Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 4 классе. Тема: «Обучающее сочинение с элементами описания и рассуждения». Учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 2 г. Верхнеуральска» Челябинской области Колонюк Светлана Валентиновна |
Тема: «Обучающее сочинение с элементами описания и рассуждения».
Цель:
1 . Обобщать и систематизировать знания, полученные на уроках и учиться применять их в практике самостоятельно.
2 . Учить составлять самостоятельно текст, соединяя разные типы в сочинении.
3 . Развивать устную и письменную речь.
4 . Воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование:
Портрет П.И. Чайковского (презентация о композиторе)
Рисунки детей «Снежинки» (ранее выполненные на уроке изобразительного искусства)
Музыкальный материал: П.И. Чайковский цикл пьес «Времена года», пьеса «Зима»
Листочки для работы
Схемы – таблицы (опоры)
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Психологический настрой.
(звучит пьеса «Зима» П.И. Чайковского из цикла пьес «Времена года», на доске портрет композитора, записаны его высказывания)
Учитель начинает урок, читая эти слова:
- Пётр Ильич Чайковский часто говорил:
«Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть».
- Тихий зимний день
Девица – красавица отправилась в зимний лес
- Никому не верится:
Чудо из чудес – за цветочком девица
Ходит в зимний лес.
«Может вам не верится?» — спрашивает девица
Есть один такой цветок
Не вплетёшь его в венок
На него подуй слегка –
Был цветок и нет цветка.
- Что же это за цветы необычной красоты? (снежинки)
- Я палочкой – указочкой тихонько поведу
По белому и чистому бумажному листу
И на листе распустятся волшебные цветы
Нигде, нигде на свете таких не встретишь ты!
(убирает учитель первый лист, на втором изображены снежинки)
-
Постановка учебной задачи.
Наша задача – правильно мыслить, общая цель – рассуждать. Мы будем учиться думать, слушать, говорить и сочинять.
IV . Беседа. Обсуждение личных наблюдений и впечатлений.
-
Учитель показывает, обращает внимание на снежинки. Что скажете?
(высказывания детей, они могут быть разные, если дети молчат; учитель даёт серию наводящих вопросов).
— снежинки какие? (чистые, хрупкие, холодные, крупные, блестящие, серебристые, пушистые, белые, чудесные, прекрасные, голубые, воздушные, морозные, снежные, лучистые, маленькие, хрустальные, радостные, мохнатые, тонкие, резные, легкие, нежные, белоснежные).
Ваши вопросы снежинкам.
- Снежинки, откуда вы?
- Куда вы летите? (характер движения)
- О чем вы шепчетесь? (творчество)
- Зачем вы падаете на землю? (польза)
- Почему вы такие непохожие? (сравнение)
- Одинаковые ли снежинки в разную погоду (наблюдение)
2. Какие загадки знаете? (дети загадывают)
Например: На землю падают они
Как будто с яблонь лепестки
И тонут давние тропинки
И слепнут в окнах огоньки.
(Н. Рыбалко)
3. Писатель И. Тургенев приветствовал снежинок такими словами:
«… Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого снега!»
А как много прекрасных строк есть в поэзии.
(А. Пришелец)
Снежинка
Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!
Я любуюсь, и пройти не смею –
Я не знаю, что мне делать с нею:
Вот она сейчас, сию минуту,
Упадёт на сапоги кому – то
Я тянусь к ней доброю ладонью:
- У меня тебя никто не тронет!
На ладони долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.
Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
- В чём видит красоту поэт?
- А о чём он сожалеет?
- Как выразил он свои чувства? В каких словах их передал?
- Какие вы знаете стихи о снежинках? (по желанию дети читают стихи).
V . Обсуждение структуры сочинения, виды текста.
1. Мы с вами о многом сейчас рассуждали, вспоминали, рассказывали. Как можно всё это выразить одним словом? (речь).
