Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме государственного выпускного экзамена. Русский язык (письменный экзамен)
2016-2017 учебный год
Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку
в форме ГВЭ-9 (письменная форма)
1. Критерии оценки сочинения на свободную тему
Сочинение на свободную тему оценивается по критериям, представленным в таблице 1.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми и 300-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми номерами)
Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1–ФК1 выставляются соответствующие баллы (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми и 300-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми номерами).
При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов
(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём сочинения обучающихся с ОВЗ, выполняющих экзаменационные работы 200-ми номерами, может быть сокращён: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Таблица 1
Критерии оценки сочинения на свободную тему |
Баллы |
|
ССК1 |
Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений |
|
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы |
3 |
|
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно |
2 |
|
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы |
1 |
|
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение оценивается 0 баллов . |
0 |
|
ССК2 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения |
2 |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения |
1 |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения |
0 |
|
ССК3 |
Композиционная цельность и логичность сочинения |
|
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности |
2 |
|
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы сочинения |
1 |
|
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей сочинения |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1 –ССК3 |
7 |
2. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению. , Критерии оценки сжатого изложения
Сжатое изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах 2–3.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих варианты с 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 400-ми номерами).
При оценке сжатого изложения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём от 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём изложения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняющих экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён: изложение – от 40 слов (если в сочинении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа оценивается
0 баллов).
Таблица 2
Критерии оценки сжатого изложения |
Баллы |
|
ИК1 |
Содержание изложения |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы |
2 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему |
1 |
|
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения |
0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста |
1 |
|
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста |
0 |
|
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – допущено не более 1 логической ошибки, последовательность изложения не нарушена; – в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1– ИК3 |
4 |
Таблица 2.1
Критерии оценки подробного изложения |
Баллы |
|
ИК1 |
Содержание изложения |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы |
2 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему |
1 |
|
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения |
0 |
|
ИК2 |
Передача содержания исходного текста |
|
Экзаменуемый подробно передал содержание текста |
1 |
|
Экзаменуемый не смог подробно передать содержание текста |
0 |
|
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – допущено не более 1 логической ошибки, последовательность изложения не нарушена; – в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1– ИК3 |
4 |
Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению
При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов
(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём сочинения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняющих экзаменационные работы с 500-ми номерами, может быть сокращён: сочинение – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то творческая работа оценивается 0 баллов).
Таблица 3
Критерии оценки творческого задания |
Баллы |
|
КТ1 |
Соответствие сочинения формулировке задания |
|
Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос |
1 |
|
Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос * Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов |
0 |
|
КТ2 |
Отражение собственного мнения экзаменуемого |
|
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме |
1 |
|
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу |
0 |
|
КТ3 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения |
|
Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента) |
1 |
|
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение |
0 |
|
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1 –КТ3 |
3 |
3. Общие для всех видов работ к ритерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются по критериям, представленным в таблицах 4.1 и 4.2. Таблица 4.1 для выполняющих варианты с 100-ми, 300-ми, 400-ми и 600-ми номерами, таблица 4.2 для выполняющих варианты с 200-ми и 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми и 400-ми номерами).
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в Приложении 1. При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).
При оценке грамотности этой категории участников с ОВЗ следует учитывать специфику их письменной речи, проявляющуюся в «аграмматизмах» (пропуске предлогов, неправильном согласовании слов, использовании «телеграфного стиля» и проч.), которые должны рассматриваться как однотипные ошибки.
Таблица 4.1
№ |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
|
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибок |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов |
0 |
|
Максимальное количество баллов по критериям ГК1 –ГК4, ФК1 |
10 |
Таблица 4.2
№ |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи для обучающихся, выполняющих варианты с 200-ми и 500-ми номерами, а также для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих варианты с 100-ми и 400-ми номерами |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три–пять ошибок |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более трёх ошибок |
2 |
|
Допущено четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено шесть и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущено три ошибки |
2 |
|
Допущено четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено шесть и более ошибок |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх ошибок |
2 |
|
Допущено четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено шесть и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
Допущено две ошибки в изложении материала или в употреблении терминов |
1 |
|
Допущено три и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов |
0 |
|
Максимальное количество баллов по критериям ГК1 –ГК4, ФК1 |
10 |
4. Критерии оценки диктанта (700-е номера вариантов)
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в Приложении 1. При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).
Таблица 5
№ |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ДК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
5 |
|
Допущено две ошибки |
4 |
|
Допущено три ошибки |
3 |
|
Допущено четыре ошибки |
2 |
|
Допущено пять ошибок |
1 |
|
Допущено шесть и более ошибок |
0 |
|
ДК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
5 |
|
Допущено две ошибки |
4 |
|
Допущено три ошибки |
3 |
|
Допущено четыре ошибки |
2 |
|
Допущено пять ошибок |
1 |
|
Допущено шесть и более ошибок |
0 |
|
ДК3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ДК4 |
Точность записи текста |
|
Ошибок в воспроизведении текста нет |
5 |
|
Допущена одна ошибка в воспроизведении текста |
4 |
|
Допущено две ошибки в воспроизведении текста |
3 |
|
Допущено три ошибки в воспроизведении текста |
2 |
|
Допущено четыре ошибки в воспроизведении текста |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок в воспроизведении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за диктант по критериям ДК1–ДК4 |
17 |
8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации