В жанре киносценария

Одним из пример интеграции русского и литературы могут, по мнению И.В. Апальковой, служить уроки развития речи, где дети учатся писать сочинении-киносценарии. Е.И. Никитина предложила систему работы над сочинениями данного вида.

К сожалению, в практике школы подобные сочинения еще редки. Рассмотрим систему проведения подобных работ на примере составления киносценария по рассказу Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Работа занимает два урока развития речи. Основное содержание первого урока:

  • 1. Повторение уже известных сведений о киносценарии и его составных компонентах (ремарка, монолог, диалог, реплика).

  • 2. Знакомство с таки составными частями киносценария, как пояснительная надпись и закадровый текст. Эти компоненты не являются обязательными, однако используются очень часто.
  • 3. Беседа об основных планах съемки (используются таблицы, в которых крупный, средний, общий планы проиллюстрированы цветными фотографиями или рисунками).

План съемки — это масштаб изображения на экране снимаемых лиц, предметов; степень удаленности камеры от того, что снимается. Если съемка производится так, что на экране предметы получаются очень большими, занимают до половины его площади, то это крупный план. Чаще всего камера крупным планом фиксирует лицо человека, его глаза, руки. Крупный план используется тогда, когда режиссеру важно обратить внимание зрителя на происходящее, подчеркнуть его значимость. При съемке средним планом камера несколько отдаляется от снимаемого, человеческая фигура фиксируется примерно от головы до колен. Если сцена снимается издалека и в кадре человеческие фигуры даны в полный рост на фоне их окружения, то это общий план. (4, с.24)

Вспомним, что киносценарий может создаваться на основе различных источников: подлинных фактов, событий, фантазий, литературного произведения. Создавая сценарий на основе литературного произведения, сценарист зачастую вынужден несколько отступать от исходного текста, вводя новые эпизоды, используя те кинематографические средства, которые помогают наиболее точно передать мысль автора художественного произведения.

44 стр., 21597 слов

Доклад: Бизнес-план частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ»

... широкий выбор предметов. Произведения для заучивания преподавателями будут подбираться, учитывая пожелания учащегося. Основными конкурентами данного заведения являются традиционные музыкальные школы и всевозможные музыкальные кружки, и частные музыкальные школы (таких в ...

4. Подготовка к написанию киносценария на основе рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Работа над сочинением-киносценарием дает, на наш взгляд, прекрасную возможность научить детей осознавать прочитанное, позволяет им глубоко проникнуть в мысли автора. Ученики на время становятся как бы соавторами писателя. Коллективная работа позволяет учителю вовремя заметить ошибки в первичном восприятии произведения и при необходимости внести соответствующие коррективы.

При составлении киносценария в полной мере реализуется принцип креативности, требующий, чтобы деятельность учащихся была продуктивной, а не носила лишь репродуктивный, воссоздающий характер.

В процессе работы над киносценарием ученики осознают специфику каждого вида искусства, так как сталкиваются с тем, что далеко не все в литературном произведении может быть переведено на язык кинематографа.

Составление киносценария развивает образное мышление, творческие способности учащихся, делает уроки развития речи эмоционально привлекательными.

Работа в данном направлении должна быть системной. В течении года желательно провести 2-3 занятия по написанию сочинений в этом пока еще мало освоенном школой жанре.