Мастер-класс «Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувство»

Сочинение

Работа над сочинением, актуальность

Сегодня мы рассмотрим опыт подготовки к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувства». Это задание часто вызывает негативные эмоции у учеников, поэтому важно научить их эффективным стратегиям написания сочинений. В наше время доступно множество информации на эту тему в Интернете, и я хотела бы поделиться своим опытом, чтобы помочь вам в этом процессе.

Перед началом работы над сочинением важно понять, что успех не приходит сам собой. Чтобы достичь чего-то важного, нужно приложить усилия и трудиться. Каждый из вас может найти свое место в жизни и показать свои лучшие качества через сочинение.

В процессе подготовки к итоговому сочинению, я рекомендую следующие стратегии:

  • Чтение и анализ текстов: Важно ознакомиться с различными текстами, связанными с темой «Разум и чувства». Нужно читать как классические произведения, так и современные статьи и эссе, чтобы получить полное представление об этом направлении.
  • Выработка собственной точки зрения: После прочтения разных текстов, важно сформулировать собственное мнение на тему «Разум и чувства». Это поможет вам разработать основные идеи и аргументы для вашего сочинения.
  • Планирование и структурирование: Прежде чем приступить к написанию, составьте план сочинения. Определите основные идеи, которые хотите выразить, и распределите их по абзацам. Это поможет вам организовать свои мысли и сделать текст логичным.
  • Практика написания: Чтобы стать лучшим в написании сочинений, необходимо практиковаться. Регулярно пишите эссе, анализируйте свои работы и старайтесь улучшиться. Только через практику вы сможете развить свои навыки и стать более уверенными в написании.

В заключение, подготовка к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувства» требует усилий и труда, но при правильном подходе может стать интересным и познавательным процессом. Надеюсь, что мои советы и рекомендации будут полезны для вас, и вы сможете успешно написать свое сочинение.

Конечно, работу над сочинением предваряем прочтением книг. В любом классе есть ученики, которые не читают, даже если это небольшой рассказ. Поэтому по каждому направление тем в классе мы прочитали по нескольку произведений. Это нужно тем ученикам, которые не читают вообще.

Итак, представим себя на месте ученика. Какой-то багаж знаний у них есть. Произведения прочитаны. Перед ним темы сочинений. Я разработала памятку для учащихся (я думаю, подобные есть у всех, может, чем-то различаются) и хочу предложить ее вашему вниманию. В печатном виде памятки будут более подробные.

1 стр., 384 слов

Разум и чувства сочинение мастер и маргарита

... денег не помешало ему влюбиться в Маргариту и сделать ее счастливой. Герои безумно счастливы вместе, но им мешает замужество Маргариты и арест Мастера за написанный антисоветский роман. Казалось бы, ... предоставляет им шанс обрести совместное счастье. Сам дьявол предлагает Маргарите сделку и она, замученная нежеланной жизнью и разлукой с Мастером, конечно же, соглашается. Став на один вечер королевой ...

Памятка для учащихся по подготовке к сочинению по литературе

  1. Я определяю, какая из тем кажется мне наиболее конкретной и понятной, какие из подходящих художественных произведений я знаю лучше всего. Я внимательно читаю формулировку темы, внимательно выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл, пытаюсь своими словами коротко сформулировать тему.

  2. Я формулирую тезис сочинения. Для этого в теме-вопросе отвечаю на вопрос, тему – повествование превращаю в вопрос и отвечаю на него. Если тема представляет собой цитату, объясняю, как я понимаю эту цитату, формулирую тезис. Использую толкование «опорных» слов и их взаимосвязь.

ОПОРНЫЕ СЛОВА – это не так просто, как оказалось. Некоторым детям сложно их найти. Предлагаю такой способ: толкование слов темы сочинения и анализ их взаимосвязи. Это поможет сформулировать тезис сочинения.

Даю клише к итоговому сочинению.

Клише к итоговому сочинению 2016-2017 по литературе.

  • Для вступления к сочинению;
  • Примеры вступления;
  • Переход к основной части;
  • Адресация к литературному произведению;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-razum-i-chuvstva/

  • Собственное понимание мысли автора произведения;
  • Выводы и заключение.

Рассуждения к вступлению и вопросы по теме.

