Хохлома! В нём и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох! Слышатся.

Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью. В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты.

Что писали художники на изделиях?

Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод называется растительный орнамент. Самым любимым и стародавним является растительный орнамент – травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные кустиком. Как не странно, травка пишется красным и чёрным цветами. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Теперь обратимся к иллюстрациям. 5. На выставке вы видите три иллюстрации, где наблюдается хохломская роспись. Мастера хохломской росписи умеют, используя лишь несколько растительных элементов, создать впечатление пышного декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки” с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски, придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно закручивается на наших глазах, следуя форме миски. При кажущемся обилии орнамента нет ощущения тесноты – рисунок свободно размещается на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств сказывается тонкое понимание мастером законов декоративного искусства. Обратим внимание на следующую иллюстрацию. Сравнивая роспись первого поставца со вторым, отметим, что основной растительный орнамент у первого поставца нанесён на золотой фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно выделяются золотые листья и травки. И особенно ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и охотно обращаются к реальным растительным мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника, веточкам хмеля. В спокойной размеренности чередования ягод и листьев роспись плавно обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную форму. На третьей иллюстрации вы видите декоративные изделия. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. 6. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поёт по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключённому в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

6 стр., 2887 слов

По технологии «Роспись»

... современной художественной культуре русского народа. Цель реферата – рассмотреть особенности росписей. 1. Хохломская роспись Хохлома - старинный русский народный промысел, ... листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне. Используют мастера и упрощённые ... светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной ...

III. Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу)

1. Экскурсия в зале хохломской росписи закончена. Теперь приступаем к нашей совместной работе. Наши экскурсоводы часто использовали слова хохлома, хохломская роспись, хохломские изделия. Так что же означает слово хохлома? Составим словарную статью. Хохлома

1. Большое старинное торговое село, где продают хохлому. 2. Изделия, которые делают мастера. 3. Народный промысел. Как называется такое явление в русском языке? Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: I вариант – село Хохлома. II вариант – изделия, которые делают мастера. III вариант – народный промысел. Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о хохломе? (описание) Что характерно для описания? (оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете) 2. Наступает время пробовать себя в роли искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец. А вы следите, как автор отвечает на данные вопросы плана.

Чудо – хохлома! Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они роскошны, наполнены каким-то радостным светом. Глядя на эту красоту, представляешь себе народного умельца, который зимним вечером, у свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь, как он улыбнулся над каким-то затейливым узором, подивился, как озорничает завиток на чаше, как красная клубника прямо манит его к себе. Я думаю, что у грубого, жестокого человека никогда бы не появилось таких прекрасных вещей, потому что эти изделия творят истинные мастера, знатоки своего дела. Приятно сознавать, что хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских промыслов.

27 стр., 13432 слов

Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке, как средство ...

... использование педагогом на занятиях по лепке Дымковской игрушкой будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей старших дошкольников. В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие ... в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы.[25;10] Произведения декоративно- ...

Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения на вопросы, данные а плане. Кто был внимательным слушателем, тот должен сказать, как автор умело использует синонимы в тексте к слову мастер? Как ещё мы можем его назвать? Какую работу этот мастер делает? Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие узоры вы видите? Что помогает сделать этот узор прекрасным? (листья, травка, завиток, стебель ягодки) 3. И вновь мы с вами обращаемся к плану. Теперь вы должны сами составить текст. Поработаем по вопросам (план!)

Составление рассказа, корректировка устных ответов.

4. Отдохните, вытяните ноги, руки за спину, немного потянитесь. Вы побывали в зале хохломской росписи, вы узнали много интересного, участвовали в работе по собиранию материала к сочинению, увидели как можно сделать сочинение красивым. Теперь переходим в другой зал – зал жостовского подноса. И также нас встречают экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы, опорные слова.

