Тема: Сочинение-описание «Весна идет…»
Цели:
- Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).
- Показать роль деталей в художественном описании.
- Продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.
- Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать самостоятельность.
- Творческую активность.
- Эстетическое восприятие произведений искусства.
- Любовь к природе.
- Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
Развивающие цели:
- Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
- Развивать чувство прекрасного.
Оборудование:
Картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода” и аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”, фонограмма «Голоса птиц», рисунки.
Ход урока.
-
Орг. Момент
Здравствуйте, ребята! Я проведу урок русского языка. Урок будет творческий, а результатом нашей деятельности будет сочинение-миниатюра. Посмотрите, как ярко светит солнышко, как ласково оно нам улыбается! Улыбнитесь солнышку, друг другу. Садитесь.
2. АОЗ
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна».
Есть просто храм
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
-Хочется грустить или радоваться? Почему?
— Почему весна — одним из самых любимых времен года? (Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора).
— С помощью чего художники передают красоту природы весной? (разнообразием «теплых» красок)
— С помощью чего воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты? (С помощью нот. В их композициях слышится светлая музыка, полная тепла и ласки)
Реновация китайской традиционной музыки в эпоху Культурной Революции
... создания музыки максимально отвечавшей требованиям идеологии того времени и очень показательный в плане прагматичного китайского отношения к музыке. Работа называется «Реновация китайской традиционной музыки», ... революции, в которое входят в первую очередь оркестровая традиционная и симфоническая музыка и традиционная опера. Цель исследования - дать анализ музыкального творчества данного периода, ...
— Назовите изменения в живой и неживой природе весной.
(по ходу ответов детей на доску вывешиваются рисунки деревьев, снега, реки, птичек, неба)
— Что получилось у нас? (Весенний пейзаж)
Фонограмма «Голоса птиц»
-Эти изменения мы видим в природе, а что мы слышим? (ответы детей)
3. Работа над новым материалом.
— А как мы с вами можем описать красоту весенней природы?
Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Правда, здорово быть волшебником! Но для этого нам необходимо что? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.
Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, знакомились с содержанием картин художников, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.
-Мы уже назвали несколько предметов (рисунки на доске), но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их .
Попробуем подобрать прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными, (работа в карточках ).
Это пригодится вам в конце урока.
Предметы |
прилагательные |
глаголы |
небо |
||
солнце |
||
река |
||
деревья |
||
день |
||
снег |
Физминутка!
Проверка по цепочке.
— Говорят, что весна, это утро года. Почему? (пробуждение природы)
— Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром ? ( будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло.. .) А как вас мама будит? ( дотрагивается до плеча, целует .. .) С помощью, какой части речи можно описать движение ? (глагол) Подберите глаголы к словосочетаниям (вернуться к карточке)
— Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, — он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, — и произойдет чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.
— Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова.
— Итак, наша с вами задача — описать весенний день.
Перед вами листы — клише.
— Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.
Клише
Развертывание
На сегодняшнем уроке мы будем писать сочинение-миниатюру о весне. Сочинение-миниатюра — это небольшое произведение, состоящее из 4-6 предложений. Мы будем использовать данные, предоставленные нам.
Перед тем, как приступить к написанию, давайте разберемся с примером, который дан нам в качестве образца. В нем описывается приход весны, ее признаки и влияние на природу.
В первом предложении автор говорит о том, что с земли еще не сошел снег, но уже в душе просится весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но вокруг все выглядит чудесно. Второе предложение описывает прозрачный и свежий воздух, светящее солнце и играющие лучи, которые купаются в лужах вместе с воробьями. В третьем предложении речь идет о проснувшейся реке, которая уже завтра зашумит и забурлит. Четвертое предложение описывает живущие деревья, которые еще не распустились, но уже дышат и просыпаются. Пятое предложение заключает в себе призыв восхищаться этим временем года, если мы ценим и любим природу.
Прочитав этот образец, мы можем отнести его к стилю описания прихода весны. В нем присутствуют яркие образы и эмоциональная окраска.
Теперь, когда мы разобрали образец, давайте перейдем к написанию нашего сочинения-миниатюры. Для этого мы будем использовать предоставленные данные.
Стаи птиц под облаками кружат в синей вышине. Вся природа пишет с нами сочинение о весне. Эти строки вдохновляют нас и помогут нам передать красоту прихода весны в нашем сочинении.
Тема: Волшебная палочка
Цель урока: познакомить детей с темой творчества, проанализировать и описать свои чувства. Развить творческое мышление и умение выражать свои мысли и чувства.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Приветствие
- Проверка готовности рабочих мест
- Краткое объяснение темы урока
II. Актуализация знаний
- Беседа на тему «Что такое волшебная палочка?»
- Просмотр видеоролика о том, как волшебные палочки используются в сказках
- Обсуждение вопросов, возникших после просмотра видео
III. Основная часть
- Работа над описанием своих чувств и воображения о волшебной палочке
- Написание мини-сочинений на тему «Что бы вы сделали, если бы у вас была волшебная палочка?»
- Обсуждение сочинений, подбор лучших фраз и слов
IV. Подведение итогов
- Просмотр и оценка отобранных сочинений
- Ответы детей на вопрос «Что нового вы узнали для себя на уроке?»
- Обсуждение того, как может использоваться творческое мышление в повседневной жизни
- Ответ на вопрос «Понравился ли вам урок?»
V. Рефлексия
- Приглашение детей нарисовать изображение бабочки и покрасить ее цветами, отражающими их чувства после урока
- Обсуждение рисунков и открытые вопросы для обдумывания в домашнем задании
VI. Домашнее задание
- Подумайте, как использовать творческое мышление в повседневной жизни и зафиксируйте идеи в дневнике
Учитель: Мы являемся творцами своей жизни, и вот тогда, когда мы рисуем свое будущее, нам нужны волшебные палочки! Сегодня мы почувствовали, как мы можем творить, если возможно было бы превратить в жизнь все наши мечты. Помните, что каждый из нас имеет свою волшебную палочку! Добро пожаловать к этому замечательному путешествию!
IX. Домашнее задание: ( на доску)
1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: написать заметку в школьную газету о весне.
2 группа — дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь).