Вступительная часть:
«Конспект урока «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему»»
Уроки 21-22: «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему», Дата проведения:
Цели:
-
Повторить определения понятий “миниатюра” и “сочинение-миниатюра”, обратить внимание на особенности миниатюры.
-
Вырабатывать умение анализировать тексты малого объема и создавать текст-миниатюру; развивать речь учащихся;
Эпиграф к уроку
Ход урока
I. Организация класса.
П. Беседа по ранее изученному материалу
- Мы с вами уже знакомы с понятием “миниатюра”. Дайте определение этого жанра.
Миниатюра
- Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди и поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.
— Как (при помощи чего?) композитору удается создать в вашем воображении неповторимые образы, передать эмоции и чувства? Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)?
Ш. Анализ текстов.
- Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему?
Текст № 1.
Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.
Текст № 2
Сходство и различия в лирических миниатюрах
Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.
- Что объединяет эти тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему?
- Чем отличаются эти тексты? В каком из них более ярко выражено чувство автора? Какой из текстов содержит то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению, отличается лиричностью?
- Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора.
Мастером лирической миниатюры был М. М. Пришвин.
Конспект «Создание сочинений-миниатюр» 4 класс
... на основе анализа правило оформления текста., Сочинение-миниатюра. Текст Текст-повествование, текст- рассуждение, текст-описание. Выбирают тему сочинения и способ его называется маленькое написания. сочинение? Используют алгоритм порядка действий Что называется сочинением? при написании текста сочинения. Какие виды текстов ... ещё и слышим? 2. Прослушивание записи Учитель включает запись И слышим тоже: ...
Анализ лирических миниатюр
- Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Предайте их при чтении вслух.
Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина напудрена морозом. (М. Пришвин)
- Какую картину (какой образ) вы себе представили? Опишите ее.
- Что помогает так ясно увидеть эту картину? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?
- Проведем лингвистический эксперимент.
Запишите первую часть лирической зарисовки М.М. Пришвина и попробуйте дописать ее вторую часть.
Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том …
- По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания.)
- Сравните ваши записанные варианты и авторский.
Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том по скребкам дворников и в который раз уже подумал, что в крайнем случае не без удовольствия служил бы дворником. (М. Пришвин)
- Сделайте вывод о том, что нужно сделать, чтобы написать лирическую миниатюру?
— Обратимся к тексту еще одного мастера лирической миниатюры – А.П. Чехова. Прочитайте текст и скажите, какое настроение создается у читателя. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своего эмоционального состояния?
Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А.П. Чехов)
V. Составление схемы “Порядок работы над текстом-миниатюрой”
-
Подумайте, что вы хотите “нарисовать” словами.
-
Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы хотите вызвать у читателей?
-
Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
20 стр., 9835 словМетодика анализа лирического произведения на примере творчества А А
... рассмотреть принципы анализа лирического произведения в школе описать методику школьного анализа стихотворений А.А. Ахматовой. Научная новизна заключается в том, в исследовании изучались основы работы над лирическим произведением в ... лирике не существует как таковой, а выступает лишь средством психологической выразительности. Итак, в лирическом произведении мы не анализируем ни сюжета, ни ...
VI. Создание текста лирической миниатюры
“Порядок работы над сочинением-миниатюрой”
Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…
И вдруг улыбнулась погодка:…
(Анализ получившихся вариантов.)
- Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?
</ul