IV. Жостовские подносы

1. Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру. Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров. Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне, который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света. Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а почему расписывают подносы. 2. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На подносы складывали свои визитные карточки посетили особняков знати и учреждений, на них лакеи подавали господам письма. 3. Первые известные в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд, либо металлических досок с бортами, главным образом, из олова, меди и латуни. Но постепенно выполненные из меди и ладуни предметы перестают привлекать покупателей, и в XIX веке медные подносы всё чаще заменяются сделанными из железа. Железо имеет одну неприятную особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит из употребления. Краски росписи со временем тускнеют, растрескиваются и стираются. Для придания подносам прочности и привлекательности их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья, написанные на них художниками. Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев Вишняковых. 4. По своей форме жостовские подносы разные: здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и треугольные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная (показать образцы): “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чём сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции. 5. Процесс изготовления подноса длительный и непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в разных цехах: из листа железа на большом электропрессе изготовляют поднос, который затем шлифуется, грунтуется, просушивается, несколько раз покрывается лаком. И вот поднос у художника, у мастера. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства, таланта. В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия.

14 стр., 6599 слов

«Теоретические основы развития навыков свободной кистевой ...

... кистевой росписи в технике двойного мазка. 5. Описать методологические рекомендации по технике двойного мазка в свободной кистевой росписи. 6. Познакомиться с технологией свободной кистевой росписи в технике ... декоративно-прикладного искусства. Обучения обработке художественных материалов имеются в научных работах методистов А.Д. Алехина, В.А. Барадуллина, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова,C.А. Бочарова, ...

Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу)

Вы уже почти как настоящие искусствоведы – сами должны составить устный рассказ. Поработаем над языком вашего будущего рассказа. Что можно сказать о форме подноса? Какова композиция росписи, т.е. как расположен рисунок. Какие цветы использует мастер? Какой цвет предпочитают? Теперь поработаем над содержанием рассказа (составление рассказа).

Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал, помните, что работа наша с каждым этапом всё усложняется и становится более ответственной. Я могу вас заверить, что вам будет очень интересно. И по результатам этой работы, мы приступим к описанию не только устному, но и письменному. Прошу вас перейти в следующий зал – зал дымковской игрушки.

VI. Дымковская игрушка

1. Глина, используемая для изготовления керамических изделий, – это один из самых древних и самых распространённых природных материалов, известных человеку. Нельзя не любоваться забавными, ярко раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и “петух”, и многое другое. Это – знаменитые “вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые, задорные игрушки. “Вятки” – потому что город Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой. “Дымки” – потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником “Свистунья”, к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. 2. Техника изготовления дымковской игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится только женщинами из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. После длительное время сушат игрушку, потом обжигают, а затем только раскрашивают. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос. Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют в основном в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям. 3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте и клетчатой юбке с оборками идёт по улице “девушка-водоноска”. Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле. Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо посматривают по сторонам. Так когда-то в старой Вятке ходили за водой девушки “на виданье”, специально вырядившись в лучшее платье, чтобы понравиться будущему жениху. Плавно перетекают округлые формы скульптуры, взаимно уравновешивая друг друга. Красный цвет, повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки, создаёт гармоничную цветовую композицию. С большим вкусом найдены мягкие созвучия коричневого, синего и жёлтого цветов. За студёною водицей Водоноска-молодица Как Лебёдушка плывёт; Вёдра красные несёт На коромысле не спеша. Посмотрите, как хороша – Это девица-краса: Тугая чёрная коса, Щёчки алые горят. Удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво. Водоноска – так красива. Как Лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт. На второй иллюстрации вы видите коней. В них много забавного – как и положено игрушке. Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и оранжевые. Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая фантазия народных мастеров превращает самых обычных домашних птиц в сказочные существа. Из трёх-четырёх основных цветов – красного, жёлтого, зелёного и синего на белом фоне – художник создаёт удивительное зрелище. Утка – Марфутка Бережком идёт. Уточек – Марфуточек Купаться ведёт. Посмотрите на “Индюка”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной бороды. Чувствуется какая-то смешная важность этой птицы. Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напышен, горделив. Смотрит свысока вокруг. Птица важная – индюк.

7 стр., 3137 слов

Особенности русских народных промыслов (росписи, игрушки)

... промыслами поможет понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа. Цель реферата - рассмотреть особенности хохломской и гжельской росписи и некоторых русских народных игрушек. 1. Хохломская роспись Хохлома ... завитков на красном или чёрном фоне. Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, ...

VII. Работа учителя по развитию речи

5 стр., 2090 слов

Народные промыслы

... совершенства. Дымковская игрушка — сочинение На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка. Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали ... художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение. Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, ...

Вот истинное признание народного искусства.

Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый и грубый человек? Если вы внимательно слушали, … сказал – мастерица; … – игрушка лепиться только женщинами? Почему, как вы думаете? 2. Составление словосочетаний и предложений (работа с планом).