Вступление. Ключевые слова: разум, чувства…

Общие рассуждения по теме

1. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с …

3. С давних времен человек размышлял о …

4. Как часто мы слышим о …

5. Мы знаем о … из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

7. Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит …. Действительно, …

8. Приём «Ключевое слово»:

а) определить тему текста,

б) выделить ключевое понятие,

в) раскрыть смысл этого понятия.

9. Приём «Аллегория».

Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером.

Вопросы по теме

1. Что же самое главное …?

2. Зададимся вопросом: почему..? В чем же причина ..?

3. Невольно задаешься вопросом: зачем..?

4. Почему же нужно ..?

5. Как мы должны относиться к ..?

6. Задумаемся: должны ли мы..?

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. (Риторические вопросы).

Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

4. «…»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….

5. Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы).

Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья … .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

9. (Вопросы).

Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Обращение к произведению.

1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

2. Тема (противоборства разума и чувства и т.п.) затрагивается в романе… (автор, название).

3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).

5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

7. Вспомним героя повести… (автор, название).

8. Обратимся к роману… (автор, название).

9. Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента.

1. Автор повествует о…

2. Автор описывает…

3. Автор подчеркивает…

4. Поэт показывает…

5. Писатель размышляет о…

6. Писатель обращает наше внимание на…

7. Он ставит нам в пример…

8. Он осуждает…

9. Он акцентирует внимание читателя на…

10. Он утверждает…

Выводы и заключение.

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Невольно напрашивается вывод…

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… 5.

6. Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

7. (Цитата)«…,», — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….

8. В заключение хочется выразить надежду на то, что…

9. Итак, можно сделать вывод, что…

10. В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Работа с аудиторией учителей.

Сегодня Вы на месте учеников. Поразмышляйте над темой: « Раздумья о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человечества, которые влияют на его устремления и поступки.

На первый взгляд кажется, что главенствует разум. Он изобретает, планирует, контролирует. Однако человек существо не только разумное, но и наделённое чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. И именно чувства позволяют ему чувствовать себя счастливым или несчастным. Более того, именно чувства заставляют его творить, изобретать. Менять мир. Не будь чувств, разум не создавал бы свои выдающиеся творения.

«Что правит миром – разум или чувство? Разум и чувства: гармония или противоборство? Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? Должен ли разум брать верх над чувствами? Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти? И другие».

Аргументы

  1. Доводы по поводу того, должен ли разум брать верх над чувствами, встречаются у А. Масса в произведении «Трудный экзамен». Девочка Аня Горчакова понимает, что нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу несмотря ни на что. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства. Мы должны уметь справляться с ним, прислушиваться к разуму, который подсказывает нам правильное решение.

Однако не всегда разум даёт верные советы. Обратимся к повести А. Лиханова «Лабиринт», в которой герой принёс чувства в жертву разуму: он отказался от любимого дела в пользу заработка. Теперь он чувствует себя глубоко несчастным. «будто раненный он смертельно».

Тема сочинения: Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие одно другое?

Спор о том, что важнее – разум или чувство –ведется с древности. У каждого свой ответ на этот вопрос. Ерих Мария Ремарк считает, что люди живут чувствами, но для того, чтобы осознать это, необходим разум. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» также прекрасный пример влияния чувств и разума на человека. В нем можно проследить два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – расчетливая Элен Курагина. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств.

Для того, чтобы определить, что же правит миром: разум или чувство, важно их рассмотреть вместе. Можно заметить, что и тот, и другой фактор являются важными составляющими жизни человека. Разум помогает принимать осознанные решения, а чувства напоминают о том, что жизнь не только о работе и заботах.

Однако, как и во многом, ключ к гармонии – баланс. Если перевесит чувственность, может потеряться разумный подход к важным жизненным решениям. С другой стороны, слишком логический подход без учета эмоций может привести к пессимизму и одиночеству. Только в равной степени учитывая чувства и разум, можно добиться счастья и удовлетворения в жизни.

Практическая работа с аудиторией учителей

Чтобы научиться писать сочинения, необходимо освоить не только техническую сторону вопроса, но и научиться выражать свои мысли и идеи. Одним из способов улучшения навыков как технической, так и творческой стороны письма является групповая работа.

