Тема урока : Подготовка к изложению с элементами сочинения
Цель урока : способствовать формированию навыка написания изложения с элементами сочинения через применение технологии критического мышления.
Задачи урока :
обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;
развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;
воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный этап:
-приветствие;
-проверка готовности материальной обеспеченности урока.
вызов
II. Мотивационно — ориентационный этап.
- Постановка темы и определение цели, задач урока.
Учитель . Сегодня мы проводим урок развития речи. Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью?
Ответы учеников. Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок, отражение позиции автора исходного текста и грамотное изложение собственной точки зрения по теме урока.
Учитель . Что развивать будем, кроме речи, на уроке?
Ответы учеников. Будем учиться размышлять, анализировать, творить, развивать память…
Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...
... дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». ... наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления ... ответ ... этапе, в силу возрастных психологических особенностей учащихся и уровня владения ими учебным материалом, предпочтительна статическая (не динамическая) зрительная наглядность. ...
Учитель . Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.
- Регулирующий этап:
— структура урока
Учитель . Мы сегодня работаем над изложением, применяя стратегию «Чтение с остановками», затем вы напишите по теме исходного текста небольшое сочинение-рассуждение.
— система оценки работы учащихся на уроке
Учитель . Ребята, за активную работу на уроке вы получаете оценки. Затем я проверяю ваши изложения с элементами сочинения, ставя отметки за содержание и грамотность.
- Раскрытие идеи изложения
Учитель . «Счастье жизни есть (.?!) ». Почему я поставила разные знаки препинания в конце темы нашего сегодняшнего изложения с элементами сочинения?
Ученики отвечают, что знак препинания меняет идею работы и её структуру. Раскрывают нюансы темы.
Учитель . Выберите тот знак препинания, который будет соответствовать идее Вашей работы.
осмысление
III. Операционно-регулирующий этап.
- Стратегия «Чтение с остановками»
Учитель читает текст притчи, делает остановки, во время которых ученики прогнозируют дальнейшие события.
Вспомним о жанре притчи.
Притча — рассказ в иносказательной форме,содержащий нравоучение,поучение в примере( например.евангельские притчи,соломоновы притчи).Малый жанр дидактической литературы,по основным признакам тождественный с басней.
Есть на Земле райские уголки. В одном из таких уголков Земли жил Сокол. Бог наделил его силой волшебника. Но он не пользовался ей, потому что жизнь у него была прекрасна, и другой он не хотел. Но вот однажды…
1 остановка.
Однажды покой птицы был неожиданно нарушен одиноким путешественником, которого Сокол повстречал, летая внизу в долине. Человек сидел на извилистом берегу горной реки и тихонько напевал что-то. Соколу очень захотелось поговорить с ним. И человек поведал Соколу о том, что…
2 остановка.
И человек поведал Соколу о том, что путешествует по свету в поисках таких прекрасных мест, как это.
— Здесь всё пропитано удивительной энергией добра и красоты, — сказал путешественник. — Когда я приеду домой, то напишу музыку, в которой передам всю силу этой неиссякаемой энергии.
Проблема роли учителя в жизни человека (по Ф.А. Абрамову)
... Учитель - это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты. (По Ф.А. Абрамову*) *Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - советский писатель, критик, публицист Сочинение Каждый человек ... деревенский паренёк, с холщовой ... Фёдоровиче Калинцеве - моём незабвенном учителе. (6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем ...
3 остановка.
Люди, послушав мою музыку, освободятся от зла и жестокости. Добрый свет чистой и прекрасной любви наполнит их души и принесёт им счастье.
Сокол удивлённо слушал рассказ путешественника, не понимая, зачем делать кому-то добро, если тебе это не нужно. Ведь в жизни он ещё никогда ни о ком не заботился, кроме себя. Он уже из любопытства решил слетать к морю, чтобы посмотреть, правду ли ему говорил композитор о том, что людям там живётся не очень счастливо.
