В статье рассматривается последовательность работы над разными видами сочинений с 5 по 11 класс.
В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли как в устной форме, так и в письменной.
Конечным результатом проверки знаний, умений и навыков письменной речи является сочинение. Но этому предшествует длительная и кропотливая работа с пятого по одиннадцатый классы.
С самого первого урока ведущей идеей считаю дать понятие, что язык – универсальное средство общения и что свободное владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.
Первое сочинение, которое провожу в пятом классе, — «Для чего людям нужна речь?» Дети получают возможность письменно высказаться, а при анализе сочинений мы приходим к выводу, что надо многому научиться, чтобы кратко, точно и красиво, а главное – грамотно, выражать свои мысли на письме. А для этого надо много работать.
Далее учу ребят, как правильно вести беседу, ведём работу по культуре общения, над правилами речевого поведения, чтобы общение было приятным, полезным, интересным.
Затем перехожу к тексту. Особое внимание уделяю смысловой связи предложений: начальная подготовка к комплексному анализу текста. Дети учатся писать и говорить на тему. В качестве образца использую изложения – миниатюры.
Теперь ребята готовы поделиться впечатлениями о летних происшествиях, о памятном случае. Чтобы им помочь, предлагаю типовой план сочинения.
Ребята теперь готовы к написанию небольших сочинений – миниатюр. Так как слово – основа нашей речи, строительный материал сочинения, то и сочинение посвящается слову: «Как меня удивило (обрадовало, огорчило) слово!..», «Какое слово я считаю добрым», «Как мне раскрылась «загадка» слова» и т.д. Каждый ученик выбирает «историю» своего обращения к слову. Можно дать примерный план.
Далее по программе мы переходим к изучению стилей речи. Попутно идёт (продолжается) знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка, которые способствуют обогащению речи учащихся, повышают её эмоциональность. Типы речи ориентируют ребят: о чём как писать.
Предлагаю ребятам назвать темы сочинений, какие они хотели бы написать. Учащиеся сами выбирают тему, стиль, тип речи. И пишут сочинения – миниатюры.
Следующий этап обучения сочинению – описание предмета. Для этого необходима организация наблюдений над особенностями описания предмета. Работаем над композицией текстов для наблюдений. Сопоставляем описание в художественном стиле с описанием деловым и научным. Это позволяет ребятам самостоятельно описать любимое животное. Фантазируем и с формулировкой тем. Основная тема уроков, посвящённых обучению сочинению – рассуждению, заключена в заглавии: рассуждать – значит доказывать. И я прошу детей порассуждать по содержанию картин, над которыми мы работаем устно (плюс уроки литературы).
Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе
... каких-либо существенных изменений своей речи вы не заметите. Напротив, ... общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Выбор необходимых языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи. Для каждой цели свои средства, свои слова. ... нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе. Ведь именно речь ...
Письменные сочинения по картинам в пятом классе не провожу. Работаем только на устной основе по содержанию картин, их композиции.
Одним из этапов формирования умения писать на заданную тему является работа по различению широких и узких тем, вычислению из широких тем узких. Продолжаем работу в определении темы текста и умении озаглавливать текст.
В качестве первого сочинения в 6 классе учащиеся могут писать работу на любую понравившуюся тему. Например: «О чём мне хочется рассказать», «Самый памятный день лета», «Однажды»…, «Чем мне запомнилось первое школьное утро» и т.д.
Ребята уже готовы к восприятию разграничения простого и сложного планов. Эта работа проводится не только на уроках развития речи, но и на уроках русского языка и литературы.
Каждая новая тема сопровождается аналитической беседой. Так при подготовке сочинению по личным наблюдениям после чтения теоретического материала анализируем предложенные темы: что между ними общего; в чём различие? Обязательно включаю в урок словесное рисование.
На следующем этапе работы над сочинением перехожу к усвоению понятия эпиграфа как выразителя основной мысли текста. Отмечаю, что умение подбирать эпиграф является показателем высокой культуры письма. При закреплении сначала работаю над сочинением, а затем над сочинением. Таким образом осуществляется плавный переход к сочинению в жанре рассказа. Анализируем композицию рассказа. Сообщаю, что важным элементом композиции рассказа является кульминация, которая часто отображается в заглавии. Попутно обращаемся к анализу языковых средств. Это обогащает словарь учащихся. Даю практические советы по работе над вступлением.
Самым сложным видом работы над сочинением считаю работу по картине. Сочинение по картине требует особой подготовки. Начинается такая работа со сбора материалов о художнике. Переходим к композиции картины: передний план, задний, центральная часть. Определим сюжет. Большую роль отвожу словарной работе, т. к. здесь встречается много специальных терминов. Обращаю внимание учащихся на то, какими красками написана картина. Почему? Учу высказывать своё отношение к изображённому на картине. На первом этапе обучения каждый аспект анализируется подробно, коллективно. В дальнейшем переходим на самостоятельную работу.