Работая в группе с другими учениками или студентами, можно обсуждать предметы, формулировать свои идеи, пополнять свой словарный запас и зарабатывать очки при оценке сочинений от учителя. Кроме того, работая в группе, люди могут дополнять друг друга: одни выступают больше как «мозг» — анализаторы, другие больше как «душа» — эмоциональные люди. Таким образом можно создавать сочинения, где эмоции и логика идут рука об руку.

Формулирование тезисов

  • Разум и чувство являются важными составляющими жизни человека.
  • Для достижения гармонии необходим баланс между чувствами и разумностью.
  • Ключевой пример влияния чувств и разума – роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Работа в группе помогает улучшить навыки как технической, так и творческой стороны письма.

Вступления к сочинению

Вступление – это первый и наиболее важный аспект любого сочинения, потому что именно оно быстро привлекает внимание читателя или слушателя.

Варианты вступлений:

  1. Историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
  2. Аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным словом);
  3. Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
  4. Сравнительное (проведение литературных параллелей);
  5. Обществоведческое (привлекающее обществоведческие темы).

Каждый автор выбирает вступление по своему усмотрению, но имеет смысл выбрать вступление, которое бы хорошо завязывало тему и привлекало внимание читателя.

Варианты заключений

Предлагаемые в методических работах обычно два варианта:

  1. Заключение-вывод
  2. Заключение-следствие

Вывод не просто повторение аргументов, а новая информация, обобщающая предыдущее изложение.

Заключение-следствие включает дополнительную информацию, выходящую за рамки рассмотренного в тексте (например, влияние произведения на читателя или актуальность темы).

Также важны удачные концовки, которые могут быть созвучными с зачинами, но выражать новую мысль.

Напомним, что объём вступления и заключения должен составлять примерно четверть от всего сочинения.

Практическая работа с аудиторией учителей

Давайте обсудим разум и чувство как важные аспекты внутреннего мира человека, влияющие на его поведение. Рассмотрим их как гармоничное единство или сложное противоборство, которое составляет внутренний конфликт личности. Первый вариант сосредоточится на литературном герое, второй — на двух героях из одного произведения.

Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)

Отказ от выделения только трех абзацев в сочинении является необходимым уже на среднем уровне. Ученики должны понимать, что каждый абзац раскрывает одну тему, а каждое предложение готовит читателя к следующему. Самое важное следует помещать в начале или в конце абзаца. В абзаце высказанная мысль может детализироваться, объясняться, приводиться примерами и сопоставляться с другими идеями.

Однако, абзацы также должны быть связаны между собой. Для этого можно использовать различные методы «закона сцепления». Например, можно использовать риторические вопросы, которые возникают в сознании и читателя, и автора. Такие вопросы позволяют заинтересовать читателя и подготовить его к следующему абзацу.

Другой способ связи между абзацами — это прямая связь, когда автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях или о том, что будет рассмотрено в следующем абзаце. Это помогает читателю понять, какая тема будет затронута далее и как она связана с предыдущей.

Также можно использовать переходы-соединения, которые связывают абзацы с помощью специальных слов или фраз, таких как «тоже», «также», «и», «следующий». Это позволяет читателю понять, что следующий абзац продолжает предыдущую мысль или добавляет новые детали к уже рассмотренной теме.

Еще один способ связи между абзацами — это переходы-противопоставления, которые происходят с помощью слов или фраз, таких как «иной», «другой», «а», «же», «но». Это позволяет читателю увидеть различия или противоположные точки зрения на рассматриваемую тему.

Наконец, внутренняя связь между абзацами может отсутствовать на первый взгляд, но проявляется при внимательном чтении текста и анализе смысла. Это может быть связано с общей темой, образом мышления или использованием схожих аргументов.

Разнообразие переходов и связей между абзацами является важным элементом хорошего сочинения. Оно придает работе живость, энергичность и показывает, что ученик владеет письменной речью на высоком уровне.

Выражение личной позиции

Важнейшим критерием хорошего сочинения является самостоятельность мышления и проявление личной позиции автора. Это происходит не только за счет применения фраз, таких как «я считаю», «мне кажется», но и через основательный анализ и обдумывание темы.

Однако не всегда автор готов формулировать свое мнение напрямую, поэтому часто можно обнаружить использование фразы для предвосхищения непонимания неправильного хода мысли в вопросе. Например, такие фразы, как «Может возникнуть вопрос…» или «Возникает вопрос…» показывают, что автор говорит о возможной неточности, но одновременно указывает на основания для принятия его в расчет.

Кроме того, можно использовать отрицательные формулировки, которые показывают на расхождение во мнениях, однако важно при этом не ввязываться в дискуссию в открытую, а подстраховаться конструкцией слов вроде «Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…». Таким образом, формулируется свое утверждение, но оно незаметно перекидывает порожденные вопросы на читателя, чтобы тот знал о том, какой ответ ему дать.

Также возможны использования условных оборотов вроде «Конечно, не следует закрывать глаза на то, что …», «Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…», которые помогают автору не напрямую изложить свое мнение, а проявить его по-иному. Таким образом, оставляется больше места для выводов и диалога с читателем.

Одним из условий хорошего сочинения является проявление личности автора. Это происходит благодаря наличию четкой позиции, которую можно выразить не только непосредственно. Таким образом, можно преисполнить работу вызывающим, увлекательным контекстом и одновременно достигнуть сохранения нормативов сочинения.

Анализ представленных данных

Анализируя представленные данные, можно заметить следующее:

  • Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…

  • Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…

  • Но здесь всё гораздо сложнее

  • Логично ли…?

  • Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…

  • Разумеется, такой подход вполне допускает…

  • Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас…

  • Об экономии и говорить не приходится…

  • Конечно… претерпят изменения.

  • Разумеется, предварительно потребуется…

Введение ассоциативности

Теперь о полемике

III. Заключение мастер-класса

Если ты считаешь себя разбитым,

Ты действительно разбит

Если ты думаешь, что не посмеешь,

значит, не решишься

Если тебя хочется выиграть,

но ты думаешь, что не сможешь,

То почти наверняка проиграешь,

В битвах жизни не всегда побеждает

Самый сильный или самый быстрый,

Но рано или поздно тот, кто побеждает,

Оказывается тем, кто считает себя на это способным.

Пример разработки заданий для ОГЭ, литература, Пилипенко Надежда Анатольевна,

учитель МБОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Старый Оскол,

Белгородской области

Часть 2.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4).

В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

Использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения

Анализ произведения является важным этапом литературного исследования, позволяющим глубже понять его содержание и значение. Для более полного и точного анализа необходимо использовать теоретико-литературные понятия, которые помогут структурировать и систематизировать наше исследование.

Одним из таких понятий является композиция произведения. Композиция определяет порядок и взаимосвязь событий, персонажей и идей в произведении. Анализ композиции помогает понять, как автор организовал свой текст и как это влияет на восприятие произведения.

Сочинение должно быть четким и разборчивым, соблюдая нормы речи. Это важно для того, чтобы передать свои мысли и идеи читателю. При написании сочинения необходимо обращать внимание на структуру текста, логическую последовательность аргументов и четкую аргументацию.

Высокий уровень сложности задания

Вторая часть экзамена предлагает выбор из четырех заданий высокого уровня сложности. Это задание направлено на написание самостоятельного полноформатного сочинения на литературную тему.

Выполнение задания требует высокого уровня освоения учебного материала, творческого подхода и способности применять умения и навыки. Необходимо уметь интерпретировать фактический материал, находить оригинальные решения проблемных задач.

Эта часть экзаменационной работы позволяет оценить степень овладения жанром связного содержательного высказывания, а также умения интерпретировать художественный текст и аргументировать свою точку зрения.

Критерии проверки и оценивания выполнения задания

Выполнение задания части 2 оценивается по универсальным обобщенным критериям. Первый критерий, содержательный аспект, является главным. Если эксперт ставит 0 баллов по этому критерию, задание считается невыполненным и не оценивается по другим критериям.

Объем написанного сочинения также важен при его оценке. Рекомендуется написать не менее 200 слов. Если объем меньше 150 слов, работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объеме от 150 до 200 слов, количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Оценка сочинения также зависит от глубины раскрытия темы и убедительности суждений. Важно опираться на авторскую позицию и представлять свои аргументы в убедительной форме.

Все эти критерии помогут оценить выполнение задания и определить уровень подготовки выпускника.

