7 класс.
Мастерская творческого письма
Тема: Сочинение-описание «Описание общего вида местности»
Цели:
- Узнать особенности описания как типа речи.
- Научить видеть красоту природы, подбирать лексику, соответствующую типу речи, выражать свои мысли, конструировать текст.
- Сформировать представление о красоте слова.
Задачи урока:
- Образовательные: активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля, познакомить учащихся с особенностями такого типа речи как описание природы.
- Развивающие: развивать речь и ассоциативное мышление, умения творчески применять полученные знания, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся.
- Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку и родной земле, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
- Здоровье-сберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Форма урока: дифференцированно-групповая
Тип урока: развитие речи
Оборудование: мультимедиа (репродукции, музыка)
Ход мастерской:
- Индуктор.
(Цель: создать доброжелательную и заинтересованную атмосферу, вызвать личные переживания в связи с предметом обсуждения).
Звучит медленная инструментальная музыка, и на ее фоне учащийся выразительно читает «Кавказ» А.С. Пушкина.
Учитель:
- Обратите внимание на репродукции презентации. Что их объединяет?
(Дети должны обсудить и сделать вывод)
Урок русского языка: описание
Цель урока: дать понимание того, что такое описание и как писать описание объектов природы.
Ход урока
- Проверка домашнего задания: ученики читают тексты, которые они написали в домашней работе на тему «Любимый уголок родной природы».
- Исходя из ваших мнений, попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы с вами должны сделать?
- Работа по группам: обсуждение вопросов, выступление учащихся.
- — Какие типы речи вы знаете? В чем их отличительные особенности?
- — Что такое описание?
- — Что может быть объектом описания?
- — По какому плану строится описание? (общее представление, описание деталей, отношение автора)
- Работа нескольких учащихся со словарем (зарисовка, рисунок, пейзажная зарисовка-дать определение)
- Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Запишите свои ассоциации на наших листах-копилках.
- Самоконтрукция.
- Социализация.
- Разрыв.
-
Прослушайте, пожалуйста, выразительное чтение литературных отрывков (домашнее задание, которое детям было дано заранее).
Может, они вам помогут.
Звучит музыкальный фрагмент (Вивальди «Весна»).
Описание и роль природы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
... Мэри». Это люди, чуждые природе, люди разума, скептики. Неслучайно в этой главе практически нет обширных описаний природы, кроме моментов, ... Но картины гор не ограничиваются романтическим описанием местности. Кавказ таит опасность. Леденят душу подробные рассказы о переходе ... Вот описание пейзажа динамично и стремительно, когда речь идет о Печорине, а вот неторопливое философское описание природы, ...
Представим, что вы работаете корреспондентом. Вам поручили написать в газету зарисовку на тему «Любимый уголок родной природы». Используя свои опорные слова или предложенные другими, выполните задание.
Дети обнародуют свои работы, слушают других, сравнивают, анализируют и корректируют свои.
Дети должны ощутить потребность доработать текст, для этого ищем информацию в литературных источниках.
Введение
В данной статье исследуется тема осенних и зимних пейзажей в литературе. Осенние и зимние вечера обладают особой атмосферой и привлекают внимание писателей своей умильной и таинственной прелестью. Цитаты из произведений Л.Н. Толстого, М. Исаковского и других авторов позволят рассмотреть особенности описания природы в этих временах года.
Развитие
Осенние вечера
В произведениях Л.Н. Толстого и М. Исаковского осенние вечера описываются с использованием ярких образов и эмоциональной окраски. Толстой описывает осенний день, наполненный солнцем и весельем, но при этом героиня его произведения не обращает внимания на окружающую красоту и полностью погружена в свою отдельную, хоть и глупую, но веселую и счастливую жизнь.
М. Исаковский в своих стихотворениях передает атмосферу зимнего вечера. Он описывает сумрак, ветер и снеговей за окном, а главная героиня, вероятно, сидит в своей светлой комнатке, где проводит время, пишет, читает и задумывается. Вокруг нее тишина, в классах пусто, и она ощущает легкую грусть от своей одиночества.
Зимние узоры
Произведениями Пришвина и других авторов передается волшебная красота зимней природы. Пришвин описывает ночь, прошедшую под чистой луной, и первый мороз. Все вокруг становится седым, но лужи не замерзают. При появлении солнца деревья и травы обдаются сильной росой, и ветки елей светятся, словно украшены алмазами.
По картине И.Э. Грабаря «Ясный осенний вечер»
... солнечный день, а с ним и вся красота природы. Ещё сочинения по литературе | Ещё сочинения на тему Сочинение на тему: «Осенний вечер» Осень наступает незаметно. Казалось только что стояли теплые ...
Заключение
Осенние и зимние пейзажи в литературе обладают особым очарованием и привлекают внимание своей умильной и таинственной прелестью. Описания природы в эти времена года передают настроение и эмоции героев произведений, а также позволяют читателю окунуться в атмосферу осеннего и зимнего времени.
Над грустно сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.(Тютчев Ф.)
5. Социоконструкция.
(Цель: построение проекта текста группой.)
Пришло время создать свои шедевры. (дети делятся на 2 группы)
Обобщите свои ранее созданные зарисовки, просмотрите прочитанные тексты, выбирая из них нужный материал для сочинения. Напишите совместно новый текст.
6. Рефлексия.
Обсуждение: что удалось и т.д
У вас на партах маленькие листочки. Нарисуйте на них смайлики, отражающие ваше настроение, и, когда будете выходить из класса, приклейте на доску)