Урок «Изложение с элементами сочинения» план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Сочинение

Уроки по теме: ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развить речь учащихся; проверить отработку навыка пунктуации; способствовать воспитанию гуманной личности.

Написать сочинение о гордости и доброте.

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лёд. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашёл в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом со столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копчёной колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

— Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у неё всё время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали её. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

4 стр., 1507 слов

Вред алкоголя на организм человека

... влияние алкоголя на клетки мозга определяется следующими факторами: Дозой алкоголя и частотой его употребления; ·Возрастом начала приема алкогольных напитков; ·Продолжительностью периода регулярного употребления спиртного; ·Возрастом человека, ... впервые испробовать алкоголь, могут быть различными. Но нельзя недооценивать пагубное действие спиртных напитков на молодой организм, будь то пиво или ...

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

— Пети! — снова позвал старик. — А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

— Эх, Пети! Пети! — шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от

огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.

— Просишь, стерва? — спросил он. — А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

— Что же это вы, гражданин! — сказал молодой человек. — Раз собаку держи

те, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню

выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

  • Ну и отмочил, Валька! — крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
  • Пети, не смей! — крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

— Не смей брать у них ни крошки! — сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и пересчитал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

  • Ещё обижается! — сказал скуластый молодой человек. — Какой независимый, скажи пожалуйста.
  • А, брось ты его! На что он тебе сдался! — примирительно произнёс один из его товарищей, наливая всем пиво.

Старик не проронил ни слова. Он подошёл к стойке и положил несколько монет на мокрый прилавок.

  • Один бутерброд! — сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
  • Один! — сказал старик.
  • Берите! — тихо сказала продавщица. — Я на вас не разорюсь…
  • Палдиес! — сказал старик. — Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

2 стр., 529 слов

Способен ли разум победить чувства в рассказе Дама с собачкой, Чехов

... гораздо сложнее. В сердцах и умах героев постоянно происходит борьба между чувствами и разумом, и неизвестно, чем закончится это сражение, поскольку финал ... любви» победа разума над чувствами вполне очевидна, поскольку Алехин так и не решился вступить в отношения с горячо любимой им, но замужней Анной Алексеевной, то в «Даме с собачкой» все ...

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:

— Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза — верно, они слезились у него от ветра.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 часов + 2 часа на развитие речи)

Второстепенные члены предложения изучаются в той же системе, что и главные: вначале в порядке самостоятельной работы проводится повторение всего, что учащиеся знают, затем материал излагается в полном объеме, причем знакомое четко отделяется от нового. Изложение материала может проводиться разными способами: сообщение учителя, чтение учебника вслух или про себя с заданием обнаружить новое, разбор данных учителем примеров, сообщение, заранее подготовленное учащимися, и т. д. Большая часть времени отводится закреплению, причем в упражнениях основное внимание обращается на новые и наиболее трудные способы выражения членов предложения, а также на особенности употребления языковых явлений в речи.