ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Е.В.ЖУКОВСКАЯ,
Г. Калуга
Предлагаю для публикации два варианта (комплекта) итоговых тестов по русскому языку.
Каждый из этих комплектов представляет собой сбалансированный тест, по которому можно провести аттестационный контроль учащихся.
Предлагаются тестовые задания различной степени сложности, они равномерно отражают содержание тематических разделов школьной программы.
Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Задания ориентированы на быстрое решение (на выполнение самого трудоемкого задания отводится не более 4 минут), на выполнение всего теста – 60 минут.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» – 90–100% заданий, «хорошо» – до 75% заданий, «удовлетворительно» – до 60% заданий, «неудовлетворительно» – менее 60% заданий.
Кроме того, каждый тест имеет дополнительное задание, которое выполняется на отдельном бланке (листе) в свободной форме. В дополнительном задании предлагается написать сочинение-рецензию по тексту. Выполняют это задание только те ученики, которые претендуют на отличную оценку. На выполнение отводится не более 90 минут.
Дополнительное задание оценивается как творческая работа.
ТЕСТ № 1 (вариант I)
1. Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска пишется буква и :
1) круж_во;
2) ландыш_вый;
3) затм_вать;
4) вдумч_вый.
2. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:
1) сделал (не)так;
2) мне (не)жарко;
3) много (не)успевающих по математике;
4) никому (не)известный рассказ.
3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:
1) Девочки и мальчики_ и их молоденькая учительница заблудились в лесу.
2) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя_ и мокрой земли.
Мини ( ) задание номер 29. (есть.. | Репетитор в Ачинске по истории ...
... в комментариях, какие вы использовали аргументы 🙂 Итак, цитата: "Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи, факты без идей – сор для головы и памяти". (В.Г. ... утверждает, что сами по себе эмпирические данные, то есть информация или знания, факты без идей, без закономерностей, без практической значимости, без обобщения, не имеют ценности. ...
3) Большие белые птицы кружат над водой_ либо садятся отдыхать на камни.
4) Лицом пригожа_ да нравом негожа.
4. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется буква, передающая звонкий согласный звук:
1) по_чевать;
2) сладкое_ка;
3) бе_трепетно;
4) про_ба.
5. Отметьте номер слова, где написание раздельное:
1) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
2) Цветы тянутся (на)встречу солнцу.
3) Неприятный разговор отложи (на)завтра.
4) (По)тому я и здесь, что так скучаю.
6. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:
1) ап(п)етит;
2) кол(л)ея;
3) им(м)итация;
4) грим(м)аса.
7. Укажите номер варианта, не соответствующего стилистическим нормам языка:
1) килограмм сахару;
2) в одну тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году;
3) с тремя ножницами;
4) вопреки ему.
8. Отметьте номер сложного слова с соединительной гласной:
1) каш е вар;
2) тел е игра;
3) легк о атлетический;
4) из о студия.
9. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?
1) не завис(ь)те, син(ь)ка, волноват(ь)ся;
2) береч(ь)ся, сплош(ь), клян(ь)чить;
3) не плач(ь), проч(ь)ти, навзнич(ь);
4) солов(ь)иный, воз(ь)мите, из груш(ь).
10. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:
1) официально-деловой;
2) художественный;
3) публицистический;
4) научный.
Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Новосибирский метрополитен. Пока он – единственный на все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток. Скоростная транспортная магистраль соединила районы полуторамиллионного города, расположенного по обоим берегам Оби. Она возведена в небывало короткие сроки: всего за шесть с половиной лет. Таких темпов еще не знала отечественная практика.
11. В каком примере в суффиксе пишется нн ?
1) жарен_ый пирожок;
2) изобретения запатентован_ы;
3) смышлен_ый мальчик;
4) слова девушки легкомыслен_ы.
12. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
1) Я доверяю любящим_ потому что они великодушны.
2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.
13. Орфографическая ошибка допущена в слове:
1) укращать;
2) шипцы;
3) пятнистый;
4) ограждать.
14. В каком слове буква т , заключенная в скобки, не пишется?
