Рассуждение. 3-й класс

Сочинение

Разделы:

Цель: научить учащихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.

Задачи:

  • углубить сведения о рассуждении, способствовать выработке навыков его построения;
  • познакомить с правилами оформления на письме текста-рассуждения с несколькими доказательствами;
  • формировать умение составлять план и излагать свои мысли по составленному плану.

Этапы урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Работа над темой урока

IV. Составление плана

V. Работа над синонимичным рядом

VI. Написание сочинения

VII. Итог

Оборудование:

  • выставка детских работ с изображением русской избы
  • тематические картинки к каждому доказательству

ХОД УРОКА

II. На уроках русского языка мы часто писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных.

  • Какой это тип текста? (Описание)

2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что.

  • Какой это тип текста? (Рассуждение)

3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами.

  • Какой это тип текста? (Повествование)

III. На уроке изобразительного искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и обратили внимание на то, что в старину крышу дома украшал конёк.

  • Почему именно конёк? (Потому что конь был главным помощником человека)
  • Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в котором надо доказать, почему конь – лучший помощник.
  • К какому типу будет относиться текст, который мы составим? (Рассуждение)
  • Почему? (В нём есть проблема, которую надо доказать. Текст будет отвечать на вопрос «Почему?»)
  • Запишите тему сегодняшнего урока на листочек, который лежит перед вами. Сочинение-рассуждение.
  • Какое название можно подобрать к нашему тексту? («Конёк на крыше»)
  • Почему конёк на крыше? Запишите название на – Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Проблема – тезис, доказательство, вывод)
  • Какой тезис в этом тексте? Что мы должны доказать? (Конь – лучший помощник)
  • Давайте подберём доказательства. Чем конь помогал людям? (Конь пахал землю, перевозил людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях ходили воевать, во время праздников на лошадях катались)
  • Сколько доказательств мы привели? (Пять)

IV, V. Составление плана

3 стр., 1331 слов

Рассуждение на основе прочитанного текста

... текста; 2 часть – анализ текста, выполнение тестов; 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. II. Чтение эпиграфа к уроку О Русь – малиновое поле, И синь, упавшая в ... и песня… IX. Домашнее задание. Учитель. Дома вы напишите сочинение-рассуждение, используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Слайд №46) X. ...

  • Давайте составим план нашего будущего текста. Записываем на доске и на листочках.

ПЛАН

I. Тезис. Почему конь лучший помощник?

II. Доказательства:

1) на земле

  • Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь помогал крестьянину пахать землю, боронить её и сеять зерно)
  • Какие опорные слова запишем на доске? (Помогал пахать, боронить, сеять)

2) транспорт

  • Какие опорные слова? (Служил, ездили, перевозили)
  • Как можно заменить выражение «долгое время»? (Многие века)
  • Как в старину называли грузы? (Поклажа)

3) почта

  • Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили письма и сообщения на разные расстояния)
  • Какие опорные слова напишем? (Не было бы, перевозили)
  • Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? (Известия, вести, новости)

4) на войне

  • Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? (Если враги нападали на русскую землю, то в бой шли на своих конях)
  • Кто ещё, кроме простых людей защищал русскую землю? (Богатыри)
  • Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
  • Какие были у них кони? (Верным другом Святогора в сражениях был богатырский конь)
  • Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в бой, сражение)
  • Подберите синонимы к слову защищать. (Биться, воевать, драться, сражаться, бороться)

5) в праздники

17 стр., 8299 слов

Образы земли и неба в романах Антуана де Сент-Экзюпери ‘Ночной ...

... методы. Предмет исследования - образы земли и неба в романах Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет» и «Планета людей». Объект исследования - романы Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет» (в переводе ... читателей можно было встретить не только признания в любви к Сент-Экзюпери, но и слова и мысли Сент-Экса, уже ставшие своими, уже неотделимые от души ...

  • Какое развлечение было у людей в старину? (Во время праздничных гуляний устраивали катания на тройках)
  • Какие опорные слова? (Устраивали)

III. Вывод. Гордится конь собой.

  • Посмотрите на опорные слова. К какой части речи они относятся? (Это глаголы)
  • В какой временной форме они употреблены? (Все глаголы в форме прошедшего времени)
  • Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
  • В какой временной форме употреблён глагол в выводе? Почему? (В форме настоящего времени, потому что и в наше время сохранились дома с конём на крыше)
  • На уроках мы часто писали тексты. Из скольких абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
  • Что писали в первом абзаце? (Тезис)
  • Во втором? (Одно доказательство)
  • В третьем? (Вывод)
  • Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
  • Сколько доказательств в составленном сегодня тексте? (Пять)
  • Каждое доказательство надо писать с красной – Сколько красных строк вы выделите в этом тексте? (Семь)
  • Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)

VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.

VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении три красных строки? (Нет)

  • От чего зависит количество абзацев в тексте-рассуждении? (От количества доказательств)

Работа Олейник Александры 3 класс написана16 мая 2013 года.

Сочинение-рассуждение

Конёк на крыше

План

I. Тезис. Почему конь лучший помощник?

II. Доказательства:

1) на земле

2) транспорт

3) почта

4) на войне

5) в праздники

III. Вывод. Гордится конёк собой.

В старину избы часто украшали коньками. Почему именно конёк? Потому что конь был лучший помощник человека.

В поле конь помогал пахать землю, боронить её и сеять зерно.

Многие века конь служил транспортом. Он перевозил хозяина и его поклажу.

Почтовые лошади доставляли вести на разные расстояния.

Если враги нападали на русскую землю, то люди шли в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили своих раненых хозяев с поля боя. Верным другом Ильи Муромца был богатырский конь.

Во время масленицы, свадеб и других праздничных гуляний устраивали катания на лошадях.

Стоит конёк на крыше и гордится собой!