В данной работе будет проанализировано сочинение по литературе на основе предоставленных данных. Оценка будет проводиться по нескольким критериям, включая раскрытие темы сочинения, уровень владения теоретико-литературными понятиями, обоснованность привлечения текста произведения и композиционная цельность и логичность изложения.

1. Раскрытие темы сочинения

В данном критерии оценивается, насколько экзаменуемый успешно раскрыл тему сочинения, учитывая авторский замысел. Оценка будет зависеть от того, насколько точно экзаменуемый смог сформулировать свою точку зрения и убедительно обосновать свои тезисы. Если фактические ошибки и неточности отсутствуют, оценка будет 3.

Если экзаменуемый раскрыл тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, но не все тезисы убедительно обосновал и допустил 1-2 фактические ошибки, оценка будет 2.

Если экзаменуемый раскрыл тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, и не обосновал свои тезисы, и/или допустил 3-4 фактические ошибки, оценка будет 1.

Если экзаменуемый не раскрыл тему сочинения и/или допустил более 4-х фактических ошибок, оценка будет 0.

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

В данном критерии оценивается, насколько экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Если ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют, оценка будет 2.

Если экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении, оценка будет 1.

Если экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия и/или допускает более 2-х ошибок в их употреблении, оценка будет 0.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

В данном критерии оценивается, насколько экзаменуемый разносторонне и обоснованно привлекает текст рассматриваемого произведения. Если в тексте присутствуют цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, а также ссылки на текст произведения, оценка будет 2.

Если текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом), оценка будет 1.

Если текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются, оценка будет 0.

4. Композиционная цельность и логичность изложения

В данном критерии оценивается, насколько сочинение характеризуется композиционной цельностью и логичностью изложения. Если части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности, оценка будет 2.

Таким образом, в данной работе будут оцениваться несколько критериев, связанных с раскрытием темы сочинения, уровнем владения теоретико-литературными понятиями, обоснованностью привлечения текста произведения и композиционной цельностью и логичностью изложения.

Задание 2.2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?, Примерный ответ

Тема одиночества характерна для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Поэт считал, что постичь смысл жизни можно, только абстрагируясь от внешнего мира. Вероятно, поэтому в большинстве стихотворений этого автора перед нами встает лирический герой, размышляющий и ищущий истину на фоне различных картин природы.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» пейзаж дополняет состояние лирического героя. Мрачные картины природы помогают глубже проникнуть в мысли и идеи героя, лучше осознать его внутренний мир:

Выхожу один я на дорогу;, Сквозь туман кремнистый путь блестит;, Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.

Нереализованность – вот основной девиз этого стихотворения. Герой понимает, что в этой жизни ему удалось сделать много. В отчаянной фразе («Я ищу свободы и покоя…») отчетливо прослеживается символ: невостребованный и непонятный обществом поэт оставляет надежду на то, что рано или поздно его стихи покорят сердца многих:

Развернутая часть исследования

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова является одной из основных. Поэт стремился найти свое место в жизни, отражая эти мысли через лирических героев. В стихотворении «Узник» он раскрывает желание найти свободу, но не просто физическую, а такое место, где он будет понят и где обретет покой и надежду. Стремление к свободе и пониманию прослеживается и в других его произведениях, олицетворяя вечную тему поиска внутренней гармонии.

Критерий К1 позволяет сделать вывод о достаточной полноте и убедительности анализа, проведенного экзаменуемым. Он исследует проблему сочинения, демонстрируя результаты своего исследования и понимание темы одиночества в лирике Лермонтова.

Поэзия как искусство — главное в жизни человека, о чем говорил А. С. Пушкин. Он считал, что цель поэзии — это прежде всего само искусство, а не игра или забава. В стихотворении «Элегия» Пушкин связывает творчество с грядущими «наслажденьями», которые помогут преодолеть жизненные трудности и усталость. Таким образом, пушкинское определение «Цель поэзии — поэзия» указывает на важность искусства как спасительного и обогащающего элемента жизни человека.

И ведаю, мне будут наслажденья, Меж горестей, забот и треволненья:

Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений («Поэт», «Поэт и толпа») мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда – это и есть творчество, но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное задолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Вот здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использование большого количества славянизмов (воздвиг, главою пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».

Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению, а значит, действительно, «цель поэзии – поэзия».