1) хрус(т)нуть;
2) захолус(т)ный;
3) опас(т)ный;
4) ярос(т)ный.
15. В каком случае возможно только одно написание?
1) (от)того;
2) (до)завтра;
3) прим(е,и)рять;
4) кос(т)ный.
16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Не бывать бы счастью_ да несчастье помогло.
2) Жизнь дается один раз_ и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
Употребление буквы ‘Ё’ в истории русской письменности
... восстанавливающие букву «ё» в русских текстах, в которых вместо неё используется буква «е». Ёфикаторы используют для работы специально созданные базы русских слов, содержащих букву «ё». В простейших случаях процесс ёфикации сводится к замене слов, присутствующих в базе, ...
3) Ответьте же мне_ а то я буду беспокоиться.
4) Уже совсем рассвело_ и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
17. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) древко;
2) углубить;
3) крашение;
4) упрочение.
18. В каком случае не пишется раздельно?
1) (не)выдуманный мною;
2) говорить (не)сдержанно;
3) (не)приветлив со мной;
4) совершенно (не)продуманное решение.
19. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
1) Чиновник не отвечал, он закрыл лицо руками, грудь его волновалась, в его отрывистых словах проглядывало отчаяние, казалось, он рыдал, и наконец он воскликнул: «Нет, не могу, не погублю ее!» – и убежал.
2) «Странно… – подумал дьякон, не узнавая походки Лаевского. – Будто старик».
3) «Бабушка, – сказал Егорушка, – Я спать хочу».
4) «Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них. – Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз?»
20. Отметьте номер слова с приставкой пре- :
1) пр_сечь;
2) пр_ручить;
3) пр_беречь;
4) пр_дорожный.
21. Лексическое значение какого слова определено неверно?
Банальность
2) Фактор – причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.
Откровение, Эффектный
22. В каком слове пропущена буква ю ?
1) ве_т ветры;
2) хмур_щийся отец;
3) пен_щаяся волна;
4) верующие мол_тся.
23. В каком примере пишется ни ?
1) Кто из нас н_ находил в этом доме радушный прием?
2) Это был н_ кто иной, как мой верный друг.
3) Никто иной, кроме верного друга, н_ поможет тебе в трудную минуту.
4) Кто н_ плакал над этим романом, все объясняли свои слезы по-разному.
24. Нужны запятые на месте цифр:
Дождь хлещет в стекла окон (1) гулко веет ветер (2) и (3) когда (4) стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молний (5) цветы с подоконников (6) кажется (7) падают.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
2) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
3) 1, 2, 4, 5.
4) 1, 2, 5.
25. В каком слове пропущена буква о ?
1) щ_лочь;
2) переж_вывать;
3) ж_рдочка;
4) холщ_вый.
26. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее изгибами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо.
2) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
3) Как славно что снег и что приехала она, и что завтра я поведу ее на свои любимые места.
4) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.
27. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
1) возчик;
2) вскользь;
3) скворечник;
4) каюта.
28. В каком словосочетании тип связи слов – согласование?
1) повязать галстук;
2) пятый этаж;
3) берег моря;
4) очень быстро.
Бессоюзные сложные предложения
... комнаты, где двери, где окна, где что стоит. Двоеточие ставится обязательно, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и тому подобное, конкретное содержание ...
29. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
2) Не сули журавля в небе дай синицу в руки.
3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.
30. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_бабушка, издавн_, прик_саться;
2) расст_лать, нищ_нский, пр_оритет;
3) бельч_нок, деш_вый, маж_рный;
4) без_мянный, совет_вал, ц_пленок.
31. Какое слово пишется через дефис?
1) все(же);
2) (горько)соленый;
3) (борт)проводница;
4) (по)одиночке.
32. Какое слово неверно разобрано по составу (разбито на морфемы)?
1) кисл-оват-ый;
2) теннис-ист-к-а;
3) под-о-сла-ть;
4) под-сыл-а-ешь.
33. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:
1) килограмм рису;
2) зубья пилы;
3) вкусные торта;
4) хлеба зреют.
