Разделы:
“Учиться писать приходится всю жизнь, — справедливо замечал В.Г. Короленко. – Перестал учиться – и быстро разучишься”. Писать сочинение – дело не легкое и не простое, хотя увлекательное и интересное. Умение писать сочинение вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, совершенствуется умение излагать свои мысли, воспитывается личность.
Цели и задачи работы по развитию речи вытекают из общих целей обучения русскому языку в школе. В соответствии с главной целью развития речи учащихся в устной и письменной форме – одна из важнейших задач обучения их русскому языку. Эта задача может быть успешно решена только при соблюдении единства учебного и воспитательного процесса, в тесной взаимосвязи с другими задачами – изучением грамматики и развитием мышления школьников.
В работе по развитию речи учащихся выделяют следующие основные взаимосвязанные направления, соответствующие задачам обучения русскому языку:
- обогащение словарного запаса,
- обучение нормам литературного языка (в том числе орфографическим и пунктуационным),
- обогащение грамматического строя речи,
- формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует; она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, выразить себя в написанном. Поэтому этой работе в 2004-2005 учебном году я посвятила не только уроки русского языка и литературы, но и занятия литературного кружка. Прежде всего была составлена программа: “Обучение сочинениям различных жанров”, рассчитанная на учебный год.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Методическая разработка русского языка «Обучение сочинению-рассуждению ...
... обучения Тип урока : развитие речи. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. – Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту ... поговорка. Важно помнить последовательность изложения мыслей; смысловую цельность и связность; абзацное членение текста; связки (логические мостики-переходы) между ...
Программа “Обучение сочинениям разных жанров” рассчитана на 102 часа. Она содержит и серьезные теоретические занятия, и ряд практических работ, посещение и работу в библиотеках. Необходимость создания такой программы для литературного кружка обусловлена тем, что учащиеся чаще всего затрудняются в написании сочинений, у большинства из них слабо развита монологическая речь. Поскольку в кружок привлекаются ученика 8-9 классов, то эта программа поможет подготовить их к выпускным экзаменам за курс основной школы, поможет учащимся лучше ориентироваться в изучаемом материале, поможет разбираться в жанрах сочинений.
Содержание программы направлено на помощь детям в индивидуальном развитии, мотивацию к познанию и творчеству, стимулирование творческой активности, развитие способностей к самообразованию. Программа должна решить задачи:
- познавательную: развитие познавательного интереса;
- развивающую: развитие личности, активности, самостоятельности, общения;
- обучающую: формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/fakultativ-obuchenie-sochineniyam-raznyih-janrov/
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/fakultativ-obuchenie-sochineniyam-raznyih-janrov/
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/fakultativ-obuchenie-sochineniyam-raznyih-janrov/
№ | тема | общее кол-во часов | теория | практика | предполагаемый результат |
1. | Текст. Его строение. Виды связи в тексте. | 3 | 1,5 | 1,5 | Умение видеть особенности текста. |
2 | Стили речи. Особенности каждого из них. | 3 | 2 | 1 | Умение различать стили.
|
3 | Композиция сочинения. | 3 | 1,5 | 1,5 | Умение “строить” сочинение. |
4 | Сочинение-рассуждение. Его особенности. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
5 | Сочинение-описание. | 3 | 1,5 | 1,5 | Умение видеть особенности каждого. |
6 | Сочинение-повествование. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
7 | Подбор материалов к сочинению.
|
3 | 1 | 2 | Умение подбирать и отбирать необходимое. |
8 | Систематизация материалов к сочинению. | 3 | 1 | 2 | |
9 | Практическая работа. | 3 | 3 | Подготовленный материал. | |
10 | Практическая работа. | 3 | 3 | Сочинение. | |
11 | Сочинение о личности писателя, значении его творчества. | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
12 | Практическая работа. | 3 | 3 | Сочинение. | |
13 | Сочинение теоретико-литературного характера. | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
Итого: 39 часов. | |||||
14 | Практическая работа | 3 | 3 | Сочинение | |
15 | Сочинения проблемно-тематического характера | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
16 | Практическая работа | 3 | 3 | Сочинение | |
17 | Сочинения-характеристики | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала.
|
18 | Практическая работа | 3 | 3 | Сочинение. | |
19 | Сочинения-сравнительная характеристика | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
20 | Практическая работа | 3 | 3 | Сочинение. | |
21 | Сочинение-групповая характеристика | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
22 | Практическая работа | 3 | 3 | Сочинение.
|
|
23 | Сочинения-интерпретации | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
24 | Интерпретация поэтического текста | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
25 | Практическая работа | 3 | 3 | Сочинение. | |
26 | Интерпретация эпизода | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
27 | Интерпретация рассказ | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала.
|
Итого 42 часа | |||||
28 | Практическая работа | 3 | 3 | Сочинение. | |
29 | Жанры сочинений на литературную тему | 3 | 3 | Знание жанров. | |
30 | Литературоведческая статья | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
31 | Практическая работа | 3 | 3 | Статья. | |
32 | Критическая статья | 3 | 1,5 | 1,5 | Подбор материала. |
33 | Практическая работа | 3 | 3 | Статья. | |
34 | Эссе | 3 | 1,5 | 1,5 | |
Итого 21 час. |
Приводим примеры результата этой работы.
Александр Гафуров.
Школа – это один из этапов развития личности человека. Здесь он получает знания, которыми пользуется на протяжении всей жизни.
В нашей школе есть разновозрастные отряда и туристический клуб “Каскад”, отличающийся большими достижениями и интересным будущим.
Школа дает мне знания, без которых я не смогу поступить ни в одно высшее учебное заведение и приобрести хорошую специальность.
Школа – главный этап в моей жизни. Ведь от нее зависит моя дальнейшая судьба.
Михаил Зайцев.
Школа. Каждый день ты приветливо распахиваешь перед нами свои двери, давая возможность сотням детей не только пообщаться со сверстниками, но и узнать много интересного об окружающем мире. В этом году нашей школе исполняется 50 лет. За эти долгие годы из ее стен вышло немало достойных людей, чье формирование и развитие как личности проходило именно здесь.
Многому можно научиться в наших учителей: и жизненному опыту, и знаниям предмета. Они не бросят нас, своих учеников, в трудную минуту, помогут делом, советом. Мы можем гордиться нашими учителями, и заслуженными, и молодыми, которые передают нам, школьникам, свои знания и опыт.
Учиться в нашей школе интересно и занимательно память об этом времени мы пронесем через годы.
Проба пера.
Дарья Попова.
На ночном, на черном небе
Звезды-искорки горят
Месяц в небе, словно лебедь,
Крылья-облака парят.
Тенями прошли солдаты,
Меж деревьями скользнув.
И ушли они в закаты,
И ушли они в войну.
Нет прощения войне:
Смерть несет она стране.
Таисия Полякова.
Первый снег – кружится тихо.
Дунул ветер – в танце диком!
Танец – всем на удивленье,
Жаль, что только на мгновенье.
Всех зовет на зимний бал –
Зимы посланником он стал.
Составил утром на окне
Картинки инеем во тьме,
Деревья белым приодел,
За Зимой послать велел.