Разделы:
Цель: научить учащихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.
Задачи:
- углубить сведения о рассуждении, способствовать выработке навыков его построения;
- познакомить с правилами оформления на письме текста-рассуждения с несколькими доказательствами;
- формировать умение составлять план и излагать свои мысли по составленному плану.
Этапы урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог
Оборудование:
- выставка детских работ с изображением русской избы
- тематические картинки к каждому доказательству
ХОД УРОКА
II. На уроках русского языка мы часто писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных.
- Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что.
- Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами.
- Какой это тип текста? (Повествование)
III. На уроке изобразительного искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и обратили внимание на то, что в старину крышу дома украшал конёк.
- Почему именно конёк? (Потому что конь был главным помощником человека)
- Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в котором надо доказать, почему конь – лучший помощник.
- К какому типу будет относиться текст, который мы составим? (Рассуждение)
- Почему? (В нём есть проблема, которую надо доказать. Текст будет отвечать на вопрос «Почему?»)
- Запишите тему сегодняшнего урока на листочек, который лежит перед вами. Сочинение-рассуждение.
- Какое название можно подобрать к нашему тексту? («Конёк на крыше»)
- Почему конёк на крыше? Запишите название на – Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Проблема – тезис, доказательство, вывод)
- Какой тезис в этом тексте? Что мы должны доказать? (Конь – лучший помощник)
- Давайте подберём доказательства. Чем конь помогал людям? (Конь пахал землю, перевозил людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях ходили воевать, во время праздников на лошадях катались)
- Сколько доказательств мы привели? (Пять)
- Какой вывод напишем в тексте? (Стоит конёк на крыше и гордится собой)
IV, V. Составление плана
Рассуждение на основе прочитанного текста
... текста; 2 часть – анализ текста, выполнение тестов; 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. II. Чтение эпиграфа к уроку О Русь – малиновое поле, И синь, упавшая в ... и песня… IX. Домашнее задание. Учитель. Дома вы напишите сочинение-рассуждение, используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Слайд №46) X. ...
- Давайте составим план нашего будущего текста. Записываем на доске и на листочках.
ПЛАН
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на земле
- Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь помогал крестьянину пахать землю, боронить её и сеять зерно)
- Какие опорные слова запишем на доске? (Помогал пахать, боронить, сеять)
2) транспорт
- Что перевозили на конях? (Долгое время конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили грузы)
- Какие опорные слова? (Служил, ездили, перевозили)
- Как можно заменить выражение «долгое время»? (Многие века)
- Как в старину называли грузы? (Поклажа)
3) почта
- Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили письма и сообщения на разные расстояния)
- Какие опорные слова напишем? (Не было бы, перевозили)
- Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? (Известия, вести, новости)
4) на войне
- Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? (Если враги нападали на русскую землю, то в бой шли на своих конях)
- Кто ещё, кроме простых людей защищал русскую землю? (Богатыри)
- Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
- Какие были у них кони? (Верным другом Святогора в сражениях был богатырский конь)
- Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в бой, сражение)
- Подберите синонимы к слову защищать. (Биться, воевать, драться, сражаться, бороться)
5) в праздники
Образы земли и неба в романах Антуана де Сент-Экзюпери ‘Ночной ...
... методы. Предмет исследования - образы земли и неба в романах Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет» и «Планета людей». Объект исследования - романы Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет» (в переводе ... читателей можно было встретить не только признания в любви к Сент-Экзюпери, но и слова и мысли Сент-Экса, уже ставшие своими, уже неотделимые от души ...
- Какое развлечение было у людей в старину? (Во время праздничных гуляний устраивали катания на тройках)
- Какие опорные слова? (Устраивали)
III. Вывод. Гордится конь собой.
- Посмотрите на опорные слова. К какой части речи они относятся? (Это глаголы)
- В какой временной форме они употреблены? (Все глаголы в форме прошедшего времени)
- Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
- В какой временной форме употреблён глагол в выводе? Почему? (В форме настоящего времени, потому что и в наше время сохранились дома с конём на крыше)
- На уроках мы часто писали тексты. Из скольких абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
- Что писали в первом абзаце? (Тезис)
- Во втором? (Одно доказательство)
- В третьем? (Вывод)
- Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
- Сколько доказательств в составленном сегодня тексте? (Пять)
- Каждое доказательство надо писать с красной – Сколько красных строк вы выделите в этом тексте? (Семь)
- Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)
VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении три красных строки? (Нет)
- От чего зависит количество абзацев в тексте-рассуждении? (От количества доказательств)
Работа Олейник Александры 3 класс написана16 мая 2013 года.
Сочинение-рассуждение
Конёк на крыше
План
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на земле
2) транспорт
3) почта
4) на войне
5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.
В старину избы часто украшали коньками. Почему именно конёк? Потому что конь был лучший помощник человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили своих раненых хозяев с поля боя. Верным другом Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!