Рассуждение 5 класс

Сочинение

Урок

Рассуждать – значит доказывать.

Цели:

Регулятивные, Познавательные:

развить понятие о рассуждении как типе речи; показать, как строится рассуждение; развивать навыки монологической речи, интерес к этимологии, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Ход урока

      1. Организационный момент

      2. Актуализация знаний

        1. Словарный диктант.

( слайд 1).

Полоскать белье, балконная решетка, посидеть на скамейке, фиолетовые чернила, развеваться на ветру, цветной телевизор, поласкать котенка, телефонный справочник, лиловые соцветия, развивать усидчивость, поседеть от старости, мягкий диван, школьные кабинеты, грозди сирени.

Грамматическое задание.

  • Какие типы речи вам известны? ( Описание, повествование, рассуждение.)

(Слайд 2.)

  • Что характерно для текстов-описаний?

  • Каковы особенности текстов-повествований? Комментарий.

III

(слайд 3)

1. Прочитайте текст. Кто, по-вашему, прав: Коля или его одноклассники? Своё мнение обоснуйте.

2 стр., 769 слов

Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

... типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение. II. Изучение нового материала. ( Слайд 4). Второй текст про акулу - текст-рассуждение. Как ( Слайд ... Обратите внимание, что все части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? ...

Все любовались бегом юного спортсмена.

  • Неправильно,— сказали ребята.

  • Почему? — не соглашался Коля.— Ведь спортсмен — бежал! А бежать — глагол! Обозначает действие.

(слайд 4)

2. На доске было написано предложение.

Бег — имя существительное.

бег

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

бег

бег

бег

Итак, мы доказали, что слово бег — имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

(Слайд 5).

3. Выводим тему урока.

К какому типу относится данный текст?

  • Какая у нас сегодня тема урока?

  • Что должны узнать, чему научиться?

Тема: Рассуждать – значит доказывать.

Цель: Выявить особенности рассуждения как типа текста.

Рассмотреть из каких частей состоит рассуждение.

Задача: Научиться писать сочинение-рассуждение.

4. Выделим части текста и составим план.

Какими словами связаны части текста?

(слайд 6)

Схема текста.

Слово бег — имя существительное

Докажем это.

  1. Во-первых.

  2. Во-вторых

  3. В-третьих

  4. В-четвёртых.

III

  1. Тезис (то, что надо доказать).

  2. Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения

  1. Аргумент.

    4 стр., 1766 слов

    , «Мой любимый сказочный герой» — Золушка, Садко, Дюймовочка, ...

    ... Сочинение, эссе на тему «Мой любимый сказочный герой» — Конек Горбунок: аргументы, примеры, рассуждения Конек-Горбунок Конек Горбунок — это еще один возможный персонаж, о котором можно написать сочинение «Мой любимый сказочный герой». ... будет беда. Царь специально давал Ивану задания, с которыми не справится простой ... его не слушает. Наконец-то в последней части сказки Ивану дают не просто небольшую ...

  2. Аргумент

  3. Аргумент

  4. Аргумент.

(слайд 7).

  1. Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.

    1. Докажем это.

    2. Это можно доказать так (следующим образом).

    3. Почему? И вот почему.

    4. Обобщим всё сказанное.

    5. Таким образом, ….

    6. Это объясняется следующим.

    7. Следовательно

Физкультминутка.

IV . Закрепление новой темы

Задание 1. На месте знака V поставьте вопросы. Найдите: 1) тезис; 2) доказательства.

Человек, любящий и умеющий читать,— счастливый человек. \/ Он окружён множеством умных, добрых друзей. \/ Друзья эти — книги. (К. Паустовский.)

(слайд 8)

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

Задание 2. Упр. 398.

Задание 3. Продолжите тексты так, чтобы получилось рассуждение.

В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири –

V . Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Как вы оцените свою работу на уроке? VI . Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Слово «одуванчик»— имя существительное».

бег

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

2 стр., 547 слов

Имя существительное как часть речи

... - Именительный, в нем слово находится в своей начальной форме. ` Имя существительное как часть речи Популярные сочинения Мальчик Витя - главный ... Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые ... склонению принадлежат слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а/я: кукла, дядя. Ко 2 - слова мужского рода ...

бег

бег

бег

Итак, мы доказали, что слово бег — имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

2. Человек, любящий и умеющий читать — счастливый человек. \/ Он окружён множеством умных, добрых друзей. \/ Друзья эти — книги. (К. Паустовский.)

Задание 3 выполнить Упр. 398.

Задание 4. Продолжите тексты так, чтобы получилось рассуждение.

В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири –, Домашнее задание:

«Слово «одуванчик»— имя существительное».

бег

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

бег

бег

бег

Итак, мы доказали, что слово бег — имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

2. Человек, любящий и умеющий читать — счастливый человек. \/ Он окружён множеством умных, добрых друзей. \/ Друзья эти — книги. (К. Паустовский.)

Задание 3 выполнить Упр. 398.

Задание 4. Продолжите тексты так, чтобы получилось рассуждение.

В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири –, Домашнее задание:

«Слово «одуванчик»— имя существительное».

Задание повышенной сложности.

          1. Прочитайте отрывок из книги для учащихся «Занимательная стилистика» (авторы —

И. Б. Голуб и Д. Э. Розенталь).

О какой сказке А. Пушкина идёт речь в этом тексте?

          1. Определите тип речи.

            1 стр., 488 слов

            Существительное — моя любимая часть речи

            ... одна другая часть речи. ` Существительное - моя любимая часть речи Популярные сочинения Любовь – самое важное, что есть в этой жизни. Каждый человек с рождения ... в любви – естественная потребность каждого живущего на земле Что значит слово мир? Оно имеет множество значений, начиная с ... мире За свою жизнь Андерсон написал огромное количество книг и сказок. Самой популярной можно считать сказку Снежная ...

          2. Запишите тезис. Перескажите близко к тексту доказательства.

          3. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Если бы не было суффиксов…»

Вы не задумывались над стилистической ролью русского словообразования?

царица злая