Конспект русского языка » -этюд по картине» (9 класс)

Сочинение

Сочинение-этюд по картине

Тип урока

Технологии, Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Дидактико-технологическое оснащение, Планируемые результаты, Предметные, Метапредметные УУД, Личностные УУД

Урок развития речи

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа. Исследовательская работа; словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Составление плана сочинения. Создание и редактирование текста; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Презентация, раздаточный материал, демонстрационная репродукция картины; опорный конспект, памятки «Как писать сочинение — этюд».

Формирует умение создавать письменные высказывания художественного стиля, сохраняя все структурные элементы композиции.

Составляет высказывание в устной и письменной формах, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.

Осознает коммуникативную цель и в соответствии с ней организует свою работу.

Производит полный и сжатый пересказ (устный и письменный).

Эпиграф к уроку

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Знакомство с темой урока. Определение цели урока вместе с детьми.

Понятия: сочинение, природа, картина, природа имеет свой язык, душу

— Что такое этюд?

— Как понимать язык , душу природы через изображенное в картине художника?

2 стр., 543 слов

Технология работы над м на иностранном языке статья

... сочинение на английском языке. Как громко звучит – сочинение на иностранном языке! Эти слова нагоняют страх на учеников. Поэтому появилась данная технология, которая помогает сделать работу по написанию сочинения ... всех четырех видах деятельности на уроке английского языка: при аудировании, чтении, говорении и письме. Технология работы над сочинением на иностранном языке находит свое место и ...

-Какими «инструментами» должен владеть художник слова, чтобы создать этюд?

3. Актуализация знаний с опорой на значение понятия «этюд» в других видах искусства

Что такое этюд?

Жанр этюда в искусстве

ЭТЮД – с фр. «изучение», «упражнение»

музыкальный

живописный

театральный

танцевальный

шахматный

В музыке

развития исполнительской техники

В театре

импровизации

Танцевальный или пластический этюд

отработка какого-либо

Этюд шахматный

оригинальная позиция фигур

Этюд

В музыке – развитие исполнительской техники, В театре — импровизация, В хореографии – отработка каких-то навыков, В шахматах – оригинальная позиция фигур, В живописи – картина, выполненная с натуры

  1. Что же такое этюд как жанр сочинения? Давайте составим ассоциативный куст слова «этюд»

Э

Т

Ю

Д

Каков результат?

Э -эмоции, экспромт

Т -творчество, темперамент

Ю- «ювелирность», юный порыв

Д -дивное действо

  1. В чем же особенности жанра «сочинение – этюд»?

Это художественное описание картины (чаще всего картины природы), основанный на ассоциативном, чувственном восприятии

  1. Что нужно для художественного описания?

1 совет нам дает художник слова Николай Рыленков

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

  1. А теперь познакомимся с этюдами истинных художников слова (А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин)

— Что помогает этим художникам создать такие шедевры? Какие художественные средства использует каждый из них?

— Для описания какой поры года мы можем использовать примеры образности этих поэтов?

  1. Перед нами начинает открываться тайна сегодняшнего урока- описание картины зимней природы. А чтобы создать «зимнее настроение», мы пустимся в маленькое путешествие под удивительную музыку А.Вивальди…(просмотр видеоряда картин зимней природы)

  2. А теперь представьте, что наши сани попадают в атмосферу дикой северной природы, и кажется, что она мрачна, сурова, но в ней тоже есть исключения… Закройте глаза и откройте их только когда услышите музыку…

    6 стр., 2644 слов

    Лучшие сочинения о природе

    ... до копейки, если в душе остается хоть немного человечности и доброты. Сочинение на тему «Природа летом» Лето ... ресурсов, нужных для поддержания человеческой жизни в физическом, бытовом плане, природа дает и ценные духовные ресурсы ... листочек, дерево, которое растет вплоть до моего окна, и легкий туман над родным ... покрыта цветными листьями, как будто идешь по прекрасном ковре. Я люблю слушать шорохи ...

  3. Визуальное (первое) восприятие картины И.И.Шишкина «На севере диком…»

  4. Наблюдаем!

  • Каковы первые эмоции?

  • Каков мотив картины?

  • Что помогает нам понять главный мотив картины?

  • Как, по-вашему, этот этюд связан с настроением самого художника?

  • Кто знает историю создания этой картины?

  1. Элементы картины, помогающие выразить основной мотив картины ( дети подбирают эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу)

небо

облака

темное безмолвие

утес

(скала)

Главная героиня — сосна

  1. Какова цветовая палитра картины?

  2. Что я вижу?

    Что я чувствую?

    Что я слышу?

Я вижу

дерево

тень

расщелина

пропасть

низменность

бездна

снег

облака

горизонт

я слышу

скрип ствола

тишину

хруст снега

вой ветра

эхо падающего в пропасть камня

шёпот веток

Я чувствую (испытываю)

скрип ствола

тишину

хруст снега

вой ветра

эхо падающего в пропасть камня

шёпот веток

  1. Сочинение-этюд

    1. Эмоции в определении мотива картины

    2. Ваши впечатления

Я вижу

Я слышу

Я чувствую

3. Над чем заставила задуматься эта картина?

Итак, включаем воображение и создаем этюд…

  1. Чтение работ по группам. Понравились вам ваши работы? Рецензирование

  2. Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком», работа над образной системой, мотивом стихотворения.

  3. А теперь слово юным художницам… (Свои работы показывают ученицы 7 класса Мироненко Анна, Рябцева Ирина, они же и комментирую свои работы, написанные по отрывкам произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

    5 стр., 2014 слов

    Этюды-картины в творчестве С.В Рахманинова

    ... секвенции; в романтической музыке - традиционный символ смерти): отмеченный мотив встречается во всех поздних сочинениях Рахманинова. В Этюде до-минор, (op. 39 №7) роль темы выполняет последование ... "tone pictures" (звуковые картины) - одни из наиболее подходящих на эту роль произведений композитора. Эти, по-большему счёту поздние сочинения Рахманинова (op. 33, op.39), демонстрируют уже выработанный ...

— Подведение итогов урока. Определение важности домашнего задания.

Домашнее задание

1. Закончить работу над сочинением

2. Подготовиться к уроку- виртуальной экскурсии в зал русской пейзажной живописи, создав этюд по картине

— Эмоциональный финал (релаксация ) . Наблюдение за природой под музыку М.Таривердиева.

Сегодня мы с вами еще раз доказали то, что нет предела человеческому совершенству…

А юные художники еще раз доказали, что все подвластно человеческому таланту.

Главное, не пройти мимо этой красоты, остановиться и удивиться, какие образцы гармонии природа дарит нам … безвозмездно!