Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому сочинению. план-конспект по литературе (10 класс)

Сочинение

П.Раслово – 2016 г

2

Место занятия в системе уроков

Урок составлен по учебно-методическому комплекту «Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.И.Коровина. Допущен министерством образования и наука РФ. М. Просвещение. 2013год.» На тему «Подготовка к итоговому сочинению» отводится несколько уроков. Данная тема является достаточно актуальной. Усовершенствование работы с литературными произведениями способствует более успешному написанию итогового сочинения. Работа учащихся над сочинением данного типа развивает внимательное отношение к литературному тексту, способствует углублённому пониманию проблематики литературных произведений.

Система уроков развития речи по теме «Подготовка к итоговому сочинению» включает в себя системные уроки развития речи в 5-9 классах. В 10 классе знания по данной теме углубляются, систематизируются, совершенствуются после изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» . На данную систему уроков в 10 классе отводится 11 часов: на первом уроке уточняются, углубляются, совершенствуются, закрепляются знания по теме «Структура, тема , микротема, основная мысль текста». Именно уроки закрепления обеспечивают полноценное усвоение содержания знаний на уровне умений. Данный урок является восьмым в системе уроков развития речи в 10 классе, так как на нём проводится работа по подготовке к итоговому сочинению по четвёртому направлению, предложенному в 2016-2017 учебном году для экзаменационного сочинения в 11 классе. На девятом уроке проводится проверка умений, навыков написания итогового сочинения по направлению «Опыт и ошибки».

С помощью системы уроков по данной теме можно добиться высоких результатов в подготовке обучающихся 10 класса к написанию экзаменационного сочинения в 11 классе.

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

Задачи:

I.Образовательные:

— познакомить учащихся с новым направлением итогового сочинения, приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;

16 стр., 7602 слов

Мастер-класс «Подготовка к итоговому сочинению по направлению ...

... мастер-класса. Работа над сочинением., Актуальность Сегодня я поделюсь своим опытом подготовки к итоговому сочинению, учитывая именно эти трудности. ... разум или чувство? Разум и чувства: гармония или противоборство? Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? Должен ли разум брать верх над чувствами? Наш разум ... Поэтому по каждому направление тем в классе мы прочитали по нескольку произведений. Это ...

3

— учить устанавливать связи между частями сочинения;

— учить различать главную и второстепенную информации

II. Развивающие

а) в группе повторения:

-повторить материал о структуре сочинения ;

— повторить информацию о теме и основной мысли текста ;

— формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;

— развивать критическое мышление через заполнение таблицы, составление кластеров, синквейнов;

б) в группе развития речи:

— развивать языковое чутьё;

— развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;

— обогащать словарный запас обучающихся;

в ) в группе развития мышления:

— совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

— совершенствовать умение логически мыслить;

— формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.

III. Воспитательные:

4

— формировать интерес к чтению художественной литературы;

— воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

— воспитывать ответственное отношение к учёбе;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;

— воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;

Методическое обоснование

Тема урока « Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе» является актуальной, так как обучение написанию сочинения в 10 классе особенно необходимо в связи с тем, что именно в этом классе изучаются великие произведения мировой классики, в которых содержится много материала, необходимого для написания, практически, сочинений всех направлений. Тем более, что значимость ключевых слов всех предложенных направлений напрямую относится и к современной жизни подростков.

Тип урока комплексное применение знаний. Данный тип урока имеет важное значение в системе обучения. Его целесообразно проводить в 10 классе в данной форме, т. к. необходимо совершенствовать самостоятельную работу над текстом художественного произведения ; этот вид деятельности проверяется на письменном экзамене в 11 классе.

1 стр., 426 слов

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели…» В.Г. Белинский

... приемы и способы для осуществления деятельности, действие, то есть сам процесс реализации цели, и результат – конечный итог. Сама наша жизнь – это череда целей, которых мы достигаем, с помощью ... тем, что она целесообразна, а значит без цели и, соответственно, без мотива, интереса, она не будет осуществляться. Рассмотрим ее структуру. Деятельность складывается из таких элементов, как мотив, который ...

Вид урока: смешанный ( самостоятельная и практическая работа)

Ведущая технология: развитие критического мышления через составление синквейнов, кластеров, заполнение таблиц.

5

Методы:

— по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично поисковый;

— по степени активности учащихся: продуктивный творческий;

— по источнику знаний: словесный, практический, наглядный;

— по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Оборудование: ПК, экран, проектор, толковые словари, текст романа –эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

Оформление доски: записи по ходу урока, составление кластера.

Этапы урока

I Организационный момент.

Цель : включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

II Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

III «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднений)

Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и проработать пути подхода к теме.

IV Включение нового знания в систему знаний.

6

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

V Закрепление изученного.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

VI Самостоятельная работа с проверкой.

Цель: первичный контроль за овладением техники написания сочинения

VII Домашнее задание.

Цель: закрепить и усовершенствовать знания, полученные на уроке.

VIII Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего коллектива.

7

Ход урока.

Тема не записана на доске.

Приветствие.

— На доске спроецированы направления, по которым вы будете писать пробный экзамен – сочинение. С тремя направлениями («Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Поражение и победа») вы уже знакомы. Сегодня на уроке я предложу вам для работы ещё одно направление «Опыт и ошибки». Как вы думаете чем интересна данная тема? А интересной она может быть лишь тогда, когда есть сказать что по ней… На самом деле ключевые слова направления «Опыт и ошибки» многозначные. Они могут нести разную смысловую нагрузку.