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, объясняя смысл пушкинского определения. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что поэзия определяет все в человеческой жизни. При анализе стихотворений экзаменуемый учитывает авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка по критерию К1: 3 балла.

2.2. Как раскрывается образ родины в лирике С.А. Есенина?, Примерный ответ

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Тема родины раскрывалась им сочными, определенными красками:

Я покинул родимый дом, Голубую покинул Русь…

Стихи С.Есенина — удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина — прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви «до радости и боли». Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без «озерной тоски», без капли горечи… «Не отдам я эти цепи», — говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. «Цепи» привычны лирическому герою, и в их тяжести — сладость.

Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

2.2. Раскрытие темы войны в лирике А.А. Ахматовой

В лирике Анны Ахматовой тема войны раскрывается как обращение к трагическим судьбам России. Уже во время Первой мировой войны поэтический голос Ахматовой стал голосом народной скорби и надежды. В стихотворении «Молитва» она выражает свою мольбу за Россию в период тяжелых испытаний. Это обращение к высшим силам за защиту и светлое будущее для страны.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, где она продолжала писать стихи, выражающие связь судьбы родной земли с родным языком. В стихотворении «Мужество» она выражает веру в свободу русского слова как символ духовной свободы России.

Тема войны у Ахматовой не ограничивается патриотическими мотивами, она также выражает общечеловеческие ценности — жизнь, семью, дом. Её поэзия отражает боль и трагедию её эпохи, она глубоко переживает судьбы своей Родины и народа, что придает её стихотворениям особую силу и эмоциональность.

2.3 Блок и поэзия Красоты

О одном из важнейших аспектов лирики Александра Блока, его стремлении к красоте, говорит множество исследователей. Перед нами образ исполненный красоты, которую поэт видит в окружающем мире. Этот образ неотделим от видения Блока современной ему действительности, куда входит и образ Красоты, мечты о чистоте и гармонии.

Эти стремления в его стихотворениях предстают как мечты о всеобщем объединении, одухотворении мира, в котором из глубин хаоса жизни приходит время слияния и восхода мира чистоты и красоты. Этот шаг назревает в сочинениях Блока, не утрачивая ни остроты, ни предвкушения.

В стихотворении Блока обращение к образу Прекрасной Дамы усиливает его мироощущение:

Под брюнатов тяжелый лук –

И не пройдешь, и не разбудишь.

С ума безумный этот мир –

Танцует жизнь, танцует смерть.

Но только вдаль меж звездных струг

Взоры голубые бьются.

И Лика Прекрасной Дамы…

Здесь видна роль красоты в лирике Блока. Во всемирном безмерном пространстве лирического сознания в его стихах улавливается оттенок красоты. Стрелы в средиземном море жизни и смерти являются выбором лирического героя на пути к улучшению жизни.

В обложенном метафорами образе красоты читатель узнает свое устремление к идеалу. Эти стремления к красоте, идеалам и гармонии являются главной интуицией в стихах Александра Блока.

Анализ поэтической манеры Александра Блока

Поэтический стиль Александра Блока отличается уникальной экспрессивностью выразительных средств, особенно цвета и звука. В его стихотворениях создаются великолепные композиции, где контраст и полутона способны передать неподдельные эмоции и придать особую атмосферу близости к прекрасному.

Влияние звуков и мелодичности стихотворений Блока настраивает читателя на лирический лад, подводит нас к неповторимому пути мечтаний и грез самого героя. Каким бы трудным и темным ни был мир страданий, запутанным в суете и лжи, герой Блока всегда стремится к той истине, которая должна основаться на земле, но которая пока еще не пришла настоящим временем. Блок продолжает свой поиск истины через все преграды и трудности жизни, оставляя свою душу молодой и верящей в светлые чувства и идеалы. Его поэзия полна волнующего поиска и неспокойной энергии, которые делают её недоступной для обычного взгляда, но сразу же близкой к нашим сердцам.

Герой Блока — не просто одинокий человек в пустынном мире. Поэт находится в толпе, среди шумного города, вокзалов и площадей. Лирика Блока проникает к нам сквозь этот шум толпы и ощущается в нашей современной жизни. В многолюдных городах Блок умеет находить спокойствие и связь с высшим миром, даже в тишине.