Русский язык. 5-9 классы. Сборник сочинений
... опыт создания подобного проекта, для корректировки этапов работы. Комментарий: 1. Необходимо выполнить следующие действия, способствующие ... решению исследовательских задач: 1) провести в классе анкетирование с целью получения информации, какую роль ... слов на состав современного русского литературного языка; 5) создать словарик заимствованных слов, проиллюстрировав его разделы, ...
Завершаем учебный год сочинением о книге, чтобы потом написать отзыв, рецензию, аннотацию.
В 7 классе продолжаем работать над описанием. Переходим к более сложному материалу – описанию действий. Композиция текстов, являющихся описанием действий, трёхчленная, а именно: 1)подготовка к действиям; 2)выполнение этих действий; 3)результат работы, оценка действий. Обращаю внимание на типичные недочёты в подобных работах. Пишем миниатюры. Всё это способствует хорошей подготовке к домашнему сочинению.
Следующим этапом является отзыв о книге. Сначала анализируем предложенные тексты. Работаем над морфологическими средствами связи частей и предложений в тексте. Даю ребятам структуру развернутого отзыва о книге. Пре этом подчёркиваю следующее: каждое положение в отзыве должно аргументироваться, подтверждаться примерами, фактами; отзыв должен быть написан так, чтобы вызвать у читателя интерес к рецензируемой книге, желание прочесть её. И затем переходим к характеристике литературного героя. В дальнейшем всё это способствует усвоению анализа литературного произведения.
Тему последнего в учебном году сочинения определяют сами учащиеся.
В 8 классе сочинения проводятся как на литературные темы, так и на грамматические, например: «Что я знаю о словосочетаниях». Пишем изложения с элементами сочинения, что позволяет учащимся самостоятельно высказать свои мысли, суждения на заданную тему. Начинает осуществляться подготовка к итоговому контролю–экзамену в 9 классе. Пора подумать и о выборе жизненного пути. Поможет нам в этом сочинение по данному началу «Каким быть?» И конечно же, нельзя обойти вниманием тему «Книга в моей жизни.» Ведь именно книги призваны формировать человека, учить его жить. Сначала разбираем тексты. Анализируем и выбираем тему. Подбираем эпиграф. Работаем с предложенными планами.
Книги в моей жизни.
- Моя первая встреча с книгой.
- Как книги стали моими друзьями.
- За что я люблю книги.
- Книги – друзья на всю жизнь.
Чтение – вот лучшее учение.
- Книга – великое изобретение человека.
- Какие книги я люблю читать.
- Чем привлекают меня книги.
- Чему научили меня книги.
В 9 классе работа над сочинениями значительно усложняется. Начинаем знакомиться с композиционными формами сочинений. Пишем рецензию на книгу. Составляем с отзывом. Выбираем стиль. Совершенствуем лексический запас. Предварительно анализируем предложенные тексты.
Знакомясь с примерами справочных аннотаций на издания художественных, научно-популярных, научных произведений, девятиклассники не только учатся выбирать книги для чтения, но и приобретают некоторые умения и навыки, необходимые для научной, исследовательской деятельности.
Параллельно с этой работой идёт работа по литературе. Обозначился качественно новый этап изучения литературы. Работаем с критической литературой. Учимся писать конспекты. Сначала по плану, затем самостоятельно. В дальнейшем это помогает ребятам при написании сочинений, ориентироваться в правильной оценке литературного произведения. Пробуют силы и в поэтическом творчестве. Например, при изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» предлагаю (по желанию) учащихся написать свой вариант продолжения романа в стихах.
Рассуждение какая польза от чтения книг 7 класс
... делая её интересной и что немало важно образованной. Необходимо не забывать про книги и пользоваться знанием, что они в себе таят. Автор: Свободная тема Произведение: Сочинение на тему «Польза чтения» Это сочинение ... а возможно даже и лучше любого фильма. Человек может найти своих единомышленников, обсуждать и анализировать фрагменты из любимых произведений. В книге возможен любой, какой только ...
В 10 и 11 классах работа значительно усложняется. Учащиеся анализируют большие по объёму произведения. Значительно усложняются и жанры ученических сочинений. Это анализ лирического стихотворения, роль эпизода в композиции данного произведения, интерпретация поэтического и прозаического текстов, сравнительный анализ. Всё это даёт возможность учителю проконтролировать, как ученики понимают, толкуют, анализируют изученное, высказывают свою собственную точку зрения.
Вот такая система работы над сочинением очень кропотлива, тяжела, но необходима, чтобы конечный результат контроля был положительным.