Специфика работы над сочинением
на уроках русского языка в средней школе
Обучение развитию речи — один из важных разделов методики преподавания русского языка. Сочинение — это основное упражнение по развитию речи. Но в настоящее время много проблем, связанных с проведением сочинений в школе. Это, во-первых, организация мотивации на речевую деятельность. Многие учителя игнорируют этот вопрос, в результате дети отрицательно относятся к написанию сочинений. Это приводит к шаблонным работам, неумению выразить свои мысли. Перед учителем становится проблема: дети не умеют и не любят писать сочинения. А в средних и старших классах им еще труднее дается такая работа.
В подготовительной работе к упражнениям, развивающим речь, также есть затруднения. Так, например, коллективная работа над планом к сочинению, с одной стороны, приводит к шаблонности работ, неумению работать самостоятельно, но с другой — облегчает работу учителя, дети учатся правильно раскрывать тему. К этому вопросу относится и пересказ (изложение) сильных учеников перед написанием работ. Многие методисты сегодня выступают против этого приема традиционной методики. Темы сочинений также вызывают споры. В настоящее время учителя, работающие по альтернативным программам, используют необычные темы.
Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции текста, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии — весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
Тема сочинения — это предмет сочинения, то, о чем говориться в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в тексте. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. И первым по времени и значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики сочинений и изложений.
«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»
... - интеграции работы по развитию речи с различными видами деятельности детей; - специально созданной развивающей предметно-пространственной среды; Задачи исследования: 1.Охарактеризуйте особенности речевого развития дошкольников. 2. Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста. ...
В школьных сочинениях отражается внутренний мир детей, иногда даются элементарные оценки жизненных явлений. В этом есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора.
План сочинения — это «проект», каркас предстоящей работы. Обдумывая свою речь (монолог), человек всегда мысленно намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связной речи и вопрос состоит в том: когда и как, в какой форме этот план составляется.
План обязателен особенно на начальном этапе обучения. Он имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Поэтому можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана.Но давать детям готовый план — это значит лишить школьников самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, в то же время воспитывать у школьников неверие в свои силы, стремление опереться на чужую мысль.
Очень важен и процесс подготовки учащихся к сочинению. Он начинается за один или несколько уроков до написания сочинения , и чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится его мышление, тем оригинальнее получается сочинение.
Для написания хорошего сочинения нужно располагать необходимым материалом по избранной теме. Иначе говоря, нужно обладать исчерпывающими фактическими сведениями о предмете речи и сложившимся представлением о нем. Накопление сведений о предмете речи, его изучение требует времени, и порой довольно значительного. Вот почему в работе по развитию связной речи количество планируемых сочинений нужно ставить в прямую зависимость от естественного развития школьников.
Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов речи, не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его жанром и стилям. Поэтому детей нужно учить конкретным умениям, зависимым от типа речи, жанра и стиля.
Трудности в обучении прежде всего зависят от типа речи, в каком будет создан текст. Самая простая работа — создание повествования, сложнее — описание, самая сложная — рассуждение.
Помимо трудностей, определяемых особенностями каждого типа речи, существуют и другие трудности. Они связаны с темой, идеей, жанром и стилем. Трудности темы зависят от степени ее доступности пониманию учащихся, от источника материала, каким может быть жизнь, произведения искусства, накопленный личный опыт. От источника материала зависит доступность сбора материала, длительность подготовки, осмысления собранного материала.
После выбора темы начинается совместная работа учителя и учащихся, результатом которой и будет готовое проанализированное сочинение, а также развитие мышления и речи учащихся. Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности вступать в речевое общение; предлагая детям создать текст, нужно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.
Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. ...
Наше время требует, чтобы школа учила детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Поэтому сочинения надо писать хотя бы раз в две недели без подготовки. На практике эта методика оправдала себя.
Важной задачей является формирование у учащихся навыков редактирования собственных тестов.Редактирование — процесс творческий. Необходимо, чтобы учащиеся постоянно, на всех этапах обучения улучшали, совершенствовали свои письменные высказывания, умели находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и свои собственных текстов.
Сочинения на свободные темы и темы из жизни занимают в практике работы учителя большое место, что объясняется более широким воспитательно-образовательным значением. Функцию сочинений на лингвистические темы часто принимают на себя развернутые устные и письменные ответы учащихся, сообщения, с которыми учащиеся выступают на уроках родного языка.
Сочинения с грамматическим заданием дают возможность широко использовать знания по грамматике, если учащиеся согласно заданию учителя включают в свои сочинения определенные грамматические конструкции. Задания могут касаться тех правил и конструкций, где учащиеся часто допускают ошибки, или новых, наиболее сложных и трудных.