Для Блока родина представляет собой бескрайние просторы, дороги, вьюги и метели. Любовь к родине дает ему надежду и утешение, и является самой чистой и искренней. Родина для него – это место, где рождаются и умирают все мечты, связь с которыми неуловимыми нитями переплетается со собственной судьбой поэта. В родине Блок ищет спасения, отрады и веры. Он утверждал, что его лирика говорит о России, о её судьбе. Истинный русский дух, простощающей все грехи, с верой в светлое будущее, ищущий идеалы и не забывающий их даже в трудные времена – это и есть родина Блока. Россия, окутанная тайной, полная силы и спокойствия, словно мать для поэта.

Александр Блок всем своим творчеством доказал: красота, гармония, внутренняя и внешняя чистота, любовь к Родине, женщине, бережное отношение к природе – делает человека Человеком.

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемый раскрывает проблему сочинения, учитывает авторский замысел, формулирует свою точку зрения. Экзаменуемый раскрывает проблему взаимосвязи человека и природы, демонстрирует понимание психологического состояния лирического героя. Следует отметить умение учащегося убедительно обосновывать доводы, развивающие тезисы. В целом экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на произведения А.А. Блока. Фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка 3 балла

2.2 Как взаимосвязаны человек и природа в лирике В.А. Жуковского?, Примерный ответ

Особое место в многогранном творчестве Жуковского В.А. отводится пейзажной лирике. Эстетика Жуковского наиболее полно воплотились в его элегических произведениях, в центре которых – человек с его сложнейшим взаимоотношением с окружающим миром, с природой. В стихотворении «Невыразимое» художник поэтизирует внешний мир, показывая через него тончайшие душевные переживания личности. Герой Жуковского – чуткая, духовно богатая личность, со сложной и тонкой внутренней жизнью. В душе этого героя находят отклик почти все явления внешнего мира: «пламень облаков, дрожанье вод блестящих, пожар пышного заката».

Тема природы в стихотворения «Невыразимое» соединяется с темой мечты и воспоминаний. Такое соединение объясняется тем, что поэт, оставаясь наедине с природой, находит в ней молчаливого и внимающего собеседника, чья внутренняя жизнь столь же таинственна и неподвижна, как и его собственная; на лоне природы можно помечтать, предаться сладким воспоминаниям. Внешний мир предстает не чем-то посторонним поэту, но увиденным в момент духовного слияния с природой. Не случайно сразу после описания ручья Жуковский обращается к музе:

И есть слова для их блестящей красоты…

Создавая картины природы, автор стремится найти в них созвучие своей душе, передать личное восприятие природы, связанное с ним конкретное переживание, настроение. Например, вьющийся ручей близок душе Жуковского своим сверканием, своей тихой гармонией. Душа поэта в описываемую минуту светла, тиха своей внутренней умиротворенной гармонией. Так природный пейзаж становится под пером художника «пейзажем души».

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемый раскрывает проблему сочинения, учитывает авторский замысел, формулирует свою точку зрения. Даёт оценку состояния лирического героя, демонстрирует понимание психологической глубины его настроения. Вместе с тем следует отметить недостаточное умение учащегося приводить доводы, развивающие тезисы. В целом экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на произведения В.А. Жуковского. Однако указанные недочеты не оказывают существенного влияния на выставление итогового балла. Фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка 2 балла

2.2 Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?, Примерный ответ

Поэзия А.А. Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем саду…». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки – тоже составляющие вечности. Все это и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической частью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь научившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них — у дуба, у березы…». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?

Русская поэзия билась над этой загадкой еще со времен Жуковского, но, пожалуй, именно Фету, «певцу мгновенья», удалось вплотную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке их стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою …» — эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа замерла.

На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впечатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» — «Шепот, робкое дыханье…». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься, как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгновенья» которой волшебная сила способна запечатлеть и подарить нам.

Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение сплетаются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о таком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Б.Пастернака: «Ты – вечности заложник, у времени в плену».

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемому удалось достаточно глубоко и убедительно раскрыть проблему соотношения мотивов мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета. При анализе стихотворений учитывался авторский замысел. Формулируя свою точку зрения, экзаменуемый обосновывает тезисы на сплетении вечности и мгновения «в нерасторжимое единство». В целом экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на произведения А.А. Фета. Фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка 3 балла