Хотелось бы вам сейчас на уроке попробовать очертить круг проблем, связанных с подготовкой к сочинению по этому направлению? Тогда формулируем тему урока и ставим задачи. ( Возможные варианты тем: «Ошибка – это опыт», « На ошибках учатся» и др. Задача: понять, как выстраивать сочинение и на какой литературный материал опираться )

— Итак «Ошибки и опыт» (Записывается тема)

— Какие же цели мы должны поставить сегодня на уроке, исходя из темы? Как мы можем их достичь?

— Как вы считаете, с чего можно начать подготовку к сочинению?

— Конечно, нужно прежде всего осмыслить , что обозначают данные понятия.

Словарная работа. ( Обучающиеся находят слова в толковом словаре Ожегова С.И. после чего на экране проецируется следующая информация:

Ошибка – направленность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях (По Ушакову)

Ошибка – направленность в действиях, мыслях ( По Ожегову С.И.)

8

Ошибка – то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания ( По Ефремовой Т.Ф.)

Ошибка – погрешность ( Из словаря синонимов)

Опыт — совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков. (По Ушакову)

Опыт – воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. ( По Ожегову С.И.)

Опыт — отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания (По Ефремовой Т.Ф.)

Опыт – эксперимент (Из словаря синонимов)

— Какое пояснение слова вам больше всего понятно? (Дети высказывают своё мнение)

Работа с текстами стихотворений, высказываниями по направлению «Опыт и ошибки» ( Тексты проецируются на экране, а ребятам раздаются напечатанные на листочках бумаги для работы ).

— Теперь давайте внимательно вчитаемся в афоризмы и тексты стихотворений , которые написаны в разные времена представителями разных народов:

«Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью». (Филлис Терос)

«Ошибка даёт возможность начать всё сначала». (Генри Форд)

«Кто жаждет совершать великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу» (Л.Вовенарг)

— А теперь постараемся осмыслить данные стихотворения.

9

Жизнь не всегда дарует нам свои улыбки,

Порою посылает испытания…

И потому у всех есть право на ошибки,

Но важно, чтоб пришло их осознание…( Из интернета)

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных ,

И Гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель (Пушкин А.С.)

— Скажите, ребята, что же нам, современным читателям, близко и понятно в этих бесценных для человеческого опыта строчках…

— Какой мыслью они все объединены? (Ошибка – это опыт»)

— Объясните, пожалуйста, свою позицию, приводя из афоризмов и текстов аргументы…

Составление синквейнов.

— Попробуйте, ребята, составить синквейн по нашей теме, работая в парах .

10

(Возможный пример синквейна:

Опыт

Неожиданный, трудный.

Испытывает, учит, укрепляет дух.

На ошибках учатся.

Мудрость.)

Работа над композицией сочинения.

— Ребята, я надеюсь, что вы достаточно хорошо разобрались с темой сочинения, проанализировав ключевые слова, и чётко представили, о чём надо писать. Теперь нам необходимо вспомнить композицию итогового сочинения. Позвольте напомнить, что традиционно выделяется 3 части сочинения:

1) вступление, задача которого ввести в тему, дать предварительные , общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;

2) основная часть , в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируются тексты художественного произведения;

3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное. (Данная информация проектируется на экране).

Работа с таблицей в группах.

— Чтобы у вас, ребята, сложилось более чёткое представление о том, как правильно писать сочинение по направлению «Опыт и ошибки», заполните таблицу:

11

Тема сочинения:

Вступление

Кластер, систематизирующий художественные произведения, содержащие примеры – аргументы, указывающие на героев, приобретавших жизненный опыт через ошибки

В кластере дети могут указать следующую информацию: Л.Н.Толстой «Война и мир»-

Пьер Безухов (ошибки – женитьба на Элен, масонство, присутствие на Бородинском поле; опыт — женитьба на Наташе, уход от масонства, снаряжение ополчения на партизанскую войну).

Андрей Болконский ( ошибки – эгоизм, идеализация Наполеона; опыт- всепрощение, понимание ничтожности Наполеона – обычного человека) и пр.

Заключение

Защита материала, заполняющего таблицу.

— Теперь необходимо одному представителю группы защитить материал, подобранный в таблице.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

12

— Ребята, дома напишите сочинение. Попробуйте на основе материала урока вывести новые мысли о ценности опыта через допущенные ошибки, об ответственности человека за свои ошибки. Подумайте и о связи эпох.

Рефлексия.

— Ответьте, ребята, пожалуйста на вопросы:

— Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить поставленные задачи?_________________________________

— Сегодня на уроке я _______________________

— Самое интересное для меня задание было_____________________________

— Я узнал(а) (новое)________________________

— Я научился(ась)__________________________

— Материал урока был_____________________

— За урок я______________________

— Самое сложное для меня было____________________

— Работал ли я в группе______________

— Урок для меня показался_______________-

— Урок окончен. До свидания, ребята.

13

Методическая и лингвистическая литература, используемая на уроке

  1. Александрова Г.В.Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей. М.: БАЛАСС. 2010г.
  2. Сулицкая Н.М., Кадашникова Н.Ю. и др. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки.Волгоград. Учитель. 2011г.
  3. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи. Волгоград. Учитель. 2000 г.
  4. Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2 издание, доработанное. М.: Просвещение. 2011 г.
  5. Ксензова. Перспективные школьные технологии. Учебно- методическое пособие. М. 2001 г.