Что необходимо для сочинения мелодии на синтезаторе?

Сочинение

определенной техникой

Процесс сочинения мелодии упрощенно можно представить так:

  • Подготовка ->
  • действие ->
  • контроль и коррекция ->
  • запоминание

Подготовка

На этом этапе мы оцениваем исходные условия и начальные параметры перед тем, как создать мелодию. Что это за исходные условия и начальные параметры? Мелодия может существовать без музыкального сопровождения, например, при исполнении русской народной песни. Но при исполнении композиции ансамблем мелодия всегда звучит вместе с аккомпанементом под заданный ритм. Характер аккомпанемента и ритма определяют музыкальный стиль композиции. В ряде случаев одну и ту же мелодию можно использовать при игре в различных стилях, но мелодия в сопровождении аккомпанемента не может звучать абстрактно. Она должна звучать согласованно с аккомпанементом. Это логично, поскольку одна из основных функций аккомпанемента — гармоничная поддержка мелодии. Мелодия должна быть связана с аккомпанементом по тональности и ритму. Связь мелодии по тональности достигается путем определения опорных точек мелодии, в качестве которых часто используются аккордовые звуки. В качестве исходных условий для сочинения мелодии принимаются музыкальный стиль и тональность, а в качестве исходного параметра -величина темпа.

Задача сочинения мелодии может возникнуть в двух случаях:

  • Необходимо сочинить мелодию под заданную аккордовую последовательность
  • Необходимо сочинить мелодию для новой песни, для которой аккомпанемента пока нет.

В первом случае помимо аккордовой последовательности есть определенность и с музыкальном стилем, в котором её нужно сочинить, и с его темпом, поскольку аккордовая последовательность не может существовать сама по себе.

Пример. Предположим, что мы просто взяли и выбрали мажорную аккордовую последовательность C, F, G. В этом случае минорный 12-ти тактовый блюз, минорную балладу и вообще композицию в миноре мы сыграть просто не сможем. С помощью данной последовательности мы можем сыграть диско, рок-н-ролл, рок, марш, вальс, ска и др. Какой же стиль выбрать? Ответ на этот вопрос могут дать, например, личные предпочтения, которые есть у каждого музыканта . Если Вам нравится эстрада, то вряд ли Вы выберите вальс и марш. Поэтому эти стили отбрасываются. Если Вам нравится тяжелая музыка, то вряд ли захочется выбрать диско и рок-н-ролл. Вот и наступила определенность с музыкальным стилем — мы хотим сыграть веселую композицию в тяжелом стиле используя выбранную аккордовую последовательность.

14 стр., 6914 слов

Сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств ...

... сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств музыки мелодий циклов «Детского альбома». 1. Структурная композиция «Детского альбома» П.И. Чайковского Сочинение ... неизвестной причине) порядка пьес при публикации. Последовательность номеров авторского варианта и редакторского Юргенсоновского ... Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были ...

Мы можем не знать ритмического рисунка композиции, но его несложно выявить из предполагаемого или уже выбранного музыкального стиля, каждый из которых имеет ряд характерных признаков. Например, фанк характеризуется ломанными ритмами, ска — акцентами на слабых долях, поп и рок — равномерным движением и т.д.

Во втором случае сочинить мелодию сложнее, поскольку количество исходных условий и параметров резко сокращается или они задаются в неявной форме в процессе сочинения мелодии.

Иногда музыканты спрашивают, как научиться сочинять красивые мелодии? Ответить на этот вопрос невозможно, поскольку в самом вопросе нет никакой определенности и никаких ссылок на исходные условия. В этом случае можно посоветовать только одно — слушайте и постарайтесь понять построение мелодий в классических произведениях. Они гармоничны и прекрасны.

На что мы можем ещё опереться? Если необходимо сочинить мелодию к песне, то, прочитав её текст, мы можем определиться с настроением — веселое или грустное и попытаться подобрать подходящий стиль. под ритм слов.