34. Пишется без ъ :
1) суб(ъ)ект;
2) об(ъ)ятия;
3) пред(ъ)являть;
4) под(ъ)отдел.
35. К какому слову неверно подобран синоним?
1) дорожить – ценить;
2) мечтать – грезить;
3) спешить – торопиться;
4) колдовство – чудо.
36. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались_ очень высокими и пухлыми.
2) Шел средь остальных и Мишкин брат_ по прозвищу Гурей.
3) Матрос был не кто иной_ как тот самый, с якорем на руке.
4) Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.
37. Отметьте номер предложения, в котором нарушена языковая норма:
1) Прыжками, бегом и метанием диска занимается около десяти миллионов человек.
2) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.
3) Мне не к кому зайти до начала занятий.
4) Чтобы не заблудиться в лесах, нужно ознакомиться с приметами.
Дополнительное задание
О НАРОДНЫХ СКАЗКАХ
Сказки разных народов, как то: русские, индийские, китайские, японские, афганские и другие – нетрудно отличить друг от друга и по именам героев, и по национальным черточкам их характеров. Даже животные неодинаково действуют в румынских и, скажем, во вьетнамских сказках. Например, в румынском фольклоре заяц добр, но трусоват, а в сказках Вьетнама он находчив и хитер, словно лиса. Но чьи ни возьмешь сказки – везде труд одерживает победу над богатством, правда – над ложью, добро – над злом. Сказки эти творит народ, в них восхваляются лучшие человеческие качества: смелость и находчивость, трудолюбие и честность. Все отрицательное: себялюбие, зазнайство, корысть, скупость, жестокость – неизбежно терпит поражение.
Сказки – это многовековая энциклопедия народной жизни, но энциклопедия живая, занимательная. Волшебную и правдивую, смешную и поучительную сказку передают из уст в уста, из поколения в поколение.
Ответы к тесту № 1
1 – 4; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 2; 5 – 3; 6 – 1; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 1; 10 – 3; 11 – 4; 12 – 2; 13 – 1; 14 – 3; 15 – 2;
Назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое ...
... -утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные ... авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей. клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно ...
16 – 4; 17 – 4; 18 – 1; 19 – 3; 20 – 1; 21 – 3; 22 – 1;
23 – 4; 24 – 2; 25 – 4; 26 – 3; 27 – 3; 28 – 2; 29 – 4;
30 – 1; 31 – 2; 32 – 3; 33 – 3; 34 – 4; 35 – 4; 36 – 1; 37 – 2.
ТЕСТ № 2 (вариант II)
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) неприм_римый (борец), уд_вителный, разъед_нять, ц_лина;
2) д_алог, пш_ница, пр_рода, уд_рать;
3) ср_статься, ск_чок, кат_строфа, препод_ватель;
4) пом_гать, к_саться, м_лодежь, п_мидор.
2. У какого слова из предложения неверно определены грамматические признаки?
В продолжение
в продолжение
2) всей – определительное местоимение;
3) весьма – наречие;
внимательны
3. Нужны запятые на месте цифр:
Весенний закат (1) пламенный (2) с пышными облаками (3) каждый вечер давал что-нибудь необыкновенное (4) новое (5) невероятное (6) именно то самое (7) чему не веришь потом (8) когда эти же краски (9) и эти же облака (10) видишь на картине.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
2) 4, 5, 6, 7, 8, 9.
3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
4) 4, 5, 6, 7, 8, 10.
4. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:
1) шепот;
2) шорох;
3) кошолка;
4) шелк.
5. В каком предложении не с последующем словом пишется раздельно?
1) Разнообразие трав в наших лугах (не)слыханное.
2) Леня был (не)утомим и бесстрашен, он появлялся всюду, где требовалось поднять дух измученных людей.
3) Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку.
4) Про старое (не)сказывай, новое показывай.
6. В каком примере возможно только одно написание?
1) трудит(ь)ся;
2) соб(е,и)рите;
3) лож(ь);
4) об(е,и)жал.
7. В каком слове ударение на втором слоге?
