Тема: Грамматическое сочинение о слове.
Цель:
— научить учащихся формулировать собственные размышления в устной и письменной речи;
— подготовиться к домашнему сочинению о слове;
— воспитывать чутье к слову и умение отбирать необходимые слова;
— научиться создавать грамматическое сочинение о слове.
Коммуникативные:
представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные:
определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.
Ход урока.
Сегодняшний урок — урок развития речи. И тема его — «Грамматическое сочинение о слове» (Слайд 1)
Проблемная ситуация:
— Давайте представим себе, что мы девятиклассники и нам предстоит сдавать экзамен. Одним из заданий там является такое: написать сочинение на грамматическую тему.
Можем ли мы сразу сесть и написать сочинение о слове?
И все же, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Чтобы научиться писать, надо писать»
Д. Лихачев (Слайд 2)
Обратимся к словам в теме. Все ли вам понятно?
Задайте себе и мне вопросы, которые у вас возникли.
— Что такое грамматическое сочинение – рассуждение? Как оно пишется?
— Что такое слово? Что можно о нем написать?
Поставим перед собой цель, которую мы должны достичь в результате нашей работы.
Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся
... способностей. Я могу себя назвать Личностью. Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но ... родители в тетрадях своих детей. Но можно попросить написать сочинения-миниатюры на листочках, чтобы у каждого ребенка была возможность ... нему возвращается хорошее настроение. Ох уж этот последний урок. Тема Я хороша даже на первом уроке ...
Цель: научиться создавать грамматическое сочинение – рассуждение о слове. (Слайд 3)
Что мы должны получить в итоге нашей работы? — Сочинение.
Вспомним наш 1 вопрос: что такое грамматическое сочинение – рассуждение?
Это одно из видов сочинений.
Могут быть сочинения – размышления, характеристики, эссе, описание. Каждый вид сочинения пишется по своим законам. Мы их все узнаем, когда прийдет время.
А сочинение – рассуждение пишется вот по такому плану:
(Слайд 4)
Сочинение — рассуждение:
Тезис – то, что нужно доказать. Доказательство – объяснение. Вывод – почему?
Основная цель — убедить!
А теперь обратимся к нашему второму вопросу:
- что такое слово?
О многом сказать коротко – это мастерство. Им владеют настоящие художники слова. Чехову достаточно было сказать, что на мосту сверкнуло горлышко разбитой бутылки, чтобы в нашем воображении возник не только мост, но и целая картина лунной ночи. Писатели очень рассчитывают на воображение читателей. Часто у них встречаются такие предложения, за каждым словом которого стоит очень много. А читатель должен извлечь это сообщение, ведь слово выражает мысль человека.
Учитель: четко определяет условия .
Учащиеся: участвуют и решают задачи на основе обобщенных способов деятельности.
В слово нужно всматриваться, ведь каждое из них посылает нам сигнал. О чем, например, посылает нам сигнал слово если?
Действие может произойти при определенных условиях.
А, но?
Сейчас будет сказано что-то противоположное.
А может быть?
О неуверенности говорящего.
Учитель: организует деятельность со всем классом.
Ученики: объясняют, участвуют в процессе осознания.
Так что такое слово?
Что это такое, понимают все, даже взрослые. сказал:
«Слово — самостоятельная языковая единица, которая предназначена для называния различных явлений, живых и неживых предметов, отношений и свойств»
Но если отталкиваться от этого определения, то слово – это просто условный набор букв?
Имеет ли слово свою характеристику?
Л., Г., Ф., S., М.
Лексическую
Грамматическую
Фонетическую
Синтаксическую
Морфемную
Так о чем будете писать в свое сочинении о слове?
О характеристике слова с разных точек зрения разных наук о языке.
Не много ли? Давайте возьмем те характеристики, которые имеют более важное значение. Какие важны для понимания слова и его использования?
Подсказка – в сказках.
Фонетика – в некоторой стране, которая называлась…(Фонетика), жили звуки. Но они были почти невидимы. Однажды сюда забрел волшебник, и ему очень понравились ее жители, хотя общаться с ними было трудно: он их слышал, но не видел. И тогда он подарил каждому звуку видимый костюмчик, надевая который, звук становился видимым, т. е. буквой.