3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими искусствоведами. Перенесите все свои мысли, чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий искусствовед должен в совершенстве владеть не только устной, но письменной речью. Объём самостоятельных сочинений в 6 классе – одна страница. Может кто-то из вас испытывает трудности при написании сочинения, то эти учащиеся могут избрать другой вариант: они могут написать о хохломских изделиях, используя текст, который дан для образца.

VIII. Самостоятельная работа учащихся

IX. Итоги урока

Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла. Вижу, что вы представляете себя в роли изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без внимания подготовительную работу. Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому, с чего начинали, и непосредственно к теме сегодняшнего урока. Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым людям на загляденье…”? Чему научились? Учились собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополняли свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством. И ещё у нас был очень важный вопрос: Почему, открывая мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка?

X. Домашнее задание.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/minina-temu-narodnyie-promyislyi-klass/

Декаративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.

Народная игрушка

Также ученик может написать сочинение о народном промысле дымковская игрушка. Появился промысел в заречной слободе Дымково, неподалеку от города Вятки. Дымковские игрушки изначально делали на праздник Свистуньи. Все женское население слободы занималось изготовлением свистулек, которых делали в виде фигурок различных животных. Потом эти глиняные изделия раскрашивали в яркие цвета.

Дымковская игрушка — это уникальное изделие ручной работы. Каждая игрушка — это творение одного мастера. Для ее изготовления используют глину насыщенного красного оттенка, которую тщательно перемешивали с речным песком. Расписывают игрушки красками ярких оттенков. Но изображаемый орнамент должен быть строго геометричным. Поверх узора накладывают ромбики из сусального золота или потали. Благодаря пластичности глины, широкой палитре красок и несложному рисунку дымковскую игрушку часто используют в детском творчестве.

Сочинения «Моя любимая игрушка» для мальчиков.

МОНСТЕР ТРАК

Моя любимая игрушка – это монстер трак. Монстер трак – это большой джип. Он у меня давно, с тех пор как папа подарил мне его на День Рождения. Мне нравится строить различные препятствия и заставлять монстер трак преодолевать их. Однажды из подручных материалов я построил большой трек для своего джипа. Мне было очень весело.

40 стр., 19589 слов

Народные ремесла и промыслы России и Донского края

... С давних времен народные мастера использовали в своей работе то, что дала ... исследователь народного творчества М.А. Некрасов, в современных условиях «потребность людей в народном творчестве в его ... В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. Резьба по дереву росписи по дереву У каждого из этих промыслов ... резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к ...

Виктор Фелтем, 2 класс

ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Моя любимая игрушка — гоночный автомобиль. Его подарил мне мой друг Денис на День Рождения. Это черный автомобиль с полосами красного, белого и серого цвета. Это пуш-модель. Если оттянуть ее назад и пустить – она поедет сама. У машинки открываются дверки и капот. Я очень люблю играть с моей машинкой.

Саша Солтыс, 2 класс

РЫЦАРИ

Из всех своих игрушек больше всего я люблю фигурки рыцарей. Рыцари с успехом борются с драконами и защищают принцесс. Они смелые и сильные. У них есть мечи и щиты. Мой любимый рыцарь — блестящий с красным щитом и длинным мечом. Иногда я устраиваю рыцарские поединки. Победителю в награду достается любовь принцессы.

Денис Зощенков, 2 класс

КОНСТРУКТОР ЛЕГО

Моя любимая игрушка — конструктор Лего. Мне нравится, что с помощью деталей Лего можно построить все, что угодно. Однажды я построил огромный замок. Он стоял на столе несколько дней. Когда он надоел мне, я разобрал его и построил из тех же деталей большой пиратский корабль. Я люблю конструктор Лего, потому что, если приложить фантазию, можно сделать все на свете.

Николай Буринский, 2 класс

Золотая роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.

Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.

А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.

Особенности промысла

Любой народный промысел является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Главная особенность хохломской росписи — это неповторимый золотой отлив. Интересный факт, что на самом деле в росписи нет ни капли настоящего золота.

Золото хохломы выглядит очень богато

Россыпь красок, чудные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка и символизм — все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждый промысел имеет свои особенности, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не исключение.

Роспись хохломой довольно разнообразна

Характерные черты следующие:

Такого уникального эффекта добиваются при помощи особых технологий, основы которых неизменны на протяжении нескольких веков.

