«Чувствовать чужую боль…» методическая разработка

Эссе

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

МБДОУ «Алешковский детский сад»

Эссе

«Чувствовать чужую боль»

Автор:

Воробьёва Татьяна Михайловна

воспитатель МБДОУ

«Алешковский детский сад»

1 квалификационной категории

с.Алешково, 2014г.

«Чувствовать чужую боль…»

На подоконнике в раздевалке валяется небрежно брошенная кукла… Машинально беру в руки. Розовый комбинезончик, круглый капюшон, закрывающий всю голову. Мягкая, приятная. Но вот лицо…Какое-то странное, необычное. То ли марсианин, то ли тролль, то ли еще какое неизвестное существо. Хотя все на месте: и глаза, и нос, и губы, и даже ямочки на щечках, но лицо какое-то не наше, чужое, непонятное. Не знаю, что за цель преследовал создатель этой игрушки, или случайно она такая вышла, но эмоции она вызывает неоднозначные…

Оказалось, что кукла принадлежит Егору. Он принес ее из дома, бросил, не обращает на нее внимание и домой категорически забирать отказывается. Пытаюсь уговорить хозяина проявить милосердие: «Куколке холодно, обидно, страшно одной…»

Егор упрямо молчит. Он упорен в нежелании проявить доброту. А почему? Ведь очень часто это не требует особых усилий, а польза может дорогого стоить! Сколько раз в реалиях современной жизни каждому из нас пришлось столкнуться с равнодушием, убивающим веру в добро и справедливость, приводящим порою к непоправимым последствиям.

Уже классическими стали примеры, когда на улице мимо человека с сердечным приступом проходили десятки людей, делающих вид, что ничего не заметили. Уже никого не удивляет, когда в автобусе первыми входят, оттесняя других, молодые здоровые люди для того, чтобы сесть на сиденье, да еще занять рядом место для своей очаровательной подружки. Мы уже не рассчитываем на бескорыстную помощь в трудный момент даже в небольшом селе, где все знают друг друга. Кажется, что поведением людей руководит внутренняя установка: надейся только на самого себя, а меня не беспокой.

11 стр., 5361 слов

Творческий проект «Народная кукла»

... бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Большинство ... Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Сам образ деревенской тряпичной ...

Видимо, поэтому в нашем жестоком мире поражает, запоминается даже небольшое проявление доброты, заботы, простого внимания, рождая желание тоже подарить добро.

Едем в автобусе. Напротив сидит уже немолодая женщина. Потертая дубленка, старомодная шапка. Вроде бы никого не замечает. Погрузилась в свои думы. На очередной остановке люди встают, двигаются к выходу, не обращая внимания друг на друга. И только одна, та самая пожилая женщина, проходя мимо, тихо, ненавязчиво, как бы между прочим спрашивает молодую мамочку со спящим в конверте ребенком на руках: «Вам помочь?» И пусть помощь не потребовалась. Но как-то тепло и спокойно стало на душе. И не только у этой мамы. Вдруг подумалось: «А я почему не догадалась предложить помощь?» Конечно, тут же нашлось оправдание себе: сумки тяжелые, да и моложе есть. А ведь это тоже вошло в привычку – не искать возможности сделать хорошее другому, а выискивать причины не утруждать себя.

Так когда же и как рождаются в нас безразличие, злорадство, зависть? Когда и как приходит умение сострадать, быть внимательным к окружающим, радоваться чужой радости и бескорыстно помочь в беде? Конечно же, характер шлифуется в течение всей жизни под влиянием множества совокупных факторов. А у меня есть замечательная возможность лично заложить в маленькие сердечки зёрнышки доброты. Пусть нежные росточки крепнут, поднимаются и делают мир вокруг красивым, справедливым и тёплым.

Так поведём же маленького человечка, ласково взяв его доверчивую податливую руку, по дороге добра и любви, и научим его чувствовать чужую боль, как свою…

Я подвожу детей к окну, где всё также валяется несчастный беспризорный со странным лицом: «Смотрите, ребята, как плохо ему одному. Его никто не любит. Ему обидно. Он плачет…»

Егор упрямо молчит, поглядывая исподлобья.

— Он некрасивый, — авторитетно заявила Наташа.

— Это Егор его бросил, — напоминает Владик, снимая ответственность с себя.

— Фу, он грязный, — брезгливо морщит хорошенький носик Виолетта. Остальные выжидающе молчат. Жду и я. Волнуюсь и мысленно уже ищу новые способы вызвать сострадание: он так мечтает, чтобы его взяли, обняли, полюбили…

Тишина…И вдруг негромкий голос Кати: «Дайте я умою его».

Я облегчённо вздыхаю: лёд тронулся. Подкидыш был умыт, накормлен обедом, обрёл ласковое имя – Лизонька и даже стал причиной спора между Алёной и Павликом, отстаивающих поочерёдное право покатать его в коляске.

Вечером, уходя домой, Егор молча забрал Лизоньку с собой.

Так хочется, чтобы маленькое зёрнышко доброты, дало пышные всходы в его детском сердце!