Морфемика Спокойно жил корень слова. Он всех роднил, делал всех родственниками, но сам не изменялся. Но вдруг услышал, как расхвасталось окончание: Благодаря мне все слова предложении связаны друг с другом, я помогаю им дружить! Но тут послышался голос: «Погоди, не спеши хвастаться! Я тоже к корню приставлена. И зовут меня приставка. И я могу изменить значение слова. Но без корня – никуда!»
Рассуждение: “Смысл высказывания известного лингвиста Л. А Новикова: ...
... (32) Но главное, конечно, музыка! (33) Он будет музыкантом! “Слово в речи обладает способностью обобщать и в тоже время обозначать индивидуально неповторимое” – это высказывание принадлежит известному лингвисту Л. ... образом, можно сделать вывод, что, действительно, слово в русском языке обладает способностью не только обобщать явления и предметы, но и делать их неповторимыми, индивидуальными. 1 ...
Синтаксис. В одном замке жили две принцессы. Они были родными сестрами, но одна из них родилась на 5 минут раньше. Девочки были очень любознательными. Одна спрашивала всегда: «Кто это? Что это?»
А вторая: «Что делает? Что сделает?»
Родители очень любили своих дочерей!
Так какие характеристики оставили?
ЛЗ и ГЗ
Что это?
Лексическое значение – это содержание слова.
Грамматическое значение – это общее значение слова как .
Слово:
ЛЗ ГЗ
содержание слова содержание значения части речи (Слайд 6)
Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым мы можем передавать свои мысли. Для удобства их поделили на группы (части речи) и каждой присвоили свое название, например: существительное, глагол, прилагательное и так далее.
В около 500 тысяч слов. Наш с вами запас, к сожалению, невелик.
Первоклассники — 2 тыс. слов.
Взрослые — 8 тыс. слов.
- 313 тыс. слов.
- 326 тыс. слов.
А вы умеете говорить о слове? Вот с тех точек характеристик, которые мы обозначили?
Давайте посмотрим на слова.
текст Т. Крюковой »Жизнь»
(Слайд 8) Больше всего на свете она любила поесть. Ничего удивительного, что она была неуклюжей толстушкой
- фу, какая противная, — говорили люди.
(Как вы думаете, о ком может идти речь?)
Шло время. Она подросла и преобразилась, как по волшебству.
- Надо же, как она изменилась! Просто куколка! – восхищались те, кто морщился. (Как теперь вы думаете, о ком идет речь? Обратите внимание на словосочетание брезгливо морщились.)
А высокомерная красавица куталась в шелк и не обращала внимания на восхищение толпы. Но однажды пришел день, когда ей надоело сидеть взаперти. Ей захотелось посмотреть на мир и удивить всех своей красотой. (закончите текст так, чтобы было ясно, о ком в нем идет речь)
О каком значении слова шла речь?
Зачем выполняли это задание? О Л З
Дайте его грамматическую характеристику:
Ж. р. – она
Сущ.- Ж. р., ед. ч.
А теперь выполним задание посложнее. (в группах) Нам дано будет искуственное предложение.
Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка.
Учитель: организуется деятельность по выполнению задания со всем классом
- групповая работа.
Ученики: участвуют в осознании способов деятельности, записывают ответы, проговаривают вслух, обсуждают в группах.
1 группа: Ассоциативное восприятие (определить лексическое значение)
Прочитать предложение и восстановить его смысл через определение лексических значений слов, т. е. соотнести эти слова с предметами или явлениями действительности.
На конкурс «Лучший урок письма».Номинация «Волшебные ...
... значением, образовывала красивые кристаллы-снежинки правильной формы. Вода, соприкоснувшаяся со словами с негативной окраской, замерзала льдинками неправильной, рваной формы. А наш вожатый Рома рассказывал о волшебных словах, ... – это тоже подарок – «благо дарю». Современные молодые люди стремятся упростить свою речь., Заканчиваю писать свое письмо. Никогда ещё в жизни не писала таких длинных ...
