Памятка «Особенности сочинений различных жанров»

Сочинение

Аблитарова Лилия Энановна

Особенности сочинений различных жанров

2015 год

Сочинение – интервью

может быть диалогом и монологом.

Сочинение – исповедь (монолог) – один из самых редких жанров.

Он опирается на глубокое знание текста.

Повествование ведется от первого лица вслед за автором. Герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения.

Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь – это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.

Ученик должен говорить своим, но художественный языком.

-8-

Сочинение – рецензия

Это разновидность критической статьи, глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).

В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.

Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста.

Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, раскрыть тему и основные проблемы, волнующие художника

-1-

Сочинение – литературный портрет

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/janryi-sochineniy/

Искусство портрета – это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит показать «душу оригинала»

Литературный портрет

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/janryi-sochineniy/

– один из творческих жанров, предлагает свободное раскрытие «портрета» человека. Автор дает своё видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни.

К литературному портрету примыкает портретная зарисовка .

Она требует жесткого отбора материала: картины, фактов, выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя, поэта

-2-

Сочинение – письмо —

это обращение к одному или группе лиц.

Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-либо проблем, раздумье о судьбе героя.

Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус.

Обязательным условием сочинения-письма является запись адресата, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания

-7-

Сочинение – дневник —

это известный жанр, но непростительно забытый, он помогает учителю увидеть внутренний мир ученика.

Прежде, чем обратится к такому сочинению, нужно прочитать дневник великих людей.

Повествование должно идти от первого лица. Здесь преобладают отрывочные записи, вставленные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах.

От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, искренность при изложении материала.

Путевые заметки так же относятся к сочинениям-дневникам, они включают элементы описания местности, лирически отступления пишущего сочинение, диалоги с теми «кого встретил в пути»

-6-

Сочинение – характеристика

Этот жанр требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.

Может выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтических произведений).

В сравнительной характеристике нужно избегать изложения «по порядку» черт героев, надо углубить их общие и противоположные черты, показать суть каждого через взгляды, образ жизни.

-3-

Сочинение – обозрение

Менее глубокий анализ возможен в таком сочинении. Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей, поэтов, критиков, кратких комментарий к ним

Литературно-критическая статья и сочинение-статья являются новыми жанрами сочинений-обозрений. В них используются различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

-4-

Сочинение – очерк

(или сочинение-рассказ)

Имеет одну отличную черту – публицистичность изложения, т.е. обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах.

Сочинение-очерк – один из самых трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.

Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике.

Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того о чем рассказывается в нем.

-5-

Сочинение – эссе —

это жанр критики, публицистики.

Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Доброе слово В. Распутина», «Песни добра и света»

Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения.

Повествование должно раскрывать основные вопросы.

Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика.

-9-