Методика работы над сочинениями в начальной школе

Сочинение

а) на основе личных наблюдений;

  • б) на основе опосредованного опыта;
  • сочинение по картине;
  • сочинение по диафильму;
  • сочинение по кинофильму;
  • сочинение на основе прочитанного;
  • сочинение по сюжетным картинкам;
  • сочинение на основе творческого воображения (сочинение загадок);
  • сочинение на основе музыкального образа;
  • сочинение на основе словесного рисунка;
  • выдуманные рассказы.

3. По типу речи:

а) сочинения повествовательного характера (рассказы);

  • б) сочинения — описания;
  • в) сочинения — рассуждения.

г) смешанного типа.

4. По стилю:

а) сочинения художественные (разговорно-художественные);

  • б) сочинения деловые (научно-деловые).

5. По способу выполнения работы:

а) коллективные;

  • б) индивидуальные.

6. Жанры, над которыми можно работать, обучая школьников созданию высказываний, разнообразны: записка, загадка, объявление, воспоминания, рассказ, кулинарный рецепт, этюд (лирическая миниатюра), родословная, личная дневниковая запись, инструкция, сказка и др.

Требования к темам сочинения:

1) Тема сочинения должна быть близка, интересна детям, доступна им.

2) Тема должна предполагать опору на собственный опыт детей.

3) Тема должна быть узкая, конкретная.

4) Необходимо учитывать жанр и стиль сочинения, предполагаемого по данной теме.

Методика:

1) Предварительная подготовка проводится заранее на уроках русского языка и чтения.

Цель — создать некоторую базу для дальнейшей работы. Проводится работа над умениями связной речи, сопоставление заголовков, словарная работа, орфографическая подготовка.

2) Сообщение темы сочинения, задач работы. Создание интереса, желания писать, показать свою заинтересованность, создать нужную мотивацию.

3) Организация наблюдений — найди свой предмет, о чем в сочинении и напишешь.

4) Непосредственная подготовка к написанию сочинения:

а) подготовка содержания:

  • обсуждение темы — о чем надо писать;
  • что хотим показать — обсуждение основной мысли (весело, интересно, красиво);
  • обсуждение материала и плана.

б) подготовка речевого оформления:

2 стр., 770 слов

Подготовка к итоговому сочинению-2020. Из опыта работы учителей-словесников

... в 11-ом классе по работе над опорными словами. РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ Продолжим. Важной составляющей работы по подготовке к декабрьскому сочинению является формирование банка аргументов, ... практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и ...

  • подготовка запаса слов, выражений, конструкций.

в) подготовка грамотности.

5) Написание сочинений.

6) Анализ сочинений — обращать внимание на находки, на то, что получилось. Методика работы над различными видами сочинений имеет свои особенности, которые надо учитывать.

Сочинения по картине

Сочинения по картине способствуют развитию речи, мышления, наблюдательности у школьников.

Работа складывается из следующих этапов:

1) подготовительная работа к восприятию картин;

2) непосредственное восприятие ее;

3) чтение, то есть осмысление картины;

4) придумывание названия;

5) составление плана;

6) работа над словарем;

7) устное сочинение;

8) орфографическая подготовка;

9) написание сочинения;

10) самопроверка сочинения.

Первый этап складывается из предварительной беседы. Сначала не вывешивается картина, а вызывается интерес. Затем картина вывешивается.

Второй этап — молчаливое самостоятельное созерцание картины. Затем начинается ее подробнейшее рассмотрение при помощи учителя и по вопросам учителя.

Чтение картины должно быть всегда доказательным. Далее идет составление плана. На первом сочинении учитель дает свой план. После этого учащиеся устно пересказывают.

Обращается внимание на составление предложений и на использование нужных удачных слов. Выписываются трудные слова. Следует обязательно провести самопроверку.

Стили речи. Речевые и неречевые ошибки младших школьников

Стили речи.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный я з ы к (книжный).

Разговорный язык (разговорный стиль речи) использу­ется обычно в устной форме.

Литературный (книжный) язык включает в себя на­учную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности.

В зависимости от этого различают :

  • научный,
  • официально-дело­вой,
  • публицистический стили речи
  • художественный стиль, или язык художественной литературы.
  • разговорный

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-раз­ному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

признаки каждого из стилей

а) с какой целью говорим;

  • б) в какой обстановке говорим;
  • в) речевые жанры;
  • г) языковые средства выражения;
  • д) стилевые черты речи.

Разговорный стиль используется:

а) для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;

  • б) в сфере бытовых отно­шений, в непринужденной, неофициальной обстановке;
  • в) друже­ская беседа, частный разговор, записки, частные письма;
  • г) раз­говорная и просторечная лексика;
  • д) характерны эмоциональ­ность, образность, конкретность, простота речи.

