Обучение сочинению-рассуждению. Задание

Сочинение

РР Обучение сочинению-рассуждению. Задание 15.3., Тема: РР Обучение сочинению-рассуждению. Задание 15.3.

Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях ;Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть 3 ОГЭ).

Тип урока:

1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;

2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;

3. развивать умение собирать и систематизировать

4. развивать умение строить сочинение в определённой

1. не причинять вреда окружающим людям;

2.призывать к уменьшению общего количества страданий;

1. развивать речевую культуру учеников;

2.развивать память учащихся и умение грамотно выражать свои мысли;

  • лист А4, текст, задание доска, компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.

1. Организационный момент. (0,5 мин.)

2. Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)

3. Чтение текста. (3мин.)

4. Формулировка задания. (0,5 мин.)

5. Разбор композиции + критерий (3мин.)

6. Способы толкования слова по вариантам + притча + запись (7 мин.)

7. Комментарий + запись +прослушать несколько работ (3мин.)

8. Критерий (0,5 мин.)

9. Соединение Вступления и Основной части(1мин.)

10. Основная часть 2 примера + запись по вариантам( 8-10 мин.)

11. Включение примеров ( речевые клише) +Критерий( 1-2мин)

12. Вывод +критерий ( 2 мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 .Организационный момент:

Здравствуйте, ребята

2.Целеполагание:

Наш сегодняшний урок – урок развития речи. Цель занятия– помочь вам преодолеть трудности письменной речи и подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по заданию 15.3.

Итогом этой работы станет ваше сочинение.

— У вас на партах листы А4, в которых вы будете работать, текст, задание.

3. Чтение текста:

Давайте обратимся к тексту Альберта Анатольевича Лиханова:

— чтение текста учителем.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса…

(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)0ни наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой.

(11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

(12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставили себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцатъ. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрение результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть…

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг… (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

(По А. Лиханову)*

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

4.Формулировка задания : формулируем задание 15.3 ( прочитать задание):

главное — ответить на вопрос: «Что такое сострадание?»;

70 слов;

самостоятельное суждение на предложенную тему. ( слайд №2)

Обратить внимание! словарь: выяснить значение слова сострадание.

4.Композиция :

Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение? ( слайд №3: тезис, доказательства, вывод) .

А) Что такое тезис?

Б) Что такое вывод?

— Всё сказанное верно.

Обратите внимание: мы не просто должны сформулировать тезис, но и прокомментировать определение, представляющее тезис. (Эта деталь для нас новая).

Что значит прокомментировать определение?

5.Критерий оценивания 1: (Слайд№4) :

если у вас нет ошибок в построении текста, вы максимально можете получить 2 балла.

Из 3-х частей.

-та мысль, которую мы будем доказывать ;

— подтверждение тезиса, он помогает обобщить сказанное, завершает текст.

Прокомментировать: дать объяснение, пояснить. Насколько это важно.

6. По условию задания

в качестве тезиса мы должны взять определение слова «Сострадание». (слайд №5)

Какие способы толкования ЛЗ слова уже вы знаете?

На столе у каждого из вас лежат розовые карточки; цифры, указанные на них – ваш вариант:

1В — даёт определение слову СОСТРАДАНИЕ через понятийный способ;

2В-через синонимический ряд;

3В — работает с описательным способом;

4В – использует комбинированный способ.

Но сначала послушайте старую притчу, она поможет вам справиться с заданием.

Притча

Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос:

— Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?

После размышлений один сказал:

— Я это понимаю как помощь старикам и детям.

— А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, — быстро добавил другой.

— А для меня, — серьёзный голос третьего ученика заставил всех повернуться к нему, — это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.

— Правильно, — одобрил Учитель. — Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание в умении не отвернуться, а выслушать чужую скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело. А это удел только очень сильной личности.

(После прослушивания запись на листочке)

ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ: 1В-2В-3В-4В +СЛАЙД

Понятийный — даём определение понятию через слово «Это» ( Сострадание – это…); синонимический- подбор синонимов; описательный — перечисление набора признаков; комбинированный — совокупность нескольких способов

СМ .СЛАЙД №5

Н-р:

1.Понятийный-

Сострадание – это способность чувствовать чужую боль , как свою собственную , и без раздумий оказать помощь ближнему.