- Что же такое речь? (всё, что мы говорим)
- Для чего она нужна? Какая бывает? Из чего состоит? (речь нужна человеку, чтобы сообщать, узнавать, говорить, общаться.
Если мы разговариваем, то речь устная, записываем – письменная, состоит из слов).
- Что называется предложением? (законченная мысль)
- Что такое текст? (группа предложений, связанных по смыслу, записывается в строгом порядке).
- Что такое тема? (это о ком или о чём говорится в тексте).
- Какова наша тема? (о снежинках).
- Посмотрите на доску. Прочитайте внимательно (про себя) темы сочинений.
2. Знакомство с темами (на доске запись).
«Белоснежные цветы зимы»
«Почему снежинка белая? Почему такая смелая?»
«Сказочные чудо – мотыльки» (сказка о чудо – мотыльках).
- Прочитайте темы сочинений (вслух)
3. Вспомните, какие три типа текстов вы знаете?
- Посмотрите на схемы на доске.
А) текст – повествование (глаголы)
Б) текст – описание (прилагательные)
В) текст – рассуждение (примеры, объяснение, доказательства)
- В чём особенность каждого текста?
- Как вы думаете, наши темы, каким текстам соответствуют?
- Если вы пишите сказку, то можно представить сказочный лес, с неба падают снежинки. Посмотрите на них глазами сказочника.
- Если это описание, то подберите красивые эпитеты и сравнения.
- Если рассуждение, то приведите примеры, объясните, докажите.
VI . Лексико – стилистическая и орфографическая подготовка.
Каждое слово нашего языка таит в себе особый смысл. Синонимы помогут избежать в тексте повторения одного и того же слова.
-
Снежинка – она крошка – пушинка – мотылёк.
-
Сравнение поможет нам точно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему. Сверкают, блестят, искрятся, как звёздочка, словно искорка, похожа на цветы, как будто с яблонь лепестки, как пух.
-
Эпитеты украшают нашу речь – серебристые, белоснежные, хрупкие, удивительная, любуюсь.
VII .Работа над сочинением.
1. Выбор темы, эпиграфа.
- Выберите ту тему, которая вам близка, понравилась.
(На доске написаны эпиграфы. Зачитывает учитель).
-
Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома
Волшебной, доброй сказкою нам кажется она.
-
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна
Эту сказку про снежинку рассказала мне сосна.
-
Наши снежинки как цветы
Про них чудесную историю
Друг мой послушай ты.
- Какой эпиграф вы бы выбрали?
- Подходит ли ваше четверостишие?
(Если ученик не подобрал, предлагаю свои варианты)
- Подумайте, как вы начнёте своё сочинение?
- Запишите вступительную часть.
2. Дети самостоятельно работают (звучит тихая мелодия).
3. Через некоторое время зачитываем 2-3 сочинения (начало).
4. Работа над сочинением. (Если ученик так и не смог написать вступление, помогаю, даю карточки, которые помогут выбрать начало сочинения).
5. Проверка написания основной части. Зачитываем 2-3 работы (если кто-то не справился, даю карточки с опорными словами)
6. Запись заключительной части.
VIII . Проверка выполненной работы.
- Кто закончил писать своё сочинение?
- Зачитайте 2-3работы (по желанию учащихся).
IX . Анализ. Самооценка. Рефлексия.
1. Выразите своё отношение к уроку.
- У вас снежинки на парте разных цветов:
- белая снежинка – всё понравилось на уроке, я справился с заданием;
- голубая снежинка – было сложно, но увлекательно;
- синяя снежинка – очень тяжело, но мне помогли схемы и карточки;
(значение цвета снежинок на экране)
- Покажите, какую снежинку выбрали вы.
2. Впечатления.
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями, успехами?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Какое настроение было у вас на протяжении всего урока? Менялось ли оно?
3. Заключение.
- Спасибо за урок! Всем хорошего дня!