Ручная роспись под хохлому

Тагильская роспись

В сочинении «Русские народные промыслы» можно рассказать и о тагильской росписи. Она знаменита благодаря своим подносам с очень красивым цветочным узором. Эта роспись является предшественницей Жостовской. Появился этот народный промысел в Нижнем Тагиле.

Возник он среди старообрядцев. Тагильское железо отличалось своей прочностью и пластичностью, а мастера обрабатывали его ковкой, что добавляло изделиям еще большую ценность. Тагильская роспись стала популярна и за пределами города, а позднее ее взяли за основу жостовские мастера. Потом Н. Н. Демидов построил школу живописи, в которой мальчиков обучали всем премудростям этого ремесла. Позднее из-за большого спроса на работу стали принимать женщин.

Тагильский поднос отличается от других изделий ровной поверхностью и детальной кропотливой прорисовкой картин. Чаще всего мастера изображают декоративные букеты. И главное, что края подноса всегда украшают ажурными узорами.

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.

Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:

  • Травный рисунок. Такой узор является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основа рисунка — это витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, художник выписывает мелкие ягодки, колоски, горошек.

    Хохлома с травным рисунком

  • Рисунок «под листок», многие называют его «под ягодку». В отличие от тонкой «травки», такой орнамент выполняется более широкими мазками, которые образуют плавные формы листочков, тычком кисти мастер наносит ягоды. Такой орнамент считается стилизованным, так как художник в особой манере переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными «участниками» такого хохломского орнамента является крыжовник, земляника, гроздья смородины, ромашки, колокольчики. Они располагаются группами, раскидываясь вдоль витиеватого стебля, округлость орнаменту придают вплетения листочков. Именно такой стиль допускает использование более разнообразной палитры с добавлением желтого, зеленого, коричневого, белого.

Красивая хохлома под ягодку

  • Орнамент «пряник». Традиционный стиль художественного письма характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть круг, квадрат или ромб, посередине которого выполняется стилизованный рисунок в виде солнца. Такой вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, нежели травяной или ягодный. Его главная уникальность в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».

Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.

Роскошная роспись фоновой хохломой

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

Жостовская роспись

Это тоже один из известных народных промыслов. Появился он в деревне Жостово, основной темой росписи являются цветы. За основу мастера взяли тагильский промысел.

Жостовскую роспись отличает от других сочетание цветов с декоративными элементами, которыми раньше украшали сундуки, прялки и т. д. Чаще всего роспись выполняют на черном фоне. Подносы делят на две категории: для декоративных целей и для бытовых. Жостовская роспись — это один из известных русских самобытных промыслов.

Выводы

В конце сочинения «Русские народные промыслы» можно отметить, что Россия известна не только художественными росписями, но и кружевами, изготовлением игрушек. Можно кратко рассказать о том, как развивалось народное творчество в советскую эпоху. Затем коротко отметить, как обстоят дела с народными промыслами в современном обществе. Это нужно сделать для того, чтобы читатели понимали, что мастера продолжают совершенствовать свое искусство.

Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.

Технология создания

Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым мастера следуют и сегодня:

  • На первом этапе выполняется изготовление заготовок. На Руси такой процесс именовался «бить баклуши». Работа крайне ответственная и кропотливая: сначала готовятся бруски нужного размера, а потом с них «снимается» все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается понятная форма ложки, миски, тарелки, горшка, чашки или любых других предметов. Важный секрет заключается в том, что для заготовок используется сырое дерево, поэтому оно должно как следует просушиться.

    Вот такие вот заготовки получаются у мастеров

  • Далее поверхность заготовки обязательно грунтуется. В качестве грунта используется глина, или вапа. После того, как заготовка загрунтована, ей необходимо просушиться в течение семи часов.
  • Этап масляного покрытия. Издавна мастера использовали льняное масло или олифу, эта традиция сохраняется и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, предварительно просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие придает изделию ту гладкость и глянец, который и выделяет промысел среди других.
  • Важный этап обработки перед тем, как непосредственно расписывать, — лужение. Такая работа выполняется при помощи добавления алюминиевого порошка. Древняя технология позволяет добиться уникальной зеркальной поверхности.
  • После всех этапов подготовки можно приступать к выполнению росписи.

Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.

Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры

Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.

В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.