2.Синонимический –

Сострадание – это гуманность, милосердие, участие, сочувствие.

3.Описательный-

Сострадание – это всё то, что мы называем милосердным, искренним, благожелательным.

4.Комбинированный –

Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

7. А теперь записанное определение нужно прокомментировать. (Слайд №6)

Что значит прокомментировать тезис?

— Запишите комментарий – проверить 1-2

Обратить внимание: тезис +комментарий – 1 абзац.

Объяснить, показать важность, жизненность этического понятия

Н-р:

Сострадание – это нравственное качество, которое предполагает способность чувствовать чужую боль, как свою собственную, и без раздумий оказать помощь тому, кому она требуется . В современном мире и так много горя, поэтому людям нужно быть милосерднее и добрее по отношению друг к другу.

8. Критерий оценивания (слайд №7):

За толкование слова и комментарий к нему вы можете получить максимально 2 балла

9. Какие речевые клише помогут нам соединить Вступление и Основную часть? ( слайд №8)

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

— Попробуем объяснить данное определение.

Обратить внимание: данные речевые клише записываем в 1 абзаце.

Ученики записывают на листке

10. Что содержит основная часть сочинения? (2 примера :

1- из указанного текста;

2-из жизненного опыта) (слайд №9)

1. Рассуждаем вместе, ищем пример в тексте (1) :

В чём заключалось сострадание учительницы?

Сострадание учительницы активное или пассивное? :

2.Рассуждаем вместе : Приведите примеры из жизненного опыта(2):

Запись только после речевых клише!

2 примера

— Понять чувства и переживания детей и острое желание помочь им в обретении семьи, дома.

ТЕКСТ : «печальные маленькие люди», «глаза печальные», « на ступеньках дрожала обида». «Помню то острое чувство вины, которое поразило меня, и пришли простые мысли : …им нужен кто-то, очень близкий нужен…родные люди».

ТЕКСТ : «Написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек».

Ученик : В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания

Ученик : 1 канал ТВ: Передача «День Ангела».

Ученик : Помощь соседям.

Ученик : Сбор средств для детей с ДЦП.

Произведения: М.Шолохов « Судьба человека» (Андрей Соколов)

В.Распутин «Уроки французского»(Учительница Лидия Михайловна)

11.Включение примеров (слайд №10)

Для включения в сочинение примеров-аргументов

можно использовать следующие речевые клише:

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту А. Лиханова.

— Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста

А. Лиханова.

-Примеры сострадания можно встретить в жизни.

-Это определение можно доказать на таком примере.

-В подтверждение приведу пример из жизни.

Запись примеров по вариантам

12. Критерий оценивания: (СЛАЙД№11): max. балл за 2 примера – 3 балла

13.Завершить вашу работу вам поможет вывод.

Какие слова помогут вам начать вывод?

– вводные слова;

— речевые клише

ЗАПИСАТЬ ВЫВОД

значит, итак, следовательно, таким образом

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного

14 . Критерий оценивания (слайд№13):

смысловая цельность сочинения –

2 балла.

ИТОГО: за содержательную часть сочинения вы можете получить максимально 9 баллов.

15 . Читаем получившееся сочинение

Ученики читают получившиеся работы

16-17. (слайд№14,15)

Писать аккуратным почерком

18.

Благодарю за урок, думаю, что он не прошёл даром. Вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его смысл.

Оценки:

19. Домашнее задание: отредактировать сочинение, записать в беловик.

СОЧИНЕНИЕ

Сострадание – это нравственное качество, которое предполагает способность чувствовать чужую боль, как свою собственную,и без раздумий оказать помощь ближнему. В современном мире и так много горя, поэтому людям нужно быть милосерднее и добрее по отношению друг к другу. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста А.Лиханова. Поступок учительницы можно назвать сострадательным, ведь ею руководило желание понять чувства и переживания детей, стремление помочь им в обретении дома, семьи. Её поразили « печальные маленькие люди» с печальными глазами настолько, что она почувствовала острое чувство вины перед ними. Главная героиня пишет статью в газету о ребятишках, привлекает внимание к их горю.

Оказывается, ещё в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания. В Древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово.

Подводя итог, могу сказать, что сострадание и милосердие – главные ориентиры, с которыми человек сможет сохранить не только себя как личность, но и создать вокруг себя мир добра, красоты, справедливости.