Очень полезны небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они, по преимуществу, на уроке в течении 10 — 15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приемов, изобразительных средств языка, тематических словарей, в построении предложений определенной конструкции, а также активизация словаря. Речевые навыки можно вырабатывать в промежутках между большими сочинениями на материале сочинений-миниатюр, которые могут проводиться довольно часто и давать сравнительно быстро хороший эффект. Эти сочинения проверяются в классе после их написания. Анализ сочинений по содержанию, указания на ошибки, сделанные по свежим следам, способствуют закреплению у учащихся навыков пользования связной грамотной речью. Кроме того, они являются удобным приемом подготовки учащихся к развернутым сочинениям, в том числе и контрольного типа.
Следующие типы упражнений могут проводиться для подготовки детей к написанию сочинений:
— устные и письменные ответы на вопросы;
— составление предложений, текста к иллюстрации;
— устный рассказ по плану;
-описание животных, предметов по картинке;
— деление текста на составные части, озаглавливание текста, составление текста из отдельных данных частей;
— изложение на тему, которая связана с темой последующего сочинения;
— диктанты на темы, связанные с темой последующего сочинений;
— уточнение, определения значения отдельных слов с использованием толкового словаря;
— подбор синонимов и антонимов;
«Подготовка к сочинению по тексту публицистического стиля» ...
... публицистический официально-деловой Признаки публицистического стиля, Цель публицистического стиля, Сфера применения публицистического стиля, Жанры публицистики, Основные стилистические особенности, Основные языковые средства Формулировка задания С1 . Напишите сочинение по прочитанному тексту. ... карте страны! Подготовка к написанию сочинения Василий ... сравнивает чувство Родины с разветвленным деревом, ...
-исправление речевых ошибок;
— анализ текста на тему, связанную с темой сочинения.
На уроках анализа детских работ большее внимание надо уделять работе над типичными речевыми ошибками, чем орфографическими. Важно разбирать и образцовые работы. Отметки «2» учителю необходимо избегать. Ученику должен иметь возможность доработать свое сочинение.
На уроках подготовки к написанию сочинений необходима доброжелательная атмосфера, цифровая отметка не должна сковывать творчество учащихся. Для успешного проведения сочинения необходимо создавать условия для реализации всех этапов речевой деятельности: ориентировки, планирования, реализации и контроля.
При организации подготовки к сочинению необходимо учитывать вид работы. Так, сочинения по картине, архитектурному памятнику, декоративному народному искусству и т.д. необходимо работать над лексикой, связанной с живописью, различными промыслами, архитектурой и т.д. Нужно также обращаться к истории, биографиям художников, архитекторов, искусствоведческой литературе.
При работе над сочинениями различных жанров необходимо показать учащимся структуру, цель, задачи и другие особенности каждого жанра.
Сочинению подчинены другие речевые упражнения. Подготовка к этому виду творчества включает взаимосвязанную работу над всеми уровнями языка: морфологией, лексикой, грамматикой, орфографией и т.д.
Серьезной проблемой является небольшой объем общих знаний учащихся, в наше время дети читают меньше, что не может сказаться на объеме знаний и общей культуре. Дети не любят писать традиционные школьные сочинения. Поэтому учителю требуется искать новые методы, формы, темы, которые будут интересны детям.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/metodika-rabotyi-nadm-v-sredney-shkole/
1. Айзерман Л.С. Так что же такое сочинение на свободную тему? //Литература в школе, 2005. — 2. — С. 26.
2. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку //РЯШ., 2001. — 6. — С. 10.
3. Апалькова И.В. Работа над сочинениями в жанре киносценария //РЯШ., 1999. — 5. — С. 23.
4. Аппель Ю.Д. Сочинение на основе личных впечатлений учащихся //РЯШ., 2001. — 5. — С. 37.
5. Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях //РЯШ., 1998. — 3. — С. 8.
6. Арефьева С.А. Проверка сочинений учащихся //РЯШ., 2001.- 1. — С. 7.
Что необходимо для сочинения мелодии на синтезаторе?
... качестве исходных условий для сочинения мелодии принимаются музыкальный стиль и тональность, а в качестве исходного параметра -величина темпа. Задача сочинения мелодии может возникнуть в двух случаях: Необходимо сочинить мелодию ... Тогда выделите 2 часа на то, чтобы послушать все стили, которые предлагает синтезатор, чтобы выбрать тот, который Вам особенно понравился. Такой точно есть. Включите ...
7. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся //РЯШ., 2001. — 6. — С. 21.
8. Балашова Т.Ю. Учебные занятия для обучения сочинению-описанию интерьера //РЯШ., 1996. — 5. — С. 37.
9 Бирюкова Т.Г. Речевые возможности старшеклассников //РЯШ., 2000. — 1. — С.3.
10 Бирюкова Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: чувство коммуникативной целесообразности //РЯШ., 2000. — 2. — С. 10.
11. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. — М., 1982.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1986.
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР. 1958
14. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе//Проблемы совершенствование содержания и методов обучения русскому языку. — М., 1969.