7 класс.
МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА
Тема: Сочинение — описание «Описание общего вида местности»
Цели:
1.Узнать: особенности описания как типа речи.
2.Научить:видеть красоту природы, подбирать лексику, соответствующую типу речи, выражать свои мысли, конструировать текст.
3.Сформировать: представление о красоте слова.
Задачи урока:
1.Образовательные: активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля, познакомить учащихся с особенностями такого типа речи, как описание природы.
2.Развивающие: развивать речь и ассоциативное мышление, умения творчески применять полученные знания, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся.
3.Воспитательные:воспитывать любовь и уважение к родному языку и родной земле,
способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
4.Здоровье-сберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности
Форма урока: дифференцированно — групповая
Тип урока: развитие речи
Оборудование: мультимедиа (репродукции,музыка)
Ход мастерской:
1. Индуктор.
( Цель: создать доброжелательную и заинтересованную атмосферу, вызвать личные переживания в связи с предметом обсуждения).
Звучит медленная инструментальная музыка, и на ее фоне учащийся выразительно читает «Кавказ» А.С.Пушкина.
Учитель:
- Обратите внимание на репродукции презентации. Что их объединяет?
(Дети должны обсудить и сделать вывод))
- Исходя из ваших мнений, попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы с вами должны сделать?
(Ученики должны сформулировать единую цель).
Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию ...
... урок развития речи. Тема нашего урока звучит так: “Подготовка к сочинению-описанию весенней природы”. Слайд __ Нам нужно передать не только звуки, но запахи, краски весны, рассказать о ... сегодняшнем уроке: подготовиться к сочинению – описанию весны, которое вы напишете дома; будем учиться использовать для описания различные части речи; учиться видеть прекрасное рядом. Эпиграф к нашему уроку звучит ...
- Работа по группам: обсуждение вопросов, выступление учащихся.
Вопросы для обсуждения:
— Какие типы речи вы знаете? В чем их отличительные особенности?
-Что такое описание?
— Что может быть объектом описания?
— По какому плану строится описание? (общее представление, описание деталей, отношение автора)
- Работа нескольких учащихся со словарем (зарисовка, рисунок, пейзажная зарисовка-дать определение)
Звучит музыкальный фрагмент (Вивальди «Весна».)
- Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Запишите свои ассоциации на наших листах-копилках.
(Учащиеся озвучивают свои ассоциации)
2. Самоконтрукция.
( Цель: создать предварительный текст)
Представим, что вы работаете корреспондентом. Вам поручили написать в газету зарисовку на тему « Любимый уголок родной природы». Используя свои опорные слова или предложенные другими, выполните задание.
3. Социализация.
( Дети обнародуют свои работы, слушают других, сравнивают, анализируют и корректируют свои.)
4 . Разрыв.
( Дети должны ощутить потребность доработать текст,для этого ищем информацию в литературных источниках).
- Прослушайте, пожалуйста, выразительное чтение литературных отрывков (домашнее задание, которое детям было дано заранее).
Может, они вам помогут.
1.
« День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной, — верно глупой, — но веселой и счастливой жизнью». (Толстой Л.Н.)
2.
За окошком в белом поле —
Сумрак, ветер, снеговей…
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Кончен день — и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над м
... редактирования описания . Существенные черты этого типа текста. Описания объективные и субъективные, статические и динамические. Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях 2005 1 Лекция 5. Сущность ... к сочинению, сознательно или бессознательно ориентируются на известные им схемы. И некоторые ошибки в их работах ... под вымышленными названиями. Однако при внимательном чтении доказательств ...
Что сегодня ты одна.
Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки, —
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.(Исаковский М.)
3.
«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».(Пришвин)
4.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.(Тютчев Ф.)
5. Социоконструкция.
( Цель: построение проекта текста группой.)
Пришло время создать свои шедевры. ( дети делятся на 2 группы)
Обобщите свои ранее созданные зарисовки, просмотрите прочитанные тексты, выбирая из них нужный материал для сочинения. Напишите совместно новый текст.
6. Рефлексия.
Обсуждение : что удалось и т.д
У вас на партах маленькие листочки. Нарисуйте на них смайлики, отражающие ваше настроение, и ,когда будете выходить из класса, приклейте на доску)