Пример сочинения по направлению: разум и чувства

Сочинение

Пример сочинения по направлению: разум и чувства

«Сердце и ум — две конечности баланса».

Виктор Гюго

Душа и разум – две наиболее важные составляющие внутреннего мира человека. Будучи в согласии, они делают человека сильнее, мудрее, проницательнее. Их взаимодействие рождает наши лучшие помыслы, поступки. А если в борьбе здравого смысла и эмоций что-то одно одержит верх? В этом случае, как говорится, сколько людей – столько мнений! «Самые высокие мысли подсказывает нам сердце», как утверждал Л.Вовенарг? Или прав Пифагор: «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь»? Есть о чём поразмышлять, обратившись к классике русской литературы.

Один из самых любимых мною героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого Николай Ростов. Пересмотрите историю молодого графа, и вы увидите, что нередко порывы желаний, страстей у него возобладают над здравым смыслом и трезвым расчётом.

История с обещанием жениться на Соне. Какую бурю чувств переживает ещё совсем юный герой, чувствуя себя влюблённым в прелестную Соню, давая ей обещание обязательно жениться, преодолеть и маменькино неудовольствие, и возможные препятствия для подобного брака! Пройдёт совсем немного времени, и читатель увидит другого Николая: он радуется отказу Сони, ведёт активную светскую жизнь, вспоминает об обещании как о детстве, ребячестве.

Или ситуация в Павлоградском гусарском полку, где служит юнкер Николай Ростов. Мы видим, как не в состоянии обуздать эмоции и прислушаться к старшим товарищам, герой разоблачает поручика Телятина при других офицерах. Нежелание прислушаться к голосу рассудка и понять, что честь полка дороже и важнее личного удовлетворения, не только приводит к исключению поручика из полка, но и надолго лишает самого Ростова душевного равновесия. Мне кажется, это как раз тот случай, когда нельзя безоговорочно доверять эмоциям.

И, безусловно, показателен фрагмент игры Николая Ростова с Долоховым. Азарт, уязвлённость, нежелание показаться слабым не позволяют герою остановиться и признать свою материальную несостоятельность. 43 тысячи долга, мысли о «пуле в лоб» – таковы последствия карточной игры . И буквально через минуту мы вместе с героем, только что бывшим самым несчастным человеком на свете, переживаем минуту настоящего счастья, замираем от звуков голоса Наташи. Мне очень близка характеристика, данная этому герою С. Бочаровым – автором книги «Роман Л.Толстого «Война и мир»: Николай Ростов «не чувствует «понемногу» — думаю это и есть формула превосходства чувства над разумом, следование которой приносит герою немало неприятных минут.

2 стр., 924 слов

Николай Ростов в романе Война и мир (Образ и характеристика)

... ` Образ Николая Ростова в романе Война и мир Популярные сочинения Роман «Война и мир» - величайшее творение Л. Н. Толстого, писателя XIX века. Над этим романом автор работал достаточно долго с 1863 и по ... он с ответственностью играет и отлично справляется. Одной из таких отличительных фигур является Николай Ростов. Николай Ростов – герой произведения Льва Николаевича Толстого – является этаким « ...

Не менее показательным кажется мне пример другого героя Л.Н.Толстого – старого князя Болконского. Легче всего описать день одного из «замечательнейших людей своего века», настолько выверена каждая его минута. Написание мемуаров, занятие высшей математикой, точение табакерок на станке, урок геометрии с дочерью, выход в «одну и ту же минуту» к обеду — до «последней степени точности» был доведён образ жизни в Лысых Горах. Но мне искренне жаль и княжну Марью, которая почувствовала, что любима отцом, только перед самой его смертью, и самого резкого и требовательного князя, который даже ради приезда сына не должен был нарушить порядка дня. Читая историю отца и дочери Болонских, понимаешь, как не хватало в их жизни всплесков эмоций, душевности, высказанной в слове, жесте, взгляде – не хватало того, что называем мы движением души.

«Душа и разум – две важнейшие составляющие внутреннего мира человека» — такая ориентация дана разработчиками материалов к Итоговому сочинению. Наверное, она и есть основной аспект направления «Чувство и разум», ибо как скудна, бесцветна жизнь без порывов души, так безнравственна она без здравой оценки происходящего.