Подлетев поближе к берегу, зоркий Сокол заметил далеко в море тонущее судно и моряков, в смятении и страхе изо всех сил пытающихся спасти свой корабль и себя.
4 остановка.
Жаль стало Соколу этих людей. Он обладал силой волшебника, поэтому успокоил Море и заставил Ветер пригнать судно к берегу.
Моряки выходили на сушу, не веря в свое спасение.
- Это чудо! Просто чудо! – повторяли они. – Какое счастье, что мы спаслись!
С того времени Сокол всё чаще и чаще стал покидать свой уголок спокойствия и благодати и отправляться на помощь несчастным.
Однажды он увидел девушку необыкновенной красоты с добрыми и печальными глазами.
5 остановка.
Красавица шла вдоль берега. А навстречу девушке — молодой парень. И Сокол решил помочь им обоим. Он послал к ним с неба волшебную силу любви. Как только парень и девушка посмотрели друг на друга, их сердца и души соединились с помощью этого прекрасного чувства. Молодая пара подружилась и с того времени никогда не расставалась, прожив долгую и счастливую жизнь.
6 остановка.
С той поры Сокол уже долго не засиживается в своем райском уголке. Он понял, что его счастье в том, чтобы дарить хоть крупицу радости людям, помогать и спасать тех, кто попал в беду или очень несчастлив…
- Приемы работы с текстом.
Проверка уровня запоминания . Прием «Верно — неверно»
Учитель читает фразы, которые встречались в тексте и ложные. Ученики отмечают под цифрами: верно – неверно.
Фразы:
- Бог наделил его силой волшебника. Но он не пользовался ей, потому что жизнь у него была прекрасна.
- . Человек сидел на извилистом берегу горной реки и тихонько играл на скрипке.
- Люди, увидев картины художника, освободятся от зла и жестокости
- Он уже из любопытства решил слетать к морю, чтобы посмотреть, правду ли ему говорил композитор о том, что людям там живётся не очень счастливо.
- Он взмахнул крыльями, успокоил Море и заставил Ветер пригнать судно к берегу.
- Однажды он увидел девушку c волосами необыкновенной красоты.
- Как только парень и девушка посмотрели друг на друга, их сердца и души соединились с помощью волшебной силы любви.
- Сокол понял, что его счастье в том, чтобы дарить хоть крупицу радости людям, помогать и спасать тех, кто попал в беду или очень несчастлив…
Взаимопроверка по шаблону (на слайде) с правильными ответами. Обсуждение ошибок.
Что такое счастье? Текст «Люди должны быть …»
... понимаешь, что счастье для Андрея Соколова – быть нужным, иметь смысл жизни. Текст известного публициста помогает читателю по-иному посмотреть ... убедиться , читая рассказ М.Шолохова «Судьба человека». В центре внимания автора Андрей Соколов, у которого война отняла всё, ... Счастье кроется именно в гармонии личности», - это высказывание, на мой взгляд, наиболее точно отражает авторскую позицию. В. Розов ...
Структура изложения . Прием «Ключевые слова».
В условиях фронтальной работы с опорой на предыдущую проверочную работу выстраиваются в колонну опорные слова текста изложения.
Формулировка вывода . Прием «СМС».
Напишите, в чем мораль притчи, в виде смс – сообщения.
Фронтальная проверка задания, корректировка ответов учащихся.
- Написание изложения.
рефлексия
IV. Итоги урока.
приём «Интервью»
Учитель:Я прошу взять интервью у своих одноклассников. Вопросы формулируются по теме изложения «Счастье в жизни есть», но ответы ребят базируются на литературном и жизненном опыте.
Оценивание работы журналистов.
Домашнее задание: написать сочинительную часть изложения, отразив в ней свои ответы (и одноклассников) на интервью.
Учитель. Какие ваши впечатления от урока? С какими задачами справились? Что особенно запомнилось? Кто был наиболее активен?
Отметки за активную работу на уроке учащимся на уроке.