Что делать, если есть желание сочинить мелодию на синтезаторе, но как это сделать непонятно?

  • Определитесь с настроением будущей композиции. Если композиция должна быть весёлой, то выбираем тональность до-мажор, если грустной, то выбираем тональность ля-минор.
  • Выберите какую-нибудь известную аккордовую последовательность, исполнение которой левой рукой у Вас не вызывает затруднений, например: С, А, G или Am, А, Dm, E
  • Выберите стиль автоаккомпанемента синтезаторе. Этот момент часто вызывает большие трудности у клавишников. Какой стиль из 100-200 имеющихся в синтезаторе выбрать? Выберите свой любимый стиль! А если мне нравятся различные стили? Тогда выделите 2 часа на то, чтобы послушать все стили, которые предлагает синтезатор, чтобы выбрать тот, который Вам особенно понравился. Такой точно есть.
  • Включите автоаккомпанемент и сыграйте левой рукой выбранную Вами аккордовую последовательность 16 раз подряд. При этом нужно не просто безошибочно нажимать клавиши левой рукой, а попытаться услышать «движение» музыки. Если стиль автоаккомпанемента не нравится, то выберите другой стиль. Если же под звучание автоаккомпанемента хочется отстукивать ногой ритм, то это значит, что Вы нашли что-то интересное. Осталось сочинить мелодию.

Действие

После того, как мы определились с исходными условиями и параметрами нужно приступить к практическому построению мелодии, о чем будет рассказано дальше.

Контроль и коррекция

В процессе практического сочинения мелодии на синтезаторе нужно постоянно анализировать получающиеся при игре правой рукой фрагменты и комбинации звуков. Музыкальный слух позволяет нам оценить насколько гармонично звучат звуки мелодии относительно друг друга и аккомпанемента. Чувство ритма позволяет нам оценить насколько точно звуки мелодии соотносятся с ритмическими фигурами аккомпанемента. Опыт позволяет нам использовать для построения мелодии наши знания теории, ранее запомненные фрагменты из популярных песен и композиций, а также наши собственные наработки. При игре мелодии необходимо научиться не только видеть, но и слышать ошибки. Это важно, поскольку излишнее внимание, уделяемое движениям пальцев рук, не позволяет задействовать кратковременную память, которая выполняет функцию поставщика данных для контроля и коррекции. Нередко встречается такая ситуация: начинающий музыкант импровизирует, ошибается, слышит, что он сыграл что-то не то и прекращает играть. При этом он фиксирует саму ошибку, но не помнит, а в каком контексте она произошла. Он начинает играть новый фрагмент, ошибается, останавливается и опять в недоумении. Почему так происходит? Потому что всё внимание он сосредоточил на том, чтобы не ошибиться и играть правильно. Нужно изначально дать себе установку на то, что на начальном этапе сочинения мелодии будет куча ошибок, но при их возникновении не нужно останавливаться. Нужно раз за разом повторять фрагмент, исправлять ошибки и искать новые варианты развития мелодии. Свободная импровизация — лучший помощник при сочинении мелодии.

7 стр., 3105 слов

Мелодия душа музыки. Мелодия — душа музыки

... мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и ... направления рок-музыки. Поп-музыка (популярная музыка-однодневка) идет почти в конце этого списка. Отдельно нужно отметить электронные произведения, созданные посредством синтезаторов. Они действуют ...

Запоминание

Ранее мы говорили о контролирующей функции памяти музыканта. Но память также необходима для запоминания удачных музыкальных фраз и мелодий, что пригодится в дальнейшем. Сейчас звукозапись стала доступнее, поэтому можно фиксировать в памяти лишь ключевые моменты, а полную запись сохранять на диске компьютера для повторного прослушивания. Часто повторное прослушивание помогает услышать весьма интересные фразы, которые были упущены в момент игры на синтезаторе.

Александр Страшко

08.08.10