СЦЕНАРИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ «ОПИСАНИЕ ОБЩЕГО ВИДА МЕСТНОСТИ» методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Сочинение

7 класс.

Мастерская творческого письма

Тема: Сочинение-описание «Описание общего вида местности»

Цели:

  1. Узнать особенности описания как типа речи.
  2. Научить видеть красоту природы, подбирать лексику, соответствующую типу речи, выражать свои мысли, конструировать текст.
  3. Сформировать представление о красоте слова.

Задачи урока:

  1. Образовательные: активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля, познакомить учащихся с особенностями такого типа речи как описание природы.
  2. Развивающие: развивать речь и ассоциативное мышление, умения творчески применять полученные знания, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку и родной земле, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
  4. Здоровье-сберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Форма урока: дифференцированно-групповая

Тип урока: развитие речи

Оборудование: мультимедиа (репродукции, музыка)

Ход мастерской:

  1. Индуктор.

(Цель: создать доброжелательную и заинтересованную атмосферу, вызвать личные переживания в связи с предметом обсуждения).

Звучит медленная инструментальная музыка, и на ее фоне учащийся выразительно читает «Кавказ» А.С. Пушкина.

Учитель:

  1. Обратите внимание на репродукции презентации. Что их объединяет?

(Дети должны обсудить и сделать вывод)

Урок русского языка: описание

Цель урока: дать понимание того, что такое описание и как писать описание объектов природы.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания: ученики читают тексты, которые они написали в домашней работе на тему «Любимый уголок родной природы».
  2. Исходя из ваших мнений, попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы с вами должны сделать?
  3. Работа по группам: обсуждение вопросов, выступление учащихся.
    • — Какие типы речи вы знаете? В чем их отличительные особенности?
    • — Что такое описание?
    • — Что может быть объектом описания?
    • — По какому плану строится описание? (общее представление, описание деталей, отношение автора)
  4. Работа нескольких учащихся со словарем (зарисовка, рисунок, пейзажная зарисовка-дать определение)
  5. Звучит музыкальный фрагмент (Вивальди «Весна»).

    2 стр., 738 слов

    Описание и роль природы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

    ... Мэри». Это люди, чуждые природе, люди разума, скептики. Неслучайно в этой главе практически нет обширных описаний природы, кроме моментов, ... Но картины гор не ограничиваются романтическим описанием местности. Кавказ таит опасность. Леденят душу подробные рассказы о переходе ... Вот описание пейзажа динамично и стремительно, когда речь идет о Печорине, а вот неторопливое философское описание природы, ...

  6. Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Запишите свои ассоциации на наших листах-копилках.
  7. Самоконтрукция.
  8. Представим, что вы работаете корреспондентом. Вам поручили написать в газету зарисовку на тему «Любимый уголок родной природы». Используя свои опорные слова или предложенные другими, выполните задание.

  9. Социализация.
  10. Дети обнародуют свои работы, слушают других, сравнивают, анализируют и корректируют свои.

  11. Разрыв.
  12. Дети должны ощутить потребность доработать текст, для этого ищем информацию в литературных источниках.

  13. Прослушайте, пожалуйста, выразительное чтение литературных отрывков (домашнее задание, которое детям было дано заранее).

    Может, они вам помогут.

Введение

В данной статье исследуется тема осенних и зимних пейзажей в литературе. Осенние и зимние вечера обладают особой атмосферой и привлекают внимание писателей своей умильной и таинственной прелестью. Цитаты из произведений Л.Н. Толстого, М. Исаковского и других авторов позволят рассмотреть особенности описания природы в этих временах года.

Развитие

Осенние вечера

В произведениях Л.Н. Толстого и М. Исаковского осенние вечера описываются с использованием ярких образов и эмоциональной окраски. Толстой описывает осенний день, наполненный солнцем и весельем, но при этом героиня его произведения не обращает внимания на окружающую красоту и полностью погружена в свою отдельную, хоть и глупую, но веселую и счастливую жизнь.

М. Исаковский в своих стихотворениях передает атмосферу зимнего вечера. Он описывает сумрак, ветер и снеговей за окном, а главная героиня, вероятно, сидит в своей светлой комнатке, где проводит время, пишет, читает и задумывается. Вокруг нее тишина, в классах пусто, и она ощущает легкую грусть от своей одиночества.

Зимние узоры

Произведениями Пришвина и других авторов передается волшебная красота зимней природы. Пришвин описывает ночь, прошедшую под чистой луной, и первый мороз. Все вокруг становится седым, но лужи не замерзают. При появлении солнца деревья и травы обдаются сильной росой, и ветки елей светятся, словно украшены алмазами.

6 стр., 2525 слов

По картине И.Э. Грабаря «Ясный осенний вечер»

... солнечный день, а с ним и вся красота природы. Ещё сочинения по литературе | Ещё сочинения на тему Сочинение на тему: «Осенний вечер» Осень наступает незаметно. Казалось только что стояли теплые ...

Заключение

Осенние и зимние пейзажи в литературе обладают особым очарованием и привлекают внимание своей умильной и таинственной прелестью. Описания природы в эти времена года передают настроение и эмоции героев произведений, а также позволяют читателю окунуться в атмосферу осеннего и зимнего времени.

Над грустно сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.(Тютчев Ф.)

5. Социоконструкция.

(Цель: построение проекта текста группой.)

Пришло время создать свои шедевры. (дети делятся на 2 группы)

Обобщите свои ранее созданные зарисовки, просмотрите прочитанные тексты, выбирая из них нужный материал для сочинения. Напишите совместно новый текст.

6. Рефлексия.

Обсуждение: что удалось и т.д

У вас на партах маленькие листочки. Нарисуйте на них смайлики, отражающие ваше настроение, и, когда будете выходить из класса, приклейте на доску)