Научный стиль

а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов; б) в официальной обстановке; в) научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация; г) терминологическая и профессиональная лексика; д) строгая логичность, объективность текста, смысловая точ­ность; отвлеченность и обобщенность.

5 стр., 2129 слов

Материал к сочинению «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?»

... стиль описанной эпохи. Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью. В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях. В ... детей будут расти Материал к сочинению на тему «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?» На протяжении столетий лексика терпит ...

Официально-деловой стиль:, Публицистический стиль:, Стиль художественной литературы

В стиле художественной литературы, особенно в диалогах, для характеристики действующих лиц нередко используется раз­говорная лексика и другие элементы разговорного стиля. Напри­мер, в отрывке из пьесы Л. Чехова «Вишневый сад» можно най­ти разговорную лексику.

Речевые и неречевые ошибки

К числу речевые ошибки у школьников и писателей">речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма.

Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические. На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее, лексико-стилистические ошибки.

1.Повторение одних и тех же слов:

Причины ошибки:

1)Малый объем внимания учащегося,

2)Бедность словаря.

2.Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. (Река покрылась модным льдом. В тот день была оттепель, было 10 градусов мороза. Чапаевцы строчили из автоматов. Мы перешли через горный курган.)

Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.

3.Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов

Причина ошибок: малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.

4.Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски.

5.Чпотребление диалектных и просторечных слов и сочетаний.

Есть общий путь их предупреждения – это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте.

12 стр., 5798 слов

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств ...

... предполагаемой логикой изложения. Комментировать конкретную проблему на примере конкретного текста. Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), ... или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки , связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая , не сформулированная ... и т.п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? ...

морфолого-стилистических

1. В начальных классах еще встречается детское словотвор­чество

2.Использование диалектных или просторечных форм:

3.Пропуск морфем,

4.Образование формы множественного числа тех существи­тельных, которые употреблются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): «У партизан не хватало оружий»; «Крышу кроют железами»; «Надо ехать без промедлений»; «съел два супа» (надо: две тарелки супу).

Причина этих оши­бок — стремление младших школьников к конкретности.

синтаксико- стилистические ошибки).

1.Нарушение управления, чаще всего предложного

Глагольное управление дети усваивают по образцам, в жи­вой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в управлении пре­дупреждаются на основе анализа образцовых текстов и составле­ния словосочетаний определенных типов: разрабатываются системы упражнений с наиболее «опасными» глаголами; например: верить кому? чему? во чт о?; упрекать кого? в чем?; радоваться чему?; сообщать что? о чем? кому?

2.Нарушения согласования,

3.Неудачный порядок слов в предложении,

Работа над правильным порядком слов начинается в I клас­се: дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в предложениях. Очень полезны для предупреждения подобных оши­бок упражнения с деформированным текстом.

4.Нарушения смысловой связи между местоимениями

В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверки или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники в подобных случаях самостоятельно исправляют, пере­страивают текст.

5.Местоименное удвоение подлежащего

6.Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах

7.Неумение находить границы предложений.

а) неоправданное деление сложного предложения на простые: <гДворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя»;

— б) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыр­кал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков». В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются.

Основа исправления ошибок седьмого типа — различные упраж­нения с предложениями, в том числе разделение текста, напе­чатанного без точек, на отдельные предложения.

Неречевые ошибки

композиционная ошибка —

Композиционная ошибка — это результат неумения охватить мысленно весь объем рассказа, неумение «владеть материалом», располагать его по своему замыслу. Такие сложные умения формируются постепенно и отнюдь не быстро.

логических ошибок относятся:

1.Пропуск необходимых слов

Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить пси­хологическое состояние пишущего школьника. Пишет он медлен­но, но мысль его спешит, увлекаясь; он знает содержание рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отра­жения в тексте.

2 стр., 884 слов

Предложения текста:»Он заранее знает,какое слово сейчас ...

... Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу. 15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка ... текста наречия в сравнительной степени. 18. Из предложений 4-8 выпишите вводное слово. 19. Из 4-го предложения выпишите слово, ... есть исчезающих ... какие тучи». В) «Ну хорошо, хорошо!» - засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег». Г) «Да, - сказал Айваз, - я могу начать работу прямо сейчас». Текст ...

2.Нарушение логической последовательности и обоснованно­сти

3.Употребление в одном ряду понятий разных уровней

4.Нелепые, парадоксальные суждения:

От речевых и логических ошибок следует отличать искаже­ния фактического материала: «Пришел зимний месяц ноябрь» (надо: осенний); «Скворцы, ласточки уже улетели на юг, только во­робьи и снегири остались» (надо: снегири прилетели с севера).