2 группа: Лингвисты (Определить ГЗ)
Прочитать предложение, определить общее значение слов, как частей речи доказать.
3 группа: Аналитики.
Предположите, с помощью каких способов (т. е., используя знания о каком значении) группы восстановят смысл предложения. (Найдите ответ на вопрос: как соотносятся Л и Г значения.)
Результаты:
1 группа. Большая корова больно боднула быка и задирает бычка.
2 группа. Курда — отвечает на вопрос кто? что? Это существительное
Боднула — что сделала? Это глагол.
Бокр — живое существо, а не вещь (В. п.)
Или схема.
3 группа: Слова предложения имеют ГЗ, а ЛЗ нет или они неизвестны.
Зачем выполняли это задание? (Сделать наблюдение над ЛЗ иГЗ)
Обобщение. Все слова знаменательных частей речи обладают ЛЗ (это его содержание) И ГЗ (общее значение слов как частей речи), и они тесно связаны между собой.
А вы умеете говорить о словах?
Учитель: организуется деятельность со всеми классами.
Ученики: участвуют в процессе обсуждения, осознания, говорят вслух, высказывают свои наблюдения, суждения.
Угадайте слово, при этом соблюдая два условия:
Полностью «вычерпайте» слово Не придумывайте ничего такого, чего у слова нет.
А потом – порассуждайте о слове, используя знания, полученные на уроке.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетради мы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
Пробуем устное сочинение о слове «оценка» (1-2 человека)
А теперь попробуйте свои силы на примере своих слов.
(Слайд 8)
Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимет.
Весна придет –
Он сам уйдет. (Сугроб)
(Слайд 9)
Составь слово из букв:
О Р И Н Д А (Родина)
(Слайд 10)
Слово из 1 букв картины:
Утюг
Рак
Очки
Конфета
(урок)
(Слайд 11)
Картинки:
Палатка
Компас
Костер
Рюкзак
(поход)
(Слайд 12)
В начале – двойка.
Далее – мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначенье
Дробящее на части наши обученье(параграф)
(Слайд 13)
В животе – баня,
На носу – решето,
На голове – пуговица,
Одна рука — и то на спине(чайник),
Вам дано слово: нужно извлечь заключенную в нем информацию.
Самореализация.
Учитель: организует коллективную деятельность по достижению коллективных целей на индивидуальном уровне, организует работу в группах.
Учащиеся: самостоятельно работают над выполнением задания, предварительно обсудив его в группах. (О чем будем писать)
Обсудите в группе, о чем будете писать, потом приступайте к самостоятельной работе.
(Пишут в группах)
Если задание идет со «скрипом», возьмите помощь у меня на столе.
Фразеологизмы неизменные спутники нашей речи
... Слайд №2). В 2014 году задание С2. сформулировано таким образом. У вас на столах памятки Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ... написании сочинения на лингвистическую тему? (рассуждение) Этап изучения нового материала (12 мин) 1. Слово учителя Сочинение – рассуждение – ... роль фразеологизмов в речи. Роль фразеологизмов в речи слайд делают речь яркой, образной, красочной, ...
Помощь
Слово имеет ЛЗ (что означает) и ГЗ (признаки части речи)
Сочинение – рассуждение состоит из:
Тезис (что будут доказывать) Доказательство(объяснение) Вывод (значит…)
3.Сочинение можно начать так:
- Я хочу порассуждать о слове…
- Какое интересное слово…
- Почему мне нравится слово…
- Что скрывает от нас слово…
Читают сочинения.
Оценивание
Учитель: дает возможность оценить учащимся уровень своих достижений.
А теперь оценим наши работы. Похожи ли они на грамматические сочинения?
Интересны ли? Содержательны?
Вернемся к нашей цели:
- Что вы делали на уроке?
- Зачем?
- Достигли ли цели?
Ученики: анализируют причины полученных результатов.
Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал… Я научился… Мне удалось… Было интересно выполнять задание, в котором… Мне было трудно, потому что…