1) плуги;
2) облегчить;
3) неясна;
4) лгала.
8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
С востока надвигались темные дождливые тучи(,) и оттуда потягивало влагой.
1) в предложении есть однородные члены, соединенные союзом и ; запятая перед и не ставится;
2) в предложении есть однородные члены, соединенные союзом и ; перед и запятая ставится;
3) предложение сложное (сложносочиненное); перед и запятая не ставится;
4) предложение сложносочиненное; перед и ставится запятая.
9. В каком слове пишется нн ?
1) путан_ый;
2) коноплян_ый;
3) ветрен_ый;
4) маринован_ый.
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
Предложение со словом « »
... г. Улисс (Джойс, Джеймс) 0101г. Лишь иногда имеются надежные параллели: скажем, «Мандевилль» – сочинение из разряда, хорошо в России знакомого, как «Физиологи», Индикоплов; Улисс (Джойс, Джеймс) ... классе. Противостояние [=Армагеддон] (Кинг, Стивен) 0101г. Они скомпонованы так же, как музыкальное сочинение . Невыносимая легкость бытия (Кундера, Милан) 2002г. Вначале (как незавершенный эскиз) была бы ...
2) День был голубой, нежный, на диво солнечный.
3) Вдали перед ним пестрели и цвели луга, и нивы золотые.
4) Из-под снега виднелись: самовар, кадка и еще какие-то привлекательные узелки и коробочки.
11. Значение какого слова определено неверно?
1) подвода – грузовая конная повозка;
абонемент
3) быт – жизненный уклад, повседневная жизнь;
4) фактор – действительное событие, явление.
12. В каком слове пропущен ь ?
1) свар_щик;
2) проч_ти;
3) гвоз_ди;
4) буд_те.
13. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Не сули журавля в небе _ дай синицу в руки.
2) Доверие _ всегда самый дорогой подарок.
3) Так хотелось бы знать _ куда еще занесет судьба?
4) Я советую читать и изучать классиков _ Пушкина, Тургенева, Толстого.
14. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (средне)суточный, покажи(ка), (после)завтра;
2) (по)моему, (темно)синий, (пол)лета;
3) вряд(ли), (пол)второго, (полным)полно;
4) (по)тому, (микро)автобус, (мутно)зеленый.
15. Укажите предложение с речевыми ошибками:
1) Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно.
2) Часть книг, предназначенных для выставки, уже получена.
3) Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами.
4) Можно преображать мир сообразно своим представлениям.
16. К какому слову неверно подобран синоним?
1) кругозор – обозрение;
2) провал – крах;
3) бегемот – гиппопотам;
4) царить – господствовать.
17. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.
2) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии усыпавшими Армению.
3) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная прелесть.
4) Кони так устали, что_ когда с них сняли вьюки, они легли на землю.
18. Отметьте номер слова с удвоенной согласной.
1) оперет_очный;
2) антен_а;
3) ал_юминий;
4) им_итация.
19. Отметьте номер слова, где написание раздельное.
1) (На)утро снегопад прекратился, буря утихла.
2) Мальчик прищурился, что(бы) посмотреть на солнце.
3) (В)виду предстоящего скорого отъезда нужно торопиться со сборами.
4) Все зависит от(того), что скажет врач.
20. В каком слове пропущена буква ы ?
1) регистрац_я;
2) ц_ганка;
3) ц_ферблат;
4) панц_рь.
21. В каком примере пишется ни ?
1) Н_ раз мы бывали в этом старом парке.
2) Кто н_ плакал над романом хотя бы раз в жизни!
3) Н_ один солдат погиб в этом бою.
4) Кто н_ гладил эту кошку, все удивлялись живому шелку ее рыжей шерстки.
22. В каком слове пропущена буква, передающая звонкий согласный звук?
1) про_ьба;
Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. ...
... союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП). сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть ... с помощью творческих союзов, части остаются относительно независимыми друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые ...
2) ко_ьба;
3) бедня_ка;
4) бука_ка.
23. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?
1) Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.
2) Главное_ в поэзии не богатство звуков и красок, а пленительная сила и красота крылатой души поэта.
3) Я говорил обо всем, и о спорте_ в частности.
4) Долгая разлука нисколько не охладила их чувств, а_ напротив, они еще больше привязались друг к другу.
24. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:
1) официально-деловой;
2) научный;
3) публицистический;
4) художественный.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
25. Отметьте номер слова с приставкой пре- :
1) пр_влекательный;
2) пр_бывание;
3) пр_бытие;
4) пр_норавливаться.
26. Отметьте «лишнее» слово среди родственных слов:
1) пахать;
2) пахота;
3) пахнуть;
4) пахарь.
27. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
1) Радда и говорит: «Хорошо ты, Лойко, играешь! Кто это делал тебе скрипку такую звонкую и чуткую?».
2) «Вот друга я люблю! – вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
3) «На что мне тебя? – отвечает чинара. – Ты пылен и желт и сынам моим свежим не пара».
4) «Да, – сказал Остап: теперь я и сам вижу, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения».
28. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:
1) Организация Объединенных (н)аций ;
2) День (у)чителя ;
3) Нобелевская (п)ремия ;
4) Академия (н)аук .
29. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?
1) твой брат;
2) холод осени;
3) дом из камня;
4) побежал быстрее.
30. Укажите слово, в котором пишется буква т .
1) блес(т)ки;
2) опас(т)ный;
3) ровес(т)ник;
4) искус(т)ный.
31. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) огород;
2) боец;
3) просьба
4) ребенок.
32. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник_ или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.
2) Скажи ему, чтобы держался до тех пор_ пока не дам приказа отступать.
3) Море было спокойное_ и все же входить в него было почему-то страшно.
4) Каждый звук рождал какие-то искры_ и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.
«Односоставные предложения»
... нельзя отказать в правоте тем ученым, которые называют его недифференцированным главным членом односоставного предложения. С другой стороны, если это ... предложений, минимально - действие безличных предложений, в которых можно отметить преобразование семантики действия в состояние: знобит, нездоровится (состояние человека); светает, дождит (состояние природы) и т.д. Иногда лексические значения слов, ...
33. Какое слово неправильно разделено для переноса?
1) май-ка;
2) ван-на;
3) под-ъезд;
4) во-ро-бей.
34. В каком слове пропущена буква о ?
1) прик_саться;
2) прик_сновение;
3) к_сательная;
4) к_сание.
35. Какие примеры не соответствуют нормам литературного языка?
1) Нас было двое: брат и я.
2) Продано пятьсот сорок три штуки санок.
3) Осада города продолжалась восемьдесят двое суток.
4) На арену вышел медвежонок с четверыми медвежатами.
36. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены)?
1) Весь город там такой мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.
2) Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.
3) Задумаю реки большие надолго упрячу под гнет.
4) Справа был болотистый непроходимый лес слева красноватые столбы утесов.
37. В каком слове нет удвоенных согласных?
1) те(рр)аса;
2) те(рр)итория;
3) ба(лл)отироваться;
4) ка(рр)икатура.
Дополнительное задание
ВСТРЕЧА С ЛОСЯМИ
Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, бросилось на лед. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Еще один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лед, лось-вожак со всего разбегу заскользил широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился из всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лед. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой среди льдинок заметалась его рогатая голова.
(По М.Бубеннову)
Ответы к тесту № 2
1 – 3; 2 – 1; 3 – 3; 4 – 3; 5 – 4; 6 – 2; 7 – 4; 8 – 4; 9 – 4; 10 – 3; 11 – 4; 12 – 4; 13 – 1; 14 – 2; 15 – 3; 16 – 1; 17 – 3; 18 – 2; 19 – 4; 20 – 2; 21 – 4; 22 – 3; 23 – 1; 24 – 2; 25 – 2; 26 – 3; 27 – 4; 28 – 1; 29 – 4; 30 – 1; 31 – 2; 32 – 4; 33 – 3; 34 – 2; 35 – 3, 4; 36